Наука, образование, культура и идеология в СССР в 70-80-е гг.
В условиях советской авторитарной политической системы под жестким контролем государства находилась и культурная сфера общества. Подверглись травле многие советские историки, чьи работы не вписывались в утвержденные каноны официальной идеологии, все более напоминавшей постулаты «Краткого курса». Литературные произведения, неугодные режиму, не публиковались. Кинофильмы оставались на полках, не доходя до широкого зрителя. Жестокому контролю со стороны Министерства культуры подвергалась театральная деятельность. В таких условиях, многие творческие личности уходили в себя, в частную жизнь, другие эмигрировали. В разное время были лишены гражданства и оказались за границей будущие лауреаты Нобелевской премии поэт И. Бродский и писатели В. Войнович, Г. Владимов, В. Некрасов, режиссер Ю. Любимов, кинорежиссер А. Тарковский, музыкант М. Растропович. С принудительного лечения в психиатрической клинике начался путь в эмиграцию известного художника М. Шемякина. Через тюрьмы, ссылки, психлечебницы прошли правозащитники И. Габай, генерал П. Григоренко, академик А. Сахаров и др. Преследованиям подвергались сотни деятелей культуры, науки, искусства, осмелившихся мыслить неугодным «системе» образом и так или иначе проявлявших свои взгляды.
Негативные явления в жизни советского общества 70-80 годов в полной мере отразились на духовной сфере, на образовании, науке и культуре. Так, несмотря на количественный рост учащихся со средним образованием (в 1975 г. 86 % молодежи имело полное среднее образование), общий уровень подготовки снижался. В школах учащихся готовили в основном к продолжению образования в вузах, в то время как обществу остро не хватало квалифицированных специалистов среднего звена. Попытками преодоления этой дисгармонии являлось увеличение технической и профессиональной ориентации школьников в средней школе, увеличение ПТУ и техникумов. Но в целом эта проблема не только не была решена, но даже обострилась к концу периода.
Кризисное состояние школьного образования вызвало попытку осуществить реформу школы (1983-1984), чтобы сориентировать ее на нужды экономики. Но неподготовленность, непонимание причин кризисных явлений в этой сфере привели к быстрому отказу от нее. Уже в 1985-1986 гг. реформа была свернута.
Наряду с падением уровня обучения в основной массе школ в СССР в это время появился целый ряд преподавателей, которые творчески подходили к школьному образованию. Среди них можно назвать В.Ф. Шаталова, Е.И. Ильина и ряд других.
Аналогичные проблемы стояли и перед высшей школой. Главными причинами острой потребности в квалифицированных кадрах были: нерациональное использование выпускников вузов, низкий уровень их подготовки, снижение престижа дипломированного специалиста.
Положение в науке было несколько лучше, но и здесь вмешательство бюрократического аппарата серьезно замедляло прогресс. В целом советская наука лишь в фундаментальных областях не отставала от науки западных стран, в прикладной же области, и особенно в компьютеризации, она была далеко позади. Наибольшие успехи были достигнуты советской наукой в области физики, химии, в освоении космоса. Постоянный научный прогресс наблюдался лишь в военных отраслях.
Развитие культуры в 70-80-е годы носило противоречивый характер. Несмотря на то, что денежные средства на развитие культуры постоянно увеличивались (так, они выросли с 55.9 млрд. руб. в 1970 г. до 125,6 в 1985 г.), культурный уровень населения рос крайне медленно. Мелочная и постоянная опека деятелей культуры со стороны государственного аппарата и прежде всего Министерства культуры приводила к снижению художественного уровня произведений. В то же время в этот период появился ряд кинофильмов, спектаклей, произведений литературы, песен, которые выделялись из основной массы посредственности. Среди писателей можно выделить В. Аксенова. А. Битова, Ф. Искандера, поэтов И. Бродского, братьев Михалковых, Т. Абуладзе и др.