Эффективность правовых норм.

Эффективность правовой нормы определяется соотношением между фактическим результатом ее действия и той социальной целью, для достижения которой эта норма была принята.

Действие нормы вызывает не только юридические, но и иные позитивные и негативные социальные последствия, выходящие за сферу правового регулирования. Поэтому можно говорить о поведенческой эффективности норм, когда достигаются ближайшие, тактические цели, связанные с поведением непосредственных адресатов норм, и фактической эффективности, когда достигаются отдаленные, стратегические цели, связанные с развитием экономики, культуры и т.д.

При этом эффективность нормы следует отличать от таких ее частных проявлений, как полезность, которая выражается в соотношении намеченных позитивных и побочных негативных результатов, возникших вне предвидения законодателя, и экономичность, выражающаяся в соотношении достигнутых результатов и средств, затраченных на их достижение.

Эффективная реализация правовых норм возможна лишь при условии их

соответствия требованиям нравственности и закономерностям развития

национально ориентированных отношений. Нормы должны быть приспособлены, адаптированы к специфике той социальной среды, в условиях которой им придется жить и работать. Их эффективность напрямую зависит от степени их соответствия изменяющимся потребностям и интересам общества.

Особую значимость для эффективности нормы имеет качество работы правотворческих органов, создающих норму и планирующих ее результативность.

Результативность действия норм во многом зависит и от характера деятельности правоприменителя, от уровня его профессионализма и относительной независимости при выполнении своего служебного долга.

Только обеспечив реализацию этих условий можно ожидать должной эффективности от правовой нормы.

Причем эффективность различных разновидностей правовых норм может проявляться по-разному. Так, чем больше используются предписания управомачивающих норм, тем выше степень их эффективности, а эффективность запрещающих норм, наоборот, тем выше, чем реже применяются они правоприменительными органами, реализуясь в правомерном поведении субъ

Структура нормы права.

Норма права – это создаваемое или санкционируемое государством общеобязательное формально - определенное правило поведения, предоставляющее участникам общественных отношений субъективные права и возлагающее на них юридические обязанности.

Структура нормы права — это внутреннее строение нормы, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих элементов.

Норма права состоит из:

гипотезы, диспозиции и санкции.

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции — немыслима, без

санкции — бессильна.

Гипотеза — структурный элемент нормы, указывающая на жизненные условия, при которых норма права вступает в действие.

В зависимости от строения гипотезы бывают:

- простые - указывают на одно условие реализации нормы

- сложные — на несколько условий. Сложные гипотезы могут быть кумулятивными (связывают осуществление нормы с одновременным наличием нескольких условий) и альтернативными (ставит реализацию нормы в зависимость от наступления одного из нескольких условий).

По форме выражения:

- казуистическими (указывают на условия действия нормы, акцентируя внимание на их общих родовых признаках)

- абстрактными (отражает строго определенный частный случай).

Диспозиция — часть нормы, в которой определяются субъективные права и юридические обязанности.

Как и гипотезы, диспозиции бывают

- простые предполагают один вариант поведения (п.1 ст.89 СК РФ супруги обязаны материально поддерживать друг друга).

- сложные — несколько (ст.197 УПК РФ следователь вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы, получать разъяснения эксперта по поводу, проводимых им действий). Причем сложные диспозиции могут быть кумулятивными и альтернативными.

По степени определенности диспозиции бывают абсолютно определенными

(простая), относительно определенными (сложная) и неопределенными («вести себя должным образом»).

В зависимости от формы выражения:

- управомачивающие

- обязывающие

- запрещающие.

Санкция— часть нормы, определяющая вид и меру юридической

ответственности за нарушение предписаний правовой нормы (самый динамический элемент).

По своему составу санкции подразделяются на:

- простая санкция содержит одну меру наказания

- сложная — несколько. Сложные санкции могут быть кумулятивными (лишение свободы с конфискацией имущества) и альтернативными (или штраф, или увольнение от должности).

По степени определенности санкции могут быть

- абсолютно определенными (штраф 1500 р.)

- относительно определенными, указывающими высший и низший пределы наказания или только высший, или только низший пределы.

По отраслевой принадлежности:

- уголовные,

- административные,

- дисциплинарные,

- гражданско-правовые,

- финансовые.

По характеру неблагоприятных последствий:

- правовостановительные (возместительные)

- штрафные (карательные, в пользу государства).

Наши рекомендации