Сущность государства. типологии государств.
Государство, определяется как суверенная политико-территориальная организация власти (социальный институт), осуществляющая функции управления обществом с использованием правовых средств (форм) через обеспечение интересов господствующего меньшинства населения либо большей его части, располагающая в этих целях слоем профессионально подготовленных людей (аппаратом), обеспечивающих реализацию задач классовой диктатуры либо приведения общества к компромиссам, равновесию и благополучия. Среди наиболее существенных признаков (показателей) государства, называют следующие: а) территорию в пределах государственной границы, территориальный признак, который показывает отличие государства от догосударственных общностей людей, объединяющихся кровнородственными связями, имеющими решающий для их жизнеобеспечения характер;б) население, проживающее в пределах государственной границы и других пространствах распространения юрисдикции, объединённое особым для государства институтом гражданства (подданства). В отличие от неграждан (иностранцев, апатридов) граждане государства обладают полнокровным правовым статусом, наиболее стойкими правовыми связями с государством;в) публичную политическую власть отделённый от населения слой людей, которые занимаются управлением на профессиональной основе. Публичная власть имеет место в догосударственном обществе, однако в механизме её осуществления участвует всё население. В государстве публичная власть представлена профессиональными чиновниками, структурно и организационно объединяющимися в аппарат.
Государство качественно отличается от других организаций общества следующими показателями:1. Государство – единственная организация, которая официально представляет всё общество. Другие организации представляют корпоративные интересы социальных слоев и групп населения, конфессиональные, территориальные, национальных общностей и др.2. Государство характеризуется всеобъемлемостью влияния, обусловленной фактором рождения, получения, приобретения членства (гражданства). Другие организации основаны на добровольном членстве и объединяют не всё население страны.3. Наличием аппарата, системы органов, должностных лиц, материальных атрибутов (тюрьмы, учреждения принудительного характера). Другие организации не имеют аппарата, есть только штатные работники, решающие внутриорганизационные вопросы.4. Способностью принимать общеобязательные правила поведения (нормы права) и доводить их до исполнения. В современных государствах нередко встречаются делегированное, санкционированное правотворчество. Это никак не означает утрату государством монополии на правотворчество. Государство контролирует, осущест-вляет надзор за реализацией правотворческих и других делегированных полномочий. 5. Обладание свойством суверенитета государственной власти: самостоятельностью, независимостью, непрерывностью, верховенством и т.д. Суверенитет государства несовместим с наличием надгосударственных структур и надгосударственных решений (теократическое государство, корпоративно-аппаратное государство).
Типология гос-ва – это такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев. Основания классификация государств: I по историческому типу: а)восточные – особенности: особые климатические и почвенные условия требовали организации крупных и сложных оросительных систем. Необходимы: сохранение родовой общины, сильная публичная власть, экономическая основа – государственная собственность на землю, б) рабовладельческое – экономическая основа – собственность рабовладельцев на землю, рабов. К функциям рабовладельческого государства относились: 1)охрана частной собственности рабовладельцев, 2) подавления сопротивления рабов, 3)идеологическое воздействие с целью поддержания порядка и дисциплины, в)феодальное - экономическая основа – собственность на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальное государство прошло ряд стадий: 1)феодальная раздробленность, 2) усиление централизации, 3) централизация абсолютной монархии и разложение феодальной государственности, г)буржуазное – экономическая основа – капиталистическая частная собственность на средства производства. Все равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство, д)социалистическое – государственная власть принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По сути это государство диктатуры пролетариата, признанное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов. II в зависимости от политического режима: а) тоталитарное б) авторитарное в) либеральное г)демократическое
Основными подходами к типологии являются: формационный и цивилизационый.
Формационный (марксистский) подход исторический тип государства определяет как совокупность существенных черт государства и права одной общественно-экономической формации, характеризующийся единством экономической основы, классовой сущности и социального назначения. В основании этой типологии лежит жесткая соотносимость общественно-экономической формации и соответствующего ей государства, смена которой означает изменение надстройки и вместе с ней исторического типа государства и права. На этой основе выделены: рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические государства.
Цивилизационный подход к классификации государств исходит из их соотносимости и соответствия определенным цивилизациям, которые при этом характеризуются как духовно-культурный феномен, определяемый историей, религией, образом мышления, обычаями и т.п. Каждой цивилизации согласно этому подходу соответствовали и соответствуют разновидности государств. Виды: православная, египетская, китайская, арабская, западная, дальневосточная и другие.
14.Общество и государство. Относительная самостоятельность государства во взаимосвязях с обусловливающими факторами.
Относительная самостоятельность государства во взаимодействии с обусловливающими факторами Как форма организации общества государство складывается, развивается под воздействием условий и факторов, вызревающих из потребностей развития общества - экономических, социально-политических, духовных и т.п., поэтому государство неотделимо от общества и является социальным институтом. Идеальным представляется гармоническое соотношение и взаимодействие общества и государства, современного гражданского общества и демократического государства. В таком соотношении изменения потребностей и условий социально-экономического, политического развития, соотношения сил в обществе воздействуют на государственную политику, право, структурно-организационные компоненты, т. е, государство в целом, но это воздействие дает о себе знать и реализуется только в конечном счёте. В современном гражданском обществе и демократическом государстве государственная власть определяется как организованное руководство обществом со стороны государства, целенаправленное на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, ориентированное на преодоление противоречий, противостояний и конфликтов, поддержание равновесия и правопорядка. Гос-во является социальным институоит (институт общества). Будучи порожденным обществом, гос-во постоянно ощущает воздействие факторов и потребностей, вызревающих в обществе. Гос-во имеет тенденцию к возобладанию над обществом. Оно обладает относительной самостоятельностью во взаимодействии с породившими его и воздействующими факторами. Относительная самостоятельность государства проявляется в его способности оказывать активное обратное воздействие на общество, нередко нарушающее и даже разрушающее соответствие (гармонию) между вторым и первым. Это обратное воздействие осуществляется в трех направлениях: гос=во может стимулировать развитие общества; гос=во может тормозить развитие общества;государство
в одних компонентах может стимулировать общественное развитие, в других – сдерживать и даже отбрасывать общество назад15.Социологическое понятие государства.В социологической концепции государством называется организация публичной политической власти любого типа независимо от формы и содержания. Общей чертой является отрицание юридической природы государства и абсолютизация его силовой природы. Это силовая концепция. Сущность государства рассматривается как организованное насилие, как политическая сила, которая не может быть ограничена правом и которая произвольно определяется меру свободы подвластных. Это наиболее действенная организация власти у населения определенной территории.
Даная концепция использовалась в классическом легистском позитивизме (Шершеневич, Остин) → право – это приказ суверена, соответственно, государство первично, а право вторично. Поэтому законная форма власти не имеет значения для социологической концепции. Полномочия государственной власти могут быть регламентированы законом, но утверждает, что закон для государственной власти необязателен. Государство – это фактические отношения повеления и подчинения, а не то, что формально предписывается законами о власти.
Разновидность – марксистко-ленинская концепция (через классовое господство и классовое насилие). Государство является политической организацией экономически господствующего класса. По отношению к силе у подвластных не может быть никаких естественных прав.
В любом варианте социологическая концепция государства не позволяет различать государство и деспотию, так как любая организация произвольного насилия называется государством только потому, что она оказывается наиболее сильной на определенной территории у определенного народа.
Блаженный Августин исследовал отличие государства от родственных связей → государственная власть основана на справедливости. Отличение содержательного понятия государства.
Кельзен. Государство обладает властью более сильной, чем власть шайки на определенной территории. Пиратские республики 16 века, влатсь большевиков в СССР.
Власть обладает монополией на легальное насилие. Реально способно к полному господству только государство.
В современном мире повышается роль социального понимания государства, которое не исключает того же господства. При таких подходах смещаются акценты и содержательной основной частью государства признается способность обеспечивать взаимодействие различных социальных интересов.
16.Виды социально-демократических государств.Для подготовки к этому вопросу следует внимательно проанализировать буржуазное государство и право с позиции предпосылок возникновения, этапов и тенденций развития. Разобраться нужно в том, что от своего возникновения это эксплуататорское государство, однако в процессе своего развития оно трансформируется в такую организацию политической власти, которая ориентируется на реализацию абсолютных общечеловеческих ценностей - свободы, равенства, справедливости. Речь о третьем этапе развития буржуазного общества, государства и права, который характеризуется становлением гражданского общества, т. е. демократизацией собственности, укреплением социальной основы (средний класс), складыванием новых внутренних функций государства. Основным его назначением становится уравновешивание общества, приведение его к компромиссам и благополучию. Следует видеть два пути к формированию социального государства. Первый путь трансформации буржуазного империалистического государства в государство социальной демократии. Второй - путь посттоталитарного развития с переходными процессами, когда государство создает условия для демократизации и осуществления основных прав человека и гражданина. Складываются на этом пути государства социально демократической ориентации. Первое определяется как политическая организация власти (социальный институт) осуществляющая функции управления обществом через обеспечение коренных интересов, прав и свобод подавляющего большинства населения страны, располагающая в этих целях слоем профессионально подготовленных людей (аппаратом), решающих задачи преодоления противостояния, достижения равновесия и благополучия в обществе.Второе характеризуется как политическая организация общества (социальный институт), реализующая стратегию формирования гражданского общества через создание условий для осуществления основных прав и свобод человека и гражданина на началах свободы, юридического равенства, справедливости.