Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм.
Норма права – это создаваемое или санкционируемое государством общеобязательное формально - определенное правило поведения, предоставляющее участникам общественных отношений субъективные права и возлагающее на них юридические обязанности.
Норма права выражается в НПА в форме статьи.
Выделяют три основных варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:
1. когда норма права и статья нпа совпадают, т.е. все три элемента нормы права содержатся в одной статье.
2. когда норма права содержится в нескольких статьях одного и того же НПА (отсылочный способ) или другого НПА (бланкетный способ).
3. когда в одной статье нормативного акта содержится несколько норм права.
В литературе различают 3 основных способа изложения норм права:
1. Прямой способ изложения. В статье нормативного акта излагаются все три
элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция).
2. Отсылочный способ изложения. При этом способе отдельные элементы
нормы излагаются в других статьях данного акта или в другом конкретном акте, на которые и делается. Об отсылочном характере изложения нормы порой свидетельствует фраза «если иное не предусмотрено законом или
договором».
3. Бланкетный способ изложения. При данном способе предполагаемые для
использования правила упоминаются, но не приводится их содержание
(например, нарушение правил техники безопасности). Отсылка по поводу
недостающих элементов нормы делается не к конкретной статье, а к целому роду или виду правил или нормативных актов (ст. 212, 246, 257, 264, 341 УК РФ). Статья выполняет функцию своеобразного бланка, который заполняется другим юридическим актом, содержащим правила специального характера.
Выделяют также казуистический и абстрактный способы изложения правовых норм.
Классификация норм права.
Норма права – это создаваемое или санкционируемое государством общеобязательное формально - определенное правило поведения, предоставляющее участникам общественных отношений субъективные права и возлагающее на них юридические обязанности.
Классификация – распределение изучаемых объектов по группам (классам) на основании общего признака.
По функциям в механизме правового регулирования подразделяются на:
- исходные нормы (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.д.) устанавливающие основные начала, исходные моменты правового регулирования определенной группы общественных отношений, они не имеют четко выраженной трехэлементной структуры (определение преступления);
- нормы – правила поведения - детализирующие исходные нормы, регулирующие специфические разновидности общественных отношений путем установления типичных прав и обязанностей.
По предмету правового регулирования
- по отраслям права, т.е. по тем о/о, которые они регулируют
По методу правового регулирования:
- Императивные – властные предписания государства о том варианте поведения, который хочет видеть законодательный орган
- Диспозитивные – представляют субъектам возможность договориться, выбрать приемлемый для них вариант поведения в приделах закона по своему усмотрению
- Поощрительные – содержат предписания морального и материального стимулирования субъектов за одобряемый государством полезный отличительный вариант их поведения, результатом которого может быть награда, премия и т.д.
- Рекомендательные – нормы, закрепляющие желательный с точки зрения государства вариант урегулирования определенных общественных отношений. Они не обязывают адресата совершать предусмотренные в них действия или не совершать их, а предоставляют право самому определить свое поведение
По форме выражения:
- Обязывающие
- Запрещающие
- Управомачивающие
По сфере действия:
- Общефедеральные
- Республиканские (региональные)
- Местные
-Локальные
По юридической силе:
- Нормы законов
- Нормы подзаконных НПА.
По функциональной направленности:
- регулятивные — направленные на позитивное регулирование отношений. Они указывают на то, как нужно действовать, чтобы достичь позитивных результатов, приобрести какое-либо благо;
- охранительные — направленные на обеспечение регулятивных норм, их
охрану от нарушений или восстановление нарушенного состояния.
По уровню реализации государственной воли различают:
- Статутные нормы являются необходимой предпосылкой регулирования
конкретных общественных отношений. Они закрепляют общие правовые
положения субъектов и устанавливают общерегулятивные правоотношения с их участием.
- Функциональные нормы определяют порядок поведения участников
конкретных общественных отношений в границах установленной для них сферы деятельности и предоставленных полномочий.
По содержанию: нормы с
- техническим;
- организационным;
- экономическим;
- политическим
- и т.п. содержанием.
Различают и другие разновидности норм. Так, в зависимости от специфики
цели выделяют коллизионные, компенсационные, компетенционные и иные
разновидности.