Охарактеризуйте отношения руководителей восстания 1836-1838 годов с ханом Жангиром.

После смерти Бокея в 1815 году ввиду малолетства его сына Жангира престол занял Шыгай Нуралыулы, родной брат Бокея. Отношения нового хана со старшиной бериша Исатаем, сразу приняли характер противостояния, выразившейся во взаимной барымте. В 1817 году Оренбургская пограничная комиссия арестовала Исатая по ложному доносу ханских людей, но сородичи, выплатив 20 тысяч рублей, освободили его. В 1823 году Шыгай хан сам обвинил его в убийстве двух человек из рода тама и снова заточил в тюрьму. За недостатком доказательств Исатая вновь выпустили на свободу. С приходом к власти Жангира в 1823 году Исатаю были возвращены его родовые кочевья, и он стал верным сподвижником молодого хана. Но в начале 30-х годов XIX века в народе все больше назревает недовольство политикой Жангира. В 1833 году Жангир хан назначил своего тестя Караулкожу Бабажанова, крупного землевладельца, управляющим родовыми подразделениями, кочевавшими в прикаспийских степях. Это решение хана было не одобрено многими родами Младшего жуза, открыто выразившими свое недовольство. Караулкожа был известен как жестокий угнетатель рядовых кочевников, крупный ростовщик-торговец, сторонник силовых методов в управлении. Кроме того, его происхождение (кожа) не давало ему прав управлять казахскими родами. В центре недовольства были представители рода бериш, кочевавшие на юге, во главе с Исатаем. Попытки Исатая и других родоправителей решить инцидент путем переговоров не привели к успеху. Хан оставлял без внимания письма старшин Младшего жуза. К этому времени Исатай имел большой опыт управления родами, отличался смелостью и решительностью, полководческими талантами. Не получив ответа на свои требования Исатай вместе с Махамбетом Утемисовым и другими влиятельными старшинами Младшего жуза возглавил народное восстание против политики Жангира.В феврале 1836 года началась открытая борьба казахского народа против хана Жангира. Поводом для военных действий послужил отказ Исатая явиться в ставку хана. Участились нападения на аулы султанов и баев, разгром их усадеб, захват земли и скота. Участники восстания игнорировали приказы ханских чиновников, переходили под власть Исатая.

Махамбет Утемисов – батыр, возглавивший народ; борец, мечтавший видеть Казахстан свободным и независимым, поэт высокого духа. Родился он в местности Бекетай Бокейской орды (Жанибекский район Уральской области). Махамбет с детства был увлечен стихосложением. Его выдающийся поэтический талант признавали все. Поэт прославился не только благодаря мастерству владения словом, но и благодаря своим духовным качествам, мудрости, храбрости, человечности. Когда Махамбет стал популярен в народе, Жангир хан захотел подчинить его своей воле и запретил слагать стихи против власти. Но свободолюбивый акын не подчинился ему. Жангир хан решил сломить его волю и заключил поэта в тюрьму. В 1829–1830 годах Махамбет был под стражей в городской тюрьме. Выйдя на свободу, Махамбет объединился с Исатаем Таймановым и сыграл важную роль в восстании, призывая народ своими песнями к борьбе против царской власти и ханского угнетения. В стихах он воспевал свободу и смелость народных вождей и батыров. В 1838 году после смерти Исатая Махамбет с небольшой группой перебрался в Хивинское ханство. Он вновь хотел поднять народ против власти, но потерпел неудачу. Тайно приехав в Бокейскую орду, стал вести агитацию среды народа против ханов и царя. Но его арестовали, привезли в Оренбург, где строго предупредив, освободили. Последние годы жизни акын провел в ауле. Жангир хан и султан Баймагамбет, опасаясь влияния Махамбета на народ, вели за ним слежку. В конце концов ханские приспешники подлым образом убили поэта. В памяти народа Махамбет остался борцом за свободу, независимость, справедливость.

Билет № 19

1. Мусульманское образование в Казахстане в XIX веке.

В начале XIX в. в мектепах (школах) Казахстана преподавали шакирдам "Шаригат ул-иман” ("Правила мусульманской религии”), "Аптиек” ("Одна седьмая часть Корана”), давали другие религиозные знания. К середине века в системе мусульманского образова­ния произошли изменения. В крупных медресе для преподавания на арабском языке стали привлекать людей с глубокими специальными знаниями.Состоятельные родители направляли детей в медресе Бухары, Самарканда, Хивы и Ташкента для продолже­ния образования. Там шло обучение на арабском • языке, изучалась средневековая арабская философия. Кроме -того, обучали истории, географии, математике, другим наукам и языкам, в том числе русскому.В связи с развитием новой системы образования в Казахстане открывались школы с русским языком обу­чения в Омске, Оренбурге, Семипалатинске, Уральске и других городах. Превращение крепостей и городов в центры торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном потребовало создания специальных учеб­ных заведений по подготовке толмачей (переводчиков).

2. Почему переход к рыночной экономике в Казахстане сопровождался трудностями.

Кардинальное реформирование экономики Казахстана началось еще до обретения республикой независимости. Уже в 1990—1991 гг. в стране начали создаваться кооперативы, малые предприятия, торговые фирмы. Законы о разгосударствлении и приватизации, о кооперативах и малых предприятиях начали приниматься еще в бытность Казахстана союзной республикой.Переход к рыночной экономике оказался трудным и сложным. Разорванные производственные связи между предприятиями, нарушения договоров привели к осложнению положения многих предприятий, участились случаи работы на неполную мощность, а то и полной остановки производства. Проблемы потребительского рынка обострились, обозначился дефицит продуктов питания и товаров народного потребления. Бесконтроль­ный выпуск бумажных денег привел к их обесцениванию. На руках у населения сосредоточилось около 13 млрд, руб., не обеспеченных товарами денег. Либерализация цен в России с начала 1992 г. еще более осложнила положение в республике. Руководству республики пришлось повторить эти же меры вслед за Россией. Президент Казахстана с согласия Президиума Верховного Совета издал указ о либерализации цен в республике с 6 января 1992 г.Либерализация цен, как и ожидалось, привела к их резкому повышению. Многие руководители предприятий и торговых организаций программу перехода к рынку поняли как призыв к постоянному повышению цен. Повышение цен на продукты, прежде всего на хлеб, молочные продукты, кондитерское изделия, нанесло тяжелый удар по бюджету населения, в первую очередь— многодетных семей и семей с низким уровнем дохода.Ухудшение условий жизни вызвало широкую волну протеста населения. Пенсионеры, учителя, врачи вышли на демонстрацию, требуя увеличения зарплат и пенсий. В целях улучшения положения в экономике прини­мались новые стратегические направления развития. Но жизнь, в свою очередь, скорректировала экономическую политику правительства. Через некоторое время стало ясно, что достигнуть поставленных целей не удастся.

Наши рекомендации