Основные правовые системы современности.
Правовая система общества – это совокупность внутрисогласованных взаимосвязанных юридических средств с помощью которых государство оказывает регулятивно - организационное воздействие на общественные отношения.
Романо-германская правовая система
1.Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.
2.единая иерархически система источников писаного права, главное место занимают нормативные акты (законодательство);
3.формировании права отводится законодателю, а правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) реализует эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;
4.имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;
5.высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;
6.важное значение имеют подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции и др.);
7.право делится на публичное и частное, а также на отрасли;
8. правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
9. на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;
10.особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.
Англосаксонская правовая система (семья общего права)
1.национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.
2.основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
3.юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;
4.ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят судам, которые в этой связи занимают особое положение в системе государственных органов;
5.на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;
6.главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;
7.отсутствуют кодифицированные отрасли права;
8.отсутствует классическое деление права на частное и публичное;
9.статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
10.юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.
Система религиозного права
1.Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
2.главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;
3.источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране;
4.весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует единые правила поведения;
5.особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;
6. отсутствует деление права на частное и публичное;
7.нормативные правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
8.судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;
9.во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).
Система традиционного права
1.правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.
2.доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;
3.обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;
4.обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;
5.нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше;
6.судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;
7.судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;
8.юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;
9.архаичность многих ее обычаев и традиций.