Понятие и функции гражданского общества
Историческое поражение революционной социальной утопии в конце XX века закономерно обострило научный интерес к проблематике гражданского общества и правового государства. Он связан с поиском новой гуманистической модели социальной организации общества, основанной на органической взаимосвязи процесса демократизации политической системы и процесса развития гражданских институтов и социальных движений.
Понятие «гражданское общество» занимает видное место в структурах современного социологического и политического дискурса, выступая в них в трех взаимосвязанных аспектах:
во-первых, как философско-социологическая нормативная концепция, определяющая не только современный этический идеал социального порядка, но и отношение гражданина к нему. В этом аспекте концепция призвана способствовать мобилизации граждан и их добровольных ассоциаций к социальной и гражданской активности;
во-вторых, как теоретико-аналитическая концепция, объясняющая закономерности происхождения и развития социальной реальности. В этом смысле гражданское общество выступает как «агрегированное понятие, обозначающее специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, социальных институтов и социальных ценностей, главным субъектом которых являются: гражданин со своими правами и гражданские (не политические и не государственные) организации, ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты».
в-третьих, как политический концепт или политический инструмент различных общественных и политических движений, партий, способствующий политической мобилизации масс либо в целях критики определенных направлений политики правительства, например, it области средств массовой информации, либо в целях борьбы с существующим режимом, как это имело место, например, в Польше, где «Солидарность» на протяжении 10 лет боролась за восстановление гражданского общества.
Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями к понятиям полиса у Аристотеля, Цицерона и идеям так называемого естественного права. Согласно этой традиции, данное понятие обозначает не некое догосударственное состояние, а скорее «политическое общество». В традиции древнегреческих мыслителей понятие «политическое» включало в себя все важнейшие сферы жизнедеятельности общества: семью, религию, образование, воспитание, защиту полиса и т. д. Мир человека был неразрывно слит с миром гражданской общины и государства. Вся жизнь в обществе, по существу, была пронизана государственным, политическим началом. В период античности и средневековья само общество имело политический характер и ассоциировалось с государством. Например, в средние века такие важнейшие социальные институты, как собственность, семья, организация труда приобрели статус государственной жизни. В них воплощалось отношение отдельных лиц к государственной организации. Судьба каждого человека была неразрывно связана с организацией или группой, к которой он принадлежал и вне которой не мыслилось его существование. Государство выступало в качестве интегрирующего политического начала, осуществляющего внеэкономическое принуждение и обеспечивающего определенный нормативный порядок. Государство выступало в качестве источника права и закона, определяющих поведение граждан. Особенностью этого периода было то, что в обществе отсутствовали идеи индивидуальных прав человека и представления об историческом характере прав человека, ограничивающих государственную власть. В этом отношении показательным выглядит тот факт, что в сознании авторов французской теории административной монархии XVII в. общество еще слито с государством, воплощающимся в нем, и отсутствует понятие права, предшествующего политическому строю и стоящего выше него. Государство мыслится как неиссякаемый источник власти, права и законов. Представления о праве, предшествующем государственному строю, впервые появляется лишь в XVII в. в трудах Г. Гроция. Только в период нового времени с развитием противоречий между индивидом и государством, с одной стороны, и между обществом и государством, с другой, формируется концепция гражданского общества, отражающая принципиальные изменения в порядке осуществления и распределения политической власти.
Формирование концепции гражданского общества берет свое начало с периода нового времени, когда личность начинает эмансипироваться от патриархальной зависимости и создаются социальные и экономические предпосылки для развития сущностных сил человека. В этих условиях в обществе складываются отношения экономической взаимозависимости и социальной солидарности и постепенно умножаются его силы. Благодаря развитию социально-экономических процессов общество постепенно начинает эмансипироваться от тотального господства государственной власти. Одновременно внутри самого общества вырастают конфликты между личными и общественными интересами, которые требуют своего разрешения с помощью государства. I! этих условиях изменяется роль и функции государства, характер его взаимоотношений с обществом. Общество стремится четко определить границы и правила влияния государства на его внутреннюю жизнь и .жизнедеятельность его граждан. В результате происходит формирование гражданского общества и правового государства. Хронологически в Европе эти процессы можно отнести к XVII-XVIII вв.
В отличие от традиционного общества, в котором социальное пространство было жестко структурировано, предельно закрыто, «свернуто» и ограничивало свободу личности патриархальными, семейными, цеховыми, сословными отношениями, в гражданском обществе происходит освобождение социального пространства личности, его раскрытие. Оно устанавливает менее жесткие рамки структурирования, создает больше свободы для реализации индивидуальных возможностей каждого человека. В то же время социальное пространство гражданского общества ограничивает человека рамками конфессий, этносов, классов, социальных и профессиональных групп, которые становятся одними из главных действующих лиц политической жизни нового времени.
Переход от традиционного к современному обществу ознаменовался формированием определенных представлений о гражданском обществе и выявлением различий между собственно социальными и политическими (государственными) институтами. Идеи индивидуальной свободы и равенства граждан перед государством поставили па повестку дня вопрос о свободе человека как личности, как члена гражданского общества, как субъекта экономической деятельности, независимого от государства. В этом плане разрушение сословий, корпораций, цехов, привилегий, узаконенных государством, выступало и качестве утверждения принципа равенства всех граждан перед государством. Таким образом, политическая эмансипация человека исторически совпала с эмансипацией гражданского общества от политики п преодолением его политического характера.
Начиная со второй половины XVIII века традиционная средневековая теория единого общества-государства стала подвергаться эрозии и на ее место приходит идея гражданского правового общества и правового государства. Эти идеи в XVII-XVIII вв. получили развитие в трудах Дж. Локка, А. Фергюсона, С. Пуфендорфа, И. Канта, Т. Пайна. В XIX в. эта традиция была усилена в работах Г. Гегеля, А. де Токвиля, Дж. С. Милля.
В творчестве европейских мыслителей гражданское общество представлено как особая ступень развития социума, которая создает естественный фундамент политической демократии. В основании гражданского общества лежит понятие «гражданство». Гражданство есть признание полного членства индивида в каком-либо обществе, дающее ему возможность и право определять условия существования и функционирования общества, к которому он принадлежит. Гражданство, по словам английского социолога Т. Маршалла, дает каждому индивиду равные права и обязанности, власть и ответственность, свободу и подчинение.
Главная заслуга в разработке философской концепции гражданского общества в его взаимосвязи с государством принадлежит Гегелю, который систематизировал идейно-теоретическое наследие французской, английской и немецкой общественно-политической мысли. Он пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую веху на пути от семьи к государству. По своим свойствам и функциям гражданское общество отличается как от семьи, так и от государства и составляет необходимый элемент рационального устройства человеческого сообщества. Согласно его концепции, в понятие «гражданское общество» включаются все индивиды, социальные институты и их взаимодействия, непосредственно не зависящие от государства, обеспечивающие жизнеспособность общества, реализующие гражданские права. Гегель считал, что гражданское общество составляют различные элементы, находящиеся между собой в постоянном конфликте вследствие стремления к реализации частного и особенного интересов. Регулировать, управлять этими конфликтами само общество не в состоянии. Поэтому сохранение «гражданского общества» возможно только на условии политического управления под контролем государства. Только верховная публичная власть — конституционное государство — может эффективно решать проблемы, связанные с существующей в обществе несправедливостью, борьбой интересов и синтезировать все конкретные интересы в универсальное политическое сообщество.
Гражданское общество — необходимый, но подчиненный элемент более широкого, более сложного и более высокоорганизованного сообщества — политического общества.
Социологические теории гражданского общества представлены в трудах К. Маркса и А. де Токвиля.
К. Маркс занял особую позицию в отношении проблемы гражданского общества, которая неоднократно воспроизводилась и совершенствовалась в последующей марксистской традиции. Идея гражданского общества вошла в теоретическую деятельность Маркса на заре его научной карьеры. Маркс, признавая значимость проблемы применительно к истории человеческого общества, особенно к истории перехода от феодализма к капитализму, в то же время отказал ей в праве на существование и не усматривал большого значения для материалистического понимания истории. В работе «Тезисы о Фейербахе» он пишет: «Точка фения старого материализма есть "гражданское общество", точка зрения нового материализма есть человеческое общество или обобществившееся человечество».
В последующем творчестве Маркса проблемы гражданского общества ушли на второй план. Более того, переход от онтологического подхода к обществу и его развитию к подходу социально-политическому выявил несовместимость политического учения марксизма с присущими ему идеями классовой борьбы, революционного насилия и диктатуры пролетариата с природой и логикой развития гражданского общества. Естественно, что такая постановка проблемы лишила перспектив дальнейший анализ гражданского общества в рамках марксистско-ленинской традиции. Возврат к идее гражданского общества произошел только в последнее десятилетие, когда встал вопрос о формировании гражданина, об утверждении принципов свободы и демократии. Однако подлинного понимания значения идеи гражданского общества для современных политических процессов развития России до сих пор не произошло. Показательными в этом плане являются идеи, высказанные рядом политиков посткоммунистического периода, о необходимости «строить», «создать» гражданское общество с помощью государственной власти. Абсурдность подобного рода идей очевидна. Сознавая, что без институтов гражданского общества невозможно утвердить демократию, недалекие политики высказываются в пользу усиления воздействия государства на процессы формирования и функционирования институтов гражданского общества. Тем самым проявляется полное непонимание природы гражданского общества и сохранение старых принципов политического мышления, покоящихся на представлении о государстве как главном орудии социального прогресса, основном инструменте социального моделирования.
А. де Токвиль создал одну из интереснейших работ, посвященных проблемам демократии и развития гражданского общества. Он был аристократ, смирившийся с поражением. Он не был демократом и едва ли его можно считать либералом в классическом смысле этого слова. Но он был убежденным приверженцем идеи свободы и таким же убежденным противником тирании — как тирании монарха, так и тирании толпы. Стремление сохранить эту свободу как психологическую атмосферу для социального действия стало движущей силой всей его деятельности. Он хотел во что бы то ни стало защитить индивидуальность каждой личности и с ясностью мыслителя, никогда не боявшегося противостоять самому худшему, признавал, что нарождающаяся цивилизация имеет тенденцию к уничтожению индивидуальности. Именно забота о защите свободы личности от навязываемого ей, по его мнению, эгалитарными принципами скучного однообразия подвигла Токвиля на путешествие в Америку и написание книги, которая не потеряла актуальности и в настоящее время.
Людей развращает не сама власть как таковая и не привычка к покорности, а употребление той власти, которую они считают незаконной, и покорность тем правителям, которых они воспринимают как узурпаторов и угнетателей. Противостоять тирании может гражданское общество, понимаемое им как свободная ассоциация граждан.
Именно оно, по мнению Токвиля, способно защитить государство и от опасности тирании, и от угрозы вседозволенности толпы. Гражданское общество основывается на свободе и равенстве, уважении к закону.
«В данной связи я вполне представляю себе, — писал он, — такое общество, в котором каждый, относясь к закону как к своему личному делу, любил бы его и подчинялся бы ему без труда; где власть правительства, не будучи обожествляемой, пользовалась бы уважением в качестве земной необходимости; где любовь, питаемая людьми к главе государства, была бы не страстью, а разумным, спокойным чувством».
Когда каждый человек наделен правами и уверен в неотъемлемости этих прав, между всеми классами общества может установиться мужественное доверие и своего рода взаимная благосклонность, не имеющая равным образом ничего общего ни с чувством гордыни, ни с низкопоклонством. Обычаи и нравы тоже, в определенной степени, ограничивают тиранию, утверждая своего рода законность в мире, основанном на насилии.
Подобным образом организованное общество, считал он, может быть устойчивым, могущественным и, что особенно характерно, стремящимся к славе.
Не потеряла актуальность в нашем обществе и еще одна ценная мысль Токвиля.
Ему внушала страх власть условностей. Он боялся, как бы материальный комфорт не одержал верх над великой идеей, как бы деньги не i тали оценочной шкалой для определения положения человека в обществе. Не менее его пугал и тот факт, что стремление к материальному благосостоянию может ускорить процесс разделения труда, который принесет на жертвенный алтарь массового комфорта возможность для простого гражданина развивать в себе личность, способную взглянуть на жизнь более широко и спокойно, стремящуюся к развитию своих дарований не менее, чем к удовлетворению материальных потребностей.
Токвиль был сторонником демократического государства, основанного на принципах разделения властей, законе, отделении церкви от государства, уважении прав и свобод гражданина, активной деятельности политической власти и институтов гражданского общества.
Токвиль одним из первых показал, как общественный строй влияет на политическую жизнь страны. Обычаи, нравы, традиции гражданского общества, гражданской солидарности и гражданской инициативы создают, по его мнению, социальную основу политической жизни. Равенство и свобода, характерные для различных сфер человеческой жизни, и конце концов обязательно находят свое проявление в политике. «Невозможно представить себе, — писал он, — чтобы люди, равные между собой во многих отношениях, в одной какой-то области оставались навечно неравными, поэтому, естественно, со временем они должны добиться равенства во всем».
Но он прекрасно понимал разницу между равенством в толпе и равенством в ассоциации свободных граждан. Первая ведет к установлению тирании и рабству. Вторая — к демократии.
В условиях формального равенства и отсутствия гражданских организаций, существующих независимо от государства, гражданам сложно защищать свою независимость от нажима властей. Поэтому лишь объединяя свои усилия, сообща, люди способны гарантировать себе охранение свободы. Однако подобное объединение сил достижимо не всегда. Для этого необходимы определенные социально-экономические и политические условия. Демократические политические институты основываются на развитии институтов гражданского общества. Демократические традиции и нормы гражданского общества являются той социальной основой, на которой вырастают современные демократические политические институты. Вот почему проблемы развития гражданского общества в России вышли сегодня на первый план. Укрепление и развитие современной демократии невозможно осуществить без развития институтов гражданского общества, без утверждения в нем норм свободы и равенства, законности и толерантности.
В настоящее время в качестве системообразующих признаков гражданского общества многие исследователи предлагают: высокий уровень самоорганизации, особое качественное состояние общественных связей и социальных взаимодействий, свободное и добровольное участие в общественных делах, преобладание горизонтальных связей между людьми, независимость или автономия индивидов как субъектов общественной жизни, наличие реальных гражданских прав и свобод, самоосуществление человека как гражданина и т. д. Примером интерпретаций такого рода могут служить, например, следующие формулировки П. Андерсона: гражданское общество — это «практическое поле действия очень автономных, негосударственных институтов».
Гражданское общество как система неполитических общественных отношений, проявляющихся через добровольно сформировавшиеся ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства со стороны государственной власти, выполняет в социуме важные функции. Оно формирует гражданские добродетели, создает структуры гражданской вовлеченности, гражданской солидарности, доверия и терпимости.
Гражданское общество имеет ряд существенных функций, которые оно способно выполнять при наличии соответствующих политико-правовых и социально-экономических условий:
В качестве таких функций можно указать на следующие: саморегуляции (гомеостазис), т. е. сохранения определенного типа динамического равновесия, системных параметров и свойств в заданной среде; социальной интеграции как саморегуляции; саморазвития социальных субъектов гражданского общества. Следует отметить, что, в отличие от традиционного общества, в котором эти функции в основном ложились на государство и оно выступало как внешняя сила принуждения, в гражданском обществе эти функции легли на плечи общества, а политическая (государственная) власть выступает как гарант сохранения условий существования и стабильности системы.
Кроме указанных функций, она также выполняет и другие функции, а именно:
— социализирующую, которая заключается в создании благоприятной социальной среды для формирования общественно активных и свободных индивидов;
— воспроизводящую, обеспечивающую продуцирование демократических ценностей, норм, представлений, знаний, форм деятельности;
— инструментальную, заключающуюся в коллективном целедостижении общественного блага и благополучия всех членов общества;
— коммуникативную, которая заключается в достижении взаимопонимания, консенсуса противоречивых и разнонаправленных интересов и устремлений индивидов, групп, ассоциаций, движений;
— контрэтатистскую, заключающуюся в оказании давления на государство в соответствии с принципами политической демократии и способности сдерживать чрезмерное усиление государственной власти в ее авторитарной и тоталитарной формах;
— регулятивную, которая заключается в регуляции социального поведения людей и определенном контроле за ним посредством системы гражданских ценностей, норм и санкций, не носящих правового характера (преимущественно морально-нравственного характера);
— стабилизирующую, которая заключается в сохранении и обеспечении определенных социально-экономических условий, стабилизации различных сфер жизнедеятельности индивидов и групп.
Таким образом, объем и значимость функций гражданского общества, как и утверждал А. де Токвиль, определяют меру его воздействия на политическую жизнь.