Арабские завоевания в VII в.
АббасидскиЙ
Халифат
Во второй половине VII в. в результате раздоров между сторонниками халифа Али, зятя Мухаммеда, и представителями сильного мекканского рода Омейядов в исламе произошел раскол. В 661 г. халиф Али был убит. Престол захватил выходец из рода Омейядов, наместник Сирии — Муавия. Он стал основателем новой династии Омейядов. Муавия перенёс столицу халифата из Мекки в Дамаск, главный город Сирии. Халифат Омейядов просуществовал около 90 лет (661-750) и значительно расширил свои границы. В середине VIII в. Омейяды владели землями в Азии, Африке и Европе с населением 70-80 млн человек. Халифы набирали на государственную службу преимущественно арабов. Делопроизводство вели по-арабски, начали чеканить собственную монету.
Однако они не сумели прекратить межплеменные раздоры. В 750 г. военачальник Абул-Аббас лишил Омейядов трона и учредил новую династию — Аббасидов. Столицей халифата стал сланный город Багдад («Богом данный»). Он был основан в 762 г. при халифе Мансуре. Сегодня это столица Ирака.
Халифат Аббасидов был особенно силён в VIII-IX вв. Некоторые халифы этого периода были настолько выдающимися личностями, что их имена стали легендарными даже в Западной Европе. Так, халиф Гарун ар-Рашид (786-800) получил известность как чрезвычайно одарённый правитель, очень богатый человек; он стал одним из героев сказок сборника «Тысяча и одна ночь». При Аббасидах вводится древний восточный дворцовый ритуал. Ранее доступный для общения чуть ли не с каждым мусульманином, теперь халиф отдалил себя от подданных огромным дворцом и охраной. Рядом с халифом находился визир — первый министр и глава судебной власти. Аббасиды не воевали активно, что способствовало экономическому расцвету страны.
Благодаря оросительной системе высокими были урожаи риса, хлопка, сахарного тростника. Арабы стали уделять значительное внимание садоводству и цветоводству. Из лепестков роз изготовляли особое вещество для производства духов. Кроме того, арабы разводили редкие породы коней и овец.
В халифате существовало много больших городов, где сосредоточивались торговля и ремёсла. Повсюду славились персидские ковры, ювелирные украшения, оружие из знаменитой дамасской стали. В некоторых городах халифата проживали сотни тысяч жителей. Большим и роскошным городом была столица государства — Багдад.
Однако в конце IX в. власть Аббасидов начала приходить в упадок. Они теряют свои территории: Испанию, Марокко, Закавказье, Среднюю Азию, Армению, Египет. В 945 г. Багдадом завладело иранское войско. С этого времени халифы были лишены светской власти и сохранили за собой лишь полномочия высшего духовного лица над всеми мусульманами как наместники Пророка. Так Аббасиды продержались ещё свыше трёх веков. В 1258 г. монголы захватили Багдад и убили последнего халифа из династии Аббасидов. Арабское государство перестало существовать. Однако ислам сохранился и утвердился на значительной территории прежнего халифата. Появляется понятие «арабский мир».
Аксум и Нубия в V – IX вв.
Как мы знаем из надписи (высеченной на стене храма в Калабша) правившего около середины VI в. н. э. «царька нобатов и всех эфиопов» Силко, он изгнал из Нубии блеммиев и объединил под своей властью всю страну от Асуана на севере примерно до района Донголы на юге и, возможно, до Меровэ на востоке . К 580 г. население Нубии почти полностью приняло христианство . Вместе с христианством нубийцы, во всяком случае их привилегированные слои во главе с царем, переняли элементы византийской культуры. Мы почти ничего не знаем о преемниках Силко и о государстве, которое они возглавляли до тех пор, пока им не пришлось столкнуться с арабами. Завоевателя Египта Амра на посту правителя сменил один из его полководцев Абдаллах ибн Саид. В 651—652 гг. он вторгся в Нубию, осадил Донголу и в конце концов принудил нубийцев заключить мир, условия которого были закреплены договором. Последний обусловливал выплату калифу и его наместникам определенной доли так называемого «бакта», в который входили и рабы, а также обязывал нубийцев не нарушать границы Египта и выдавать беглецов как свободных, так и рабов. Абдаллах ибн Саид обещал со своей стороны воздержаться от нападений на Нубию.
Таким образом, между обеими сторонами устанавливались мирные отношения, а все недоразумения должны были улаживаться полюбовно. Нубийцам не разрешалось селиться между египтянами, а завоеватели не имели права оседать в Нубии . Договор, заключенный между Ибн Саидом и побежденным нубийским царем (его звали Калидурут, вариант — Балидурут), показывает, что в то время в Нубии правил только один царь, который был властен от своего имени заключать любые соглашения. Мусульмане, обосновавшиеся в Асуане, владели многочисленными землями, простиравшимися вплоть до Нубии, за которые они платили нубийскому царю земельную подать. Земли эти были ими приобретены у нубийцев еще при Омейядах и Аббасидах. Царь Нубии, воспользовавшись пребыванием в Египте калифа ал-Мамуна, послал ему протест против владельцев поместий, расположенных на его земле. Послы прибыли в Фостат, где находился тогда калиф, и сказали ему, что некоторые рабы и подданные нубийского царя продали многие участки земли своим соседям — жителям Асуана и что земля считается собственностью царя, а не продавцов, которые, будучи его рабами, могут ею владеть и пользоваться только как рабы, прикрепленные к земле. Ал-Мамун переслал дело верховному суду Асуана, состоявшему из шейхов и должностных лиц. Тем временем жители Асуана, скупившие поместья, прослышав обо всем и боясь потерять землю, прибегли к следующим мерам. Они уговорили нубийцев, продавших им свои земли, не признавать себя подданными нубийского царя, а, наоборот, сказать перед еудом: «О мусульмане, ваше отношение к вашему повелителю является и нашим. Подобно вам, мы обязаны ему повиноваться и быть ему верными. Если вы — его слуги, если ваши поместья — его собственность, мы разделяем с вами эти повинности». Когда нубийцы, продавшие свои участки, встретились на суде с посланцами царя, они сделали подобное заявление и таким образом отказались от подданства нубийскому царю. Поэтому продажа земель была признана действительной. И по сей день, пишет Масуди, участки принадлежат потомкам тех, кто их купил, а подданные нубийского царя делятся на два класса: людей, свободных от всех повинностей, и рабов, живущих в области Мерис, по соседству с Асуаном.
Государство Аксум
Аксумское царство (Эфиопия, Внутренняя Индия) — древнее государство на территории Северной Эфиопии с центром в г. Аксум. Аксум основан около середины I тысячелетия до P. X. переселенцами из Южной Аравии и позднее стал столицей воинственного царства, утвердившего свое господство на Африканском Роге. Первые сведения об Аксумском царстве относятся к I в. от P. X. Выгодное положение на торговых путях из Индии и Восточной Африки в Средиземноморье обусловило экономический подъем Аксума. Его воинственные негусы (цари), инсигниями власти которых были маленький позолоченный щит и два небольших позолоченных копья, в первые века христианской эры сумели объединить под своей властью соседние племена. Войско аксумитов составляли дружины племенных царьков (василисков греческих источников) и отряды ополчения родоплеменных общин. Не позднее середины II в. от P. X. Аксум распространил свое влияние на обширные территории в Южной Аравии, после заморской экспедиции одного из своих царей. В III в. военная мощь Аксумского царства и его политическое влияние в Южной Аравии усилилось, и аксумские цари к IV в. стали именовать себя верховными правителями южноарабского Химьяритского царства. Однако вследствие усиления и централизации государства химьяритов Аксум в том же веке лишился своих владений на Аравийском полуострове, тем не менее не оставив притязаний на господство над южными арабами. В начале IV в. в правление царя Эзаны аксумиты завоевали Нубию (Куш), и при том же государе, в результате тесных культурных и торгово-экономических контактов с восточной частью Римской империи и активной деятельности христианских миссионеров, Аксумское царство во второй четверти IV в. приняло христианство. Этим был поставлен надежный заслон распространению иудейского влияния в Африке и положены основы стратегического союза Аксума с Византией. Первым аксумским епископом в 328 г. стал сирийский миссионер Фрументий (авва Салама в эфиопских источниках), рукоположенный александрийским архиепископом Афанасием Александрийским. Верховных священников Аксум получал от Александрийской Церкви, и с течением времени эфиопы, как и подавляющее большинство христиан Северной Африки, стали исповедовать монофизитскую разновидность христианства. Аксум играл роль главного ревнителя христианства на Африканском Роге и в Южной Аравии, был надежным проводником византийской политики в IV-VII вв. В VI в. Аксум вел затяжные войны с царством Химьяритов. После смерти химьяритского царя Маадикариба Йафура, покровителя южноаравийских христиан и друга Аксума, новый царь Йусуф Асар Йасар попытался опереться на иудаизм в своих попытках противостоять влиянию Аксума в своем государстве. Он перебил десятитысячный гарнизон аксумитов в столичной крепости Зафар, развязал жестокие гонения на своих подданных-христиан и взял ориентацию во внешней политике на сасанидский Иран. Все это очень обеспокоило не только Аксум, но и Византию. По настоянию византийского императора Юстина I (518-527) с помощью кораблей и флотоводцев империи аксумский царь Калеб (Элла-Асбаха) в 525 г. совершил победоносный поход в Южную Аравию и разгромил войско царя химьяритов. Йусуф Асар Йасар погиб, а на троне химьяритов аксумиты утвердили своего ставленника Сумайфаа Ашбу. Однако последующие попытки императора Юстиниана I Великого (527-565) наладить поступление в империю китайских шелков и индийской роскоши через Аксум в обход Ирана не увенчались успехом. Не оправдал надежд византийского императора и аксумский военачальник и христианский царь химьяритов Абраха Румахис Зубайман, который, несмотря на заключенный союз с Византией, не оказал ей никакой существенной поддержки в ходе ирано-византийских войн в 30-40 гг. VI в. В 40-50 гг. VII в. Аксумское царство вновь эффективно поддерживало Византийскую империю на первом этапе ее борьбы с исламской агрессией. Уже в 640 г. эфиопы организовали крупный набег на Аравийский полуостров и.с этого времени находились в состоянии непрерывной войны с Халифатом. Опираясь на тесный союз с христианскими государствами Нубии (совр. Судан), аксумиты совершали успешные нападения на занятый арабами Египет. В течение семи лет эфиопы удерживали г. ал-Хайс в Верхнем Египте, продолжали набеги на Аравию со стороны Красного моря. Один из таких набегов в 651 г. очень помог Византии заключить наконец мирный договор с Халифатом после долгой и в целом неудачной для нее войны. Однако в дальнейшем контакты Византии с Аксумским царством ослабли вследствие появления у арабов сильного флота и потери империей всех своих владений в Южном Средиземноморье. С этого времени в Аксумском царстве начался период постепенного экономического и культурного упадка, завершившийся распадом государства в XIII в.
Индия в X – XIII вв..
На юге Индии в X—XII вв. получает распространение бронзовая скульптура. Среди статуй и статуэток индуистских божеств главное место занимает изображение бога Шивы. Он предстает в виде многорукого Натараджана — бога танца.
Завоевание Северной Индии в X —XII вв. мусульманами принесло новые для Индии культурные традиции Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. В Индии стали строиться сооружения с арками, куполами и сводами. Появились и новые типы сооружений (мечети, минареты, мавзолеи).Велик вклад Индии и в науку. Так, исключительно важным стало создание десятичной системы счисления. Индийскими учеными была создана таблица для вычисления местонахождения планет. Ученый и астроном Арнабхата высказал мысль, что Земля — шар и вращается вокруг своей оси. Многие астрономические тру- | ды индийских ученых переводились на арабский язык. Благодаря этому идеи, заложенные в эти сочинения, проникали и в другие страны.
В результате ряда завоеваний и вторжений иноземцев Индия оказалась населена многими народами, говорившими на различных языках и имевшими разные обычаи и верования. В XII веке территории Северной Индии были объединены под властью мусульманских султанов, сделавших столицей крупный и богатый город Дели. В Делийском султанате вся власть принадлежала феодальной знати. Над столицей поднялась в её честь 72-метровая «башня победы» из красного мрамора с надписями и барельефами. Индийских же крестьян и ремесленников безжалостно угнетали: их разоряли непосильными налогами, эксплуатировали на принудительных работах.
Делийское государство было непрочным: феодалы не желали подчиняться султану; хозяйственные связи между отдельными районами султаната были очень слабыми; население ненавидело завоевателей. В различных областях страны часто вспыхивали народные восстания. Через три века Делийское государство постигла судьба его предшественников - оно распалось на самостоятельные феодальные владения.
Ирано-византийские войны
Ирано-византийские войны — вооруженная борьба между Византией и Ираном в V-VII вв. за господство в Передней Азии. Традиционное военное противостояние с персами Византия унаследовала от Римской империи. При этом государи Византии именно сасанидский Иран рассматривали в качестве единственного, помимо самой империи, полноценного государства, достойного уважения; между императорами и шахами существовали официальные «братские отношения». Не раз случалось, что повелители одного из государств становились опекунами («усыновляли») наследников другого, чтобы в будущем гарантировать его законные права на престол. Вместе с тем глубокие противоречия в геополитических интересах и религиозных идеологиях держав постоянно создавали почву для конфликтов между ними.
В 420 г. в Иране, где государственной религией был зороастризм, начались гонения на христиан, и множество беженцев устремилось в пределы Византии. В ожидании вражеского вторжения в восточных провинциях империи строили укрепления. В то же время византийцы нанесли упреждающий удар в Месопотамии. Оттеснив вражеские передовые отряды, войска империи осадили крепость Нисибис, однако с подходом сильной персидской армии во главе с шахиншахом Бахрамом V они были вынуждены отступить за Евфрат. Здесь произошло крупное сражение, в котором персы были разбиты. После этого, в 422 г. война завершилась подписанием мирного договора, согласно которому обе державы гарантировали своим подданным свободу вероисповедания, что не накладывало на Византию никаких обязательств, так как зороастрийцев на ее территории практически не было. В свою очередь византийский император обязывался не оказывать покровительства арабским племенам, жившим на территории Ирана, и должен был вносить плату за охрану персами так называемых Каспийских ворот (Дербентского прохода), через которые обычно вторгались кочевые племена, разорявшие как иранские, так и византийские владения в Малой Азии. Новое обострение в межгосударственных отношениях случилось тогда, когда на Иран стали совершать набеги малоазийские племена исавров.
В 440 г. шахиншах Йездегерд II выступил в поход на византийские владения, а армия империи была выдвинута к Евфрату для защиты границы. Однако после незначительных столкновений конфликт удалось уладить дипломатическими средствами. Стороны заключили перемирие сроком на год. Важнейшим условием этого соглашения стал запрет строить крепости в приграничной полосе. К началу VI в. византийцы, воспользовавшись некоторым ослаблением Ирана, прекратили выплаты, предусмотренные соглашением 422 г. Шахиншах Кавад I потребовал уплатить долг сразу за несколько лет, но император Анастасий ответил отказом. Это послужило поводом к войне 502-506 гг. Персы вторглись в Армению, и пока они осаждали приграничную крепость Амида, византийцы спешно собирали армию для отражения нападения.
В январе 503 г. Амида пала, прежде чем войска империи успели прибыть к месту военных действий. В дальнейшем борьба шла с переменным успехом: персы нанесли поражение противнику в полевом сражении, но не смогли овладеть Эдессой, а византийцы опустошили персидскую часть Армении. Затем положение Кавада осложнилось вторжением гуннов с севера. Не имея возможности вести войну на два фронта, шах был вынужден пойти на переговоры с Византией, и в 506 г. стороны подписали мирный договор, подтверждавший прежние границы. В нарушение достигнутых договоренностей император Анастасий возвел в пограничной зоне крепость Дару. Это обстоятельство было ис-пользовано персами в качестве повода для начала новой войны, главной причиной которой было усиление влияния Византии в Лазике — традиционной сфере интересов Ирана на Кавказе. В 528 г. объединенные силы лазов и византийцев отразили иранское вторжение. Два года спустя войско магистра Велизария разбило вдвое большую по численности персидскую армию у стен крепости Дара в Месопотамии. Вступивший на престол сын Кавада Хосров I Ануширван в 532 г. подписал с Византией бессрочное перемирие. Державы подтвердили сохранение старых границ, но империя обязывалась выплатить просроченные долги за охрану Каспийских ворот. «Вечный мир» оказался недолгим. Около 540 г. император Юстиниан пытался привлечь на свою сторону союзных Ирану арабов, в то время как крупные силы византийской армии вели боевые действия в Италии и Северной Африке. Хосров воспользовался этим обстоятельством для развязывания новой войны. Персы успешно действовали в Сирии, захватили и дотла разорили Антиохию, но увязли в Лазике. Обе стороны жестоко опустошали сопредельные приграничные территории. Этапы войны на короткое время прерывались заключаемыми перемириями в 545, 551 и 555 гг., в ходе которых стороны собирались с силами для продолжения боевых действий. Только в 561 г. был подписан мир сроком на 50 лет. Византийская империя обязывалась выплачивать Ирану ежегодную дань, а персы вывели войска из Лазики, но закрепили за собой Сванетию.
В 570 г. персы захватили Йемен, изгнав оттуда союзных империи христиан-эфиопов. Со своей стороны Византия организовала набеги тюрок и хазар на Иран, а также оказала помощь восставшей против власти шаха Армении. Все это привело к новому обострению отношений; кроме того, император Юстин II в очередной раз отказался вносить договорные денежные платежи. В результате между двумя державами вспыхнула новая война 572-591 гг. После первых успехов византийцев армия Хосрова вторглась в пределы империи и подвергла разгрому сирийские города. Сам шахиншах в 573 г. осадил и взял крепость Дару. Византийцам удалось заключить перемирие, но в 576 г. боевые действия возобновились.
В 578 г. Юстин II скончался, год спустя умер и Хосров I, но боевые действия продолжались с переменным успехом. В 590 г. был свергнут с престола и убит сын Хосрова Хормизд IV. Его сын и преемник Хосров II Парвиз вскоре также лишился власти в результате мятежа полководца Бахрама Чобина. Хосров бежал в Византию и умолял императора о помощи. Император Маврикий усыновил молодого шаха, и Хосров с помощью византийской армии вернул себе престол предков. После этого в 591 г. между двумя державами был подписан крайне выгодный для империи мир: Иран отказался от византийской дани, а империя существенно расширила свои границы на Востоке — почти вся Персоармения отошла к Византии. Утвердившись на троне, Хосров II поддерживал с Византией мирные отношения, однако с помощью тайной дипломатии разжигал антиимперские настроения среди армянской знати.
Когда в 602 г. его благодетель император Маврикий был свергнут и казнен и власть в Константинополе захватил узурпатор Фока, шахиншах под предлогом мести за своего приемного отца начал последнюю ирано-византийскую войну. На ее первом этапе персы достигли впечатляющих результатов. Овладев пограничными крепостями, они к 610 г. заняли Месопотамию, а через три года завоевали Сирию. В 614 г. персы взяли Иерусалим, в 617 г. вторглись в Египет, а к 622 г. контролировали большую часть Малой Азии. Не раз их конница совершала стремительные набеги до самого Мраморного моря.
В 610 г. в Константинополе произошел очередной переворот, Фока был свергнут и убит. Но и новый император Ираклий долгое время не имел реальных сил для противодействия врагу.
Только зимой 622 г., сформировав и лично обучив вновь набранное войско, он перебросил его с помощью флота в Киликию и закрепился там. Год спустя Ираклий доставил вторую армию по морю в Трапезунд. Собрав имевшиеся силы в единый кулак, он вытеснил персов из Малой Азии и вторгся вглубь Ирана, оттянув на себя часть вражеских сил с Ближнего Востока. Даже осада персами и аварами Константинополя в 626 г. не заставила Ираклия прекратить наступательную войну. Византийцы удачно действовали в Закавказье, а затем вступили в Месопотамию.
В декабре 627 г. Ираклий разгромил персов у развалин Ниневии, а вслед за этим разорил окрестности шахской столицы Ктесифона. Поражения армии Ирана вызвали возмущение персидской знати, и в феврале 628 г. Хосров II был свергнут и убит в результате заговора. Его сын и преемник Кавад II немедленно предложил императору начать переговоры, которые закончились в 629 г. подписанием мирного договора. Персы возвратили Византии все ранее захваченные у нее территории, и граница 591 г. была восстановлена. Без всяких условий и выкупа Иран вернул империи пленных и наиболее важные трофеи, включая Святой Животворящий Крест Господень, захваченный персидскими войсками в Иерусалиме. Но, разгромив Иран и одержав решительную победу ценой напряжения всех сил государства, Византия оказалась ослабленной перед неожиданно появившейся арабской угрозой. Это предопределило поражение обеих держав в ходе начавшихся арабских завоеваний в 30-40-х гг. VII в.
Образование Делийского султаната в Индии.
Северная Индия распалась на ряд княжеств. Их правители устанавливали для подданных множество повинностей. Крестьян обязали сдавать почти половину урожая, работать на постройке дорог, мостов, храмов, дворцов и крепостей. Их обязывали следить за каналами, плотинами и водохранилищами. Кроме того, крестьяне платили налоги за скот, за ткацкие станки, за выжимание растительного масла, за разрешение построить хижину, за свадебный праздник и многое другое. Не менее жестокой эксплуатации подверглись и городские ремесленники. В 1526 г. в Индии на смену Делийскому султанату как сильнейшая и определяющая политическую ситуацию держава пришло государство Великих Моголов. Это государство было создано в результате завоевания выходцами из Средней Азии, которых индийцы в те времена без разбора называли монголами (в индийском произношении -- мугхал). Это наименование прилагалось и к падишахам династии, основанной Бабуром, в свою очередь в искаженной европейской передаче их называли Моголами, Великими Моголами. Бабур был одним из потомков Тимура, ослабевших в междоусобной борьбе. Большая часть его жизни прошла в безуспешных войнах за Самарканд и власть над Средней Азией. Конец его надеждам положили узбеки, завоевавшие важнейшие ее области. Бабуру пришлось спасаться за Гиндукушем, в Афганистане, где он укрепился в долине Кабула. Отсюда он совершил несколько удачных набегов на соседние индийские территории, проникнув довольно глубоко в Пенджаб. Конечно, Бабур был прекрасно осведомлен о слабости Делийского султаната и всей политической обстановке в Индии, когда в 1525 г. начал свой дерзкий завоевательный поход на Дели. У него было только 12 тысяч войска, но зато состоявшего в основном из закаленной в боях конницы и легкой подвижной артиллерии, боевые качества которой были весьма совершенными для уровня той эпохи. Стремясь устрашить индийцев жестокими расправами над непокорившимися ему врагами, Бабур в то же время всяческими способами привлекал на свою сторону индийских феодалов. В Пенджабе к нему примкнули правители, недовольные делийскими султанами, и в битве при Панипате (небольшой городок на северных подступах к Дели) в 1526 г. Бабур уже обладал войском, сопоставимым по численности с армией его противника (около сорока тысяч). Учитывая низкий боевой дух делийского войска и едва прикрытую разобщенность его руководства, победа многоопытного талантливого полководца Бабура не кажется такой уж удивительной. Ибрагим Лоди был убит в битве. Бабур занял Дели и Агру. Бабур стал раздавать. в управление своим военачальникам целые области, щедро жаловал и тех индийских феодалов-мусульман, которые признавали его падишахом, стремясь создать как можно более широкую опару своей власти. Битва при Сикри (1527) по своим масштабам и ожесточению значительно превосходила сражение при Панипате, но победа снова досталась Бабуру. Его грозный соперник Рана Санга был разбит, что привело к распаду созданной им конфедерации раджпутских княжеств. Социальной опорой власти Бабура в Индии явился численно весьма незначительный слой крупных служилых феодалов, ядром которого были пришедшие с Бабуром тюркские и афганские военачальники; другая, более широкая группа феодалов была представлена как феодальными родами, жившими в Индии уже многие поколения, так и относительно недавними, «новыми», обитателями Индии, прибывшими в период правления династии Лоди. Особенно характерно, что свои владения перед смертью он разделил на уделы, как это практиковалось в примитивных раннефеодальных государствах. Старший сын Хумаюн получил наиболее обширный и 'богатый удел -- долину Ганга; Пенджаб и Восточный Афганистан -- Кабул и Кандагар -- достались его братьям. Тем самым Бабур раздробил и ослабил начавшее было укрепляться государство и вызвал вражду завистливых братьев к Хумаюну. После смерти Бабура, последовавшей в 1530 г., положение наследника было непрочно еще из-за враждебности некоторых поселившихся в Индии при правлении династии Лоди афганских племен и многих старых феодалов. Мятеж против Хумаюна возглавил вождь афганского племени сур, поселившегося в Бихаре. Вождь суров Шер-хан в двух битвах разбил Хумаюна, чему способствовало предательство ряда старых феодалов, переметнувшихся к Шер-хану. Изгнав Хумаюна из Индии и став во главе захваченного большого государства, победитель стал именовать себя Шер-шахом (]540--1545). Хумаюн же, спасшись от своих братьев, хотевших его ослепить, нашел пристанище у иранского шаха.
Гос механизм – военная организация.Основная форма феод владения – икта (держание на очень огранич правах).Владелец икта должен был собирать налог в соответствии с установ-ми нормами, лишь небольшую долю мог оставить себе (1/20 – 1/10 от общей суммы собранного налога). Обычно владение оставалось в руках пожизненно, но не наследственно.Крупные владельцы икта – «мукта», титул – эмир и малик. Владельцы мелких икта – иктадары. По мере упрочения гос-ва чисто военная сплоченность феодалов нач ослаб. Малики и иктадары больше чувст себя феодалами и меньше слугами и воинами государя. Илтутмыш раздал мельчайшие икта 2 тыс воинов. Эти иктадары-всадники должны были лично участв в воен походах – завис от власти султана. Прямое владение гос-ва – халисе – осн земельн налогсобирали чиновники налог ведомства, средства в казну, оттуда на воен нужды. Армия форм из 2х частей: войска султана и войска иктадаров. + Владения индийских феодалов – заминдари – феодалы не несли воен. Службы, отдавали дань налоговому ведомству. К их числу – вассальные князья, более мелкие владетели и общинная верхушка (сбор налогов с общинников) Др. формы феод владения. Инам – дар – наследств владение. Мульк – наслед влад-ие, часть дохода гос-ву. Вакф – земли переданные мусульм учреждениям (сущ пока сохран учреждение). После длит-ого периода госп-ва наслед частной феод собственности и феод раздроб наступ этап сущ-ия централ гос-ва. Эволюция икта шла в направлении расширения прав феодалов за счет власти и могущества государя.
Образование Османской империи
Образование Османской империи (1299-1402)
Осман (годы правления 1288—1326), сын и наследник Эртогрула, в борьбе с бессильной Византией присоединял к своим владениям область за областью, но, несмотря на растущее могущество, признавал свою зависимость от Ликаонии. Был вождём беем в 1281 г.Он стал основателем Осм. империи , объявил независимость страны от сельджуков и принял титул султана. в 1299 г. По его имени турки стали называться османскими турками или османами.Он зоавоевал всю зап. часть М Азии. Власть их над Малой Азией распространялась и укреплялась, и султаны Конии не смогли воспрепятствовать этому.С этого времени у них возникает и быстро увеличивается, по крайней мере количественно, собственная литература, хотя и весьма мало самостоятельная. Они заботятся о поддержании торговли, земледелия и промышленности в завоёванных областях, создают хорошо организованную армию. Развивается могущественное государство, военное, но не враждебное культуре; в теории оно является абсолютистским, но в действительности полководцы, которым султан давал разные области в управление, часто оказывались самостоятельными и неохотно признавали верховную власть султана. Нередко греческие города Малой Азии добровольно отдавали себя под покровительство могущественного Османа.
Сын и наследник Османа Орхан I (1326—59) продолжал политику отца. Он считал своим призванием объединить под своей властью всех правоверных, хотя в действительности завоевания его направлялись более на запад — в страны, населённые греками, чем на восток, в страны, населённые мусульманами. Он очень искусно пользовался внутренними раздорами в Византии. Не раз спорящие стороны обращались к нему как к третейскому судье. В 1330 г. он завоевал Никею, важнейшую из византийских крепостей на азиатской почве. Вслед за тем во власть турок попала Никомедия и вся северо-западная часть Малой Азии до Чёрного, Мраморного и Эгейского морей.Наконец в 1356 году турецкое войско под начальством Сулеймана, сына Орхана, высадилось на европейском берегу Дарданелл и овладело Галлиполи и его окрестностями. В деятельности Орхана по внутреннему управлению государством его постоянным советником был его старший брат Аладдин, который (единственный пример в истории Турции) добровольно отказался от прав на престол и принял пост великого визиря, специально для него учреждённый, но сохранившийся и после него. Для облегчения торговли было урегулировано монетное дело. Орхан чеканил серебряную монету — акче от своего имени и со стихом из Корана. Он построил себе в только что завоёванной Бурсе (1326) роскошный дворец, по высоким воротам которого османское правительство получило имя «Высокой Порты» (дословный перевод османского Bab-ı Âlî — «высокие врата»), нередко переносимое на само османское государство. В 1328 году Орхан дал своим владениям новое, в значительной степени централизованное управление. Они были разделены на 3 провинции (пашалыка), которые делились на округи, санджаки. Гражданское управление было соединено с военным и подчинено ему. Орхан положил начало войску янычар, вербовавшемуся из христианских детей (сначала 1000 человек; позднее число это значительно возросло). Несмотря на значительную долю терпимости к христианам, религия которых не преследовалась (хоть с христиан и брали налоги), христиане массами переходили в ислам.1352 г. — захват Дарданелл. 1354 г. — захват Галлиполи.После взятия Галлиполи турки укрепились на европейском берегу Эгейского моря, Дарданелл и Мраморного моря. Сулейман умер в 1358 г., и Орхану наследовал второй его сын, Мурад (1359—1389), который хотя и не забывал о Малой Азии и завоевал в ней Ангору, но центр тяжести своей деятельности перенёс в Европу. Завоевав Фракию, он в 1365 г. перенёс свою столицу в Адрианополь. Византийская империя была сведена к одному Константинополю с ближайшими его окрестностями, но продолжала сопротивляться завоеванию ещё почти сотню лет. Завоевание Фракии привело турок в ближайшее соприкосновение с Сербией и Болгарией. Оба государства проходили период феодального дробления и не могли консолидироваться. В несколько лет они обе потеряли значительную часть своей территории, обязались данью и стали в зависимость от султана. Однако были периоды, когда этим государствам удавалось, пользуясь моментом, частично восстановить свои позиции.При вступлении на престол следующих султанов, начиная с Баязета, вошло в обыкновение убивать ближайших родственников для избежания семейного соперничества из-за престола; этот обычай соблюдался хотя и не всегда, но часто. Когда родственники нового султана не представляли по своему умственному развитию или по другим причинам ни малейшей опасности, они оставлялись в живых, но их гарем составлялся из невольниц, сделанных бесплодными посредством операции. Османы вступили в столкновение с сербскими владетелями и одержали победы при Черномене (1371) и при Савре (1385).В 1389 году сербский князь Лазарь начал новую войну с османцами. На Косовом поле 28 июня 1389 г. его армия в 80 000 чел. сошлась с армией Мурада в 300 000 чел. Сербская армия была уничтожена, князь убит; в битве пал и Мурад. Формально Сербия сохраняла ещё свою независимость, но она платила дань и обязалась поставлять вспомогательное войско.
Реформы Тайка в Японии
К VII в. в Японии возникла кризисная обстановка. Причиной этого была борьба за частное обладание зависимыми людьми и землей, борьба за господство над свободными общинниками между правителями Ямато и новой знатью, возникшей в VI-1/2 VII в. Прежние управленческие структуры сохраняли многие черты родового устройства и не могли уже осуществлять эксплуатацию народа.Кризис привел к политическому перевороту 645 г., известному в истории как "переворот Тайка" (букв. "Великие перемены", по девизу годов правления), когда группа аристократов во главе с принцем Наканооэ и Накатоми Камако (впоследствии Фудзивара Каматари) ликвилировала влиятельный при императорском дворе род Сога. Этот переворот привел к последующим реформам ("реформы Тайка"). Реформы, кроме внутренних, вызваны были и внешним фактором - усилением китайской империи Тан и ее стремлением захватить Корейский полуостров, что расценивалось как угроза самой Японии. Уже в 645 г. начались преобразования правительственного аппарата, а указом правительства от 646 г. был разъяснен смысл реформ:
1. Отмена частных земельных владений и ликвидация категории зависимых людей императорской семьи и аристократии; объявление земель и людей государственными. За это аристократия получила компенсацию в виде ранговых, должностных и прочих наделов, выплат из казны, права на налог и отработки крестьянских дворов, выделяемых в "кормление".
2. Были созданы центральные органы управления, введено территориальное административное деление.
3. Было предписано составление земельных реестров, проведение подворных переписей, каждый получал земельный надел.
4. Вводилась новая унифицированная налоговая система.
Все эти реформы были направлены на создание централизованного государства. Реформы имели продолжение и в последующие годы. В 668 г. при императоре Тэндзи (бывший принц Наконооэ) был создан первый кодекс законов "Омирё", а в 670 г. проведена первая в масштабах страны перепись населения. Этим также были заложены основы централизованного государства.
- центральная палата императорских дел (накацукаса); - министерство церемоний (сикибусё);
- министерство гражданских дел (дзибусё);
- министерство народных дел (мимбусё);
- военное министерство (хёбусё);
- министерство правосудия (гёбусё);
- национальное казначейство (окурасё);
- министерство императорского дома (кунайсё).
Главные направления программы Тайка включали в себя:
— основание столицы с постройками в китайском стиле;
— создание централизованной системы государственных министерств;
— попытки свести управление провинциями к унифицированной модели;
— строительство дорог и мест для передержки лошадей в целях улучшения коммуникаций;
— введение системы централизованного сбора налогов;
— проведение переписи;
— составление систематизированного кодекса з<