Рекомендации по работе над лекционным материалом

Эта работа включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом.

Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т.е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления – речи, лекции, доклада и т.п. или письменного источника – документа, статьи, книги и т.п.).

Методика работы при конспектировании устных выступлений значительно отличается от методики работы при конспектировании письменных источников. Конспектируя письменные источники, студент имеет возможность неоднократно прочитать нужный отрывок текста, поразмыслить над ним, выделить основные мысли автора, кратко сформулировать их, а затем записать. При необходимости он может отметить и свое отношение к этой точке зрения. Слушая же лекцию, студент большую часть комплекса указанных выше работ должен откладывать на другое время, стремясь использовать каждую минуту на запись лекции, а не на ее осмысление – для этого уже не остается времени. Поэтому при конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице отделять поля для последующих записей в дополнение к конспекту.

Записав лекцию или составив ее конспект, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к экзамену. Нужно проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников и которую не удалось сделать во время записи лекции, - прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установить логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности, консультации преподавателя.

При работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации.

Результатом самостоятельной работы должно стать собственное самостоятель­ное представление студента об изученных вопросах.

Важнейшим элементом всего учебного процесса являются семинарские занятия. Их главной целью является закрепление и углубление знаний слушателей, полученных на лекциях и при самостоятельной работе над курсом, выработка навыков юридического и научного мышления, умения последовательно и аргументировано излагать свои мысли и вести научную дискуссию.

Кроме того, в ходе семинарских занятий проверяется степень усвоения пройденного учебного материала, происходит обмен полученными знаниями, выясняется верность понимания рассматриваемых проблем и т.д.

Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с рассмотрения плана семинарского занятия и рекомендованной литературы. Затем просматривается лекционный материал, изучается учебная литература. Вслед за этим целесообразно приступить к изучению вопросов семинарского занятия. Можно попробовать составить краткий письменный ответ на каждый из них. Для проверки результатов самостоятельной работы студент может использовать вопросы для самоконтроля, а также тестовые задания, приведенные в данном пособии.

Освоив тему семинарского занятия, студент должен приступить к непосредственной подготовке своего выступления. Для этого необходимо продумать план на каждый вопрос темы, определить возможность цитирования положений из монографических работ, отобрать нужный нормативный материал, подобрать примеры и цифровые данные, которые придавали бы ему необходимую обоснованность. При изложении дискуссионных вопросов необходимо привести различные точки зрения, дать их аргументированный анализ с обязательной собственной оценкой по рассматриваемой проблеме.

При подготовке к занятиям студент должен также в полной мере использовать и помощь преподавателя, которую можно получить на консультации.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение до 10 страниц, посвященное какой-либо значимой классической либо современной юридической проблеме.

Экзамен – это важный этап в учебном процессе, имеющий целью проверку знаний, выявление умений применять полученные знания к решению практических задач. Как подготовка к зачету, так и сам зачет – форма активизации и систематизации полученных знаний, их углубления и закрепления.

В ответ на экзамене целесообразно включить следующие структурные элементы:

- краткую характеристику исторического аспекта рассматриваемого вопроса;

- раскрытие содержания вопроса по существу, со ссылкой на нормативные источники (при необходимости);

- анализ различных подходов к данному вопросу (при необходимости);

В ходе экзамена студент должен быть готов к ответу на дополнительные вопросы в рамках проблематики билета. При подготовке к ответу на вопрос на экзамене можно использовать программу курса и, если это согласовано с преподавателем, нормативные источники.

Основанием для допуска к экзамену студентов заочной формы обучения является своевременное и качественное выполнение контрольной работы по учебной дисциплине.

Раздел 11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

При изучении студентами дисциплины «Конституционное право Российской Федерации» используются следующие технологии:

- технологии проблемного обучения (проблемные лекции, проводимые в форме диалога, решение учебно-профессиональных задач на семинарских и практических занятиях;

- игровые технологии (проведение тренингов, деловых игр, «интеллектуальных разминок», «мозговых штурмов», реконструкций моделей судебных процессов в рамках семинарских занятий);

- интерактивные технологии (проведение лекций диалогов, эвристических бесед, коллективное обсуждение различных подходов к решению той или иной учебно-профессиональной задачи);

- информационно-коммуникативные образовательные технологии (моделирование изучаемых явлений, презентация учебных материалов) и элементы технологий проектного обучения.

Для выполнения моделирования необходимы пакет прикладных программ Microsoft Office Point.

Со студентами очной формы обучения лекционные занятия по темам №1 и №4 проводятся преподавателем как проблемные в форме диалога. На практических занятиях по темам 3 и 7 используются и «интеллектуальные разминки», деловые игры, тренинги, элементы дискуссий, коллективное обсуждение решений задач и моделей изучаемых явлений, подготовленных студентами к занятию и т.д. На лекционных и семинарских занятиях по другим темам так же используются интерактивные технологии.

Наши рекомендации