I. что есть дипломная работа и зачем она

Умберто Эко

Как написать дипломную работу

Пер. с ит. Е. Костюкович - М.: Книжный дом "Университет", 2003

Писатель с мировой славой, профессор нескольких университетов Умберто ЭКО в этой книге обращается к своей излюбленной публике — к преподавателям и студентам. Все, что требуется знать научному работнику, особенно когда он берется за диплом, диссертацию или одну из первых научных статей, изложено в этой книге с умом и тактом, с чисто художественной выразительностью и с великолепной техничностью. Любой научный руководитель, дав эту книгу дипломнику или аспиранту, избавится от хлопот. Любой молодой ученый, проработав эту книгу, избавится от сомнений. Любой культурный человек, прочитав эту книгу, получит интеллектуальную радость.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 6

I. ЧТО ЕСТЬ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА И ЗАЧЕМ ОНА... ... ... ... ... ... . 10

I. 1. Зачем пишут диплом и что он такое... ... ... ... ... ... ... ... ... ...... . ... ... 10

I. 2. Кому адресована эта книга... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... .... ... ... 13

I. 3. Чем дипломная работа может пригодиться после университета..... 15

I. 4. Четыре простейших правила... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 16

II. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМА... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 18

II. 1. Монографическая или обзорная?... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 18

II. 2. Историческая или теоретическая?... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 23

II. 3. На классическом материале или на современном?... ... ... ... . 26

II. 4. Сколько времени отвести на диплом?... ... ... ... ... ... ... ... ... . 28

II. 5. Надо ли знать иностранные языки?... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 33

II. 6. Научная или политическая тема?... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 38

II. 6. 1. Что значит "научная"?... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 38

II. 6. 2. Историко-теоретические темы или злоба дня?... ... ... . 44

II. 6. 3. Как превратить журналистскую тему в научную?... ... 48

II. 7. Как не дать научному руководителю сесть вам на шею?... ...56

III. СБОР МАТЕРИАЛА... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ..59

III. 1. Доступность источников... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 59

III. 1. 1. Что является источником для научной работы?... ... 59

III. 1. 2. Первоисточники и вторичные источники... ... ... ... . 64

III. 2. Составление библиографии... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 69

III. 2. 1. Как работать в библиотеке... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 69

III. 2. 2. Предварительная библиография. Карточки... ... ... ... 74

III. 2. 3. Библиографическая запись... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 78

Таблица № 1 — Библиографическая ссылка... ... ... ... ... . 96

Таблица № 2 — Библиографическая карточка... ... ... ... . 97

III. 2. 4. Опыт поиска в городской библиотеке... ... ... ... ... ... . 98

Таблица № 3 — Общие труды по итальянскому барокко, подобранные на основании трех статей из энциклопедий и справочников... ...... ... ... . ... 108

Таблица № 4 — Труды по итальянским литературным трактатам семнадцатого века, подобранные на основании трех статей из энциклопедий и справочников... ... ... ... . 110

III. 2. 5. А книги-то все-таки надо читать? И в каком порядке?... ... .... . 122

IV. ПЛАН РАБОТЫ, РАЗМЕТКА И КОНСПЕКТИРОВАНИЕ... ... . 125

IV. 1. Содержание, оно же рабочая гипотеза... ... ... ... ... ... ... ... . 125

IV. 2. Карточки и конспекты... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 134

IV. 2. 1. Разные виды карточек: для чего они применяются... 134

Таблица № 5 — Карточки на цитаты... ... ... ... ... ... ... ... 140

Таблица № 6 — Карточка на отсылку... ... ... ... ... ... ... . 143

IV. 2. 2. Разметка первостепенных источников... ... ... ... ... . 144

IV. 2. 3. Конспектирование второстепенных источников... . 147

Таблица № 7-14 — Карточки-конспекты... ... ... ... ... ... . 150

IV. 2. 4. О научном смирении... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 163

V. КАК НАПИСАТЬ ТЕКСТ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 166

V. l. К кому вы обращаетесь... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 166

V. 2. Интонация... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 168

V. 3. Цитирование... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 177

V. 3. 1. Когда и как цитируют: десять правил... ... ... ... ... ... . 177

Таблица № 15 — Пример продолжающегося цитирования в тексте... ... 187

V. 3. 2. Цитата-парафраз-плагиат... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 188

V. 4. Подстрочные примечания... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... .. . 191

V. 4. 1. Зачем нужны примечания... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 191

V. 4. 2. Принцип цитата-примечание... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 193

Таблица № 16 — Применение принципа цитата-примечание... ... 196

Таблица Na 17 — Пример соответствующей затекстовой библиографии... 197

V. 4. 3. Принцип автор-дата... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 198

Таблица № 18 - Та же страница, что в таблице № 16, переделанная по принципу автор-дата... 201

Таблица №19 — Пример соответствующей затекстовой библиографии..... . 202

V. 5. Предосторожности, ловушки, обычаи... ... ... ... ... ... ... ... ... 204

V. 6. О научном достоинстве... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 208

VI. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМА... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... .211

VI. 1. Выбор принципа... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 211

VI. 1. 1. Поля и интервалы... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 211

VI. 1. 2. Подчеркивания и прописные буквы... ... ... ... ... ... . 212

VI. 1. 3. Графическое оформление подраздела... ... ... ... ... . 215

VI. 1. 4. Кавычки и иные знаки... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 216

VI. 1. 5. Диакритические знаки и транслитерация... ... ... ... 219

Таблица № 20 — Транслитерация кириллических букв латинскими... .. 220

Таблица № 21 — Транслитерация древнегреческих букв латинскими... ... 221

VI. 1. 6. Пунктуация, ударения, аббревиатуры... ... ... ... ... . 222

Таблица № 22 — Список сокращений, обычно применяемых в тексте, примечаниях, библиографии на любых языках... ... ... 222

VI. 1. 7. Беспорядочные советы... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 223

VI. 2. Затекстовая библиография... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 226

VI. 3. Приложения... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 230

VI. 4. Оглавление... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 232

Таблица № 22 — Примеры оглавления... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 234

VII. ВЫВОДЫ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 237

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. В былое время университеты были элитарными. Туда поступали дети тех, кто сам кончал университет. За редкими исключениями, студенты, кроме учебы, ничего не делали. Учеба шла неторопливо, порция науки — и добрая порция студенческих так называемых голиардических развлечений вперемежку с членством во всяких клубах.

Каждая лекция была событием. После лекций активные студенты подходили к профессору, после занятий заходили на кафедру, в семинарах у аспирантов бывало по десять — пятнадцать человек, не более.

Сегодня во многих университетах Америки группы также не превышают десяти, максимум двадцати студентов: те заплатили за курс столько денег, что вправе "использовать" преподавателя на всю катушку. В колледжах типа Оксфорда у каждой группы студентов имеется профессор (тьютор), который руководит их научной работой, и у него может быть только один или два подопечных за весь академический год. Тьютор ежедневно проверяет, как идет у них работа.

Если бы у нас дело обстояло так же, незачем было бы публиковать эту книгу... хотя, наверно, какие-то советы могли бы пригодиться и вышеописанному учащемуся-счастливцу. Но у нас высшее образование носит массовый характер. В университеты идет молодежь любых социальных слоев, после каких угодно школ, так что на факультете философии или на отделении классической филологии оказываются люди, не учившие в школе/лицее ни греческого, ни даже, бывает, латыни. Есть мнение, что без латыни можно обойтись в жизни — это само по себе спорно, но бесспорно, что философам и литературоведам она все-таки необходима.

Есть факультеты, где студентов на курсе по нескольку тысяч. Профессор узнает в лицо тридцать из них, самых активных.

При помощи аспирантов, младших преподавателей и стажеров ему удается кое-как обучать в общем и целом сотню. В этой сотне большинство — обеспеченные дети, выросшие в культурной среде, они ходят на выставки, фестивали, путешествуют за границу.

А за пределами сотни — остальные. Те, кто учится и работает и, возможно, с утра до вечера пишет бумажки в домоуправлении в таком дремучем городишке, где на десять тысяч жителей нет даже книжного ларька. Те, кто в науке разочаровались и стали политическими активистами, но и они для высшего образования должны как-то написать диплом. Те, у кого так мало денег, что покупка учебников к экзамену — проблема, те, кто прикидывает, сколько надо заплатить за книги к каждому семинару, и выбирает тот курс, который дешевле.

Студенты приходят на лекцию, а в аудитории сесть негде. Они хотят поговорить с профессором, но к нему очередь двадцать человек, а им надо не опоздать на последнюю электричку, потому что о ночи в гостинице нет и речи. Им никогда никто не объяснял, как искать в библиотеке книгу и в какую идти библиотеку. Часто они не знают, что книги можно выписать по межбиблиотечному обмену или что существует выдача книг на дом.

Мои советы предназначены в основном им. Или выпускникам школ и лицеев, готовящимся к университету и желающим хоть как-то уразуметь, что кроется под загадочным словом "защита".

Всем этим читателям сообщу по крайней мере две вещи:

— можно сделать достойную работу, даже стартовав со слабых позиций;

— можно воспользоваться этим случаем (даже если все годы учебы вы испытывали лишь тоску и раздражение) и получить удовольствие от научной работы, не хватаясь за всякое знание без разбору, а приобретая опыт критического подхода, и выработать способность (которая пригодится вам в будущем) точно определять проблемы, методично их решать и грамотно излагать свои выводы.

2. При этом хочу подчеркнуть, что в моей книге нет ни советов, как заниматься наукой, ни стремления убедить кого-то в ценности этого дела.

Здесь просто прочерчивается путь, по которому следует идти, чтобы в определенный день и час перед определенной комиссией вы могли положить пачку листов в переплете, соответствующую нормативам, состоящую из нужного числа отпечатанных страниц, и чтоб этот диплом предположительно как-то соотносился с вашей специальностью, и чтобы он не поверг оппонентов в состояние грустной задумчивости.

Подчеркиваю снова: никто не может сказать вам, что именно писать в дипломе. Это остается вашей личной проблемой. Я могу вам сказать: 1) что называется дипломной работой; 2) как выбрать тему и рассчитать сроки по этапам; 3) как организовать литературу; 4) как организовать собранный материал; 5) как закрепить на бумаге результат. Имейте в виду, что самая трудная часть — последняя. Та, что кажется самой неважной. Между тем она единственная, где следует соблюсти довольно жесткие нормы.

3. Диплом, описываемый в этой книге, — работа для гуманитарного факультета. Поскольку мой собственный опыт ограничивается факультетами философии и филологии, естественно, большинство примеров взято из этих наук. Но в указанных выше рамках предлагаемые мною критерии подходят и для стандартного диплома по политологии, педагогике, юриспруденции. Если проблемы ставятся в историческом или общетеоретическом плане (но не в экспериментальном и не в прикладном), моя модель скорее всего сможет работать и в случае таких факультетов, как архитектурные, экономические, коммерческие и некоторые технические (зависит от темы). Но все-таки необходима осторожность.

4. Идут разговоры о реформе университетской системы. Похоже, скоро будет два или даже три уровня высшего образования.

Встает вопрос, не утратят ли смысла мои советы.

Я думаю, что если будет несколько уровней защит, по типу, существующему во многих зарубежных странах, создастся ситуация наподобие той, которую я описываю в разделе I. 1. Будут защищаться сперва, на первом уровне, дипломные работы на аттестат о высшем образовании (собственно дипломы), а потом, на втором уровне, работы на докторскую степень (диссертации).

Некоторые технические советы, которые даны в этой книге, могут пригодиться также для оформления кандидатской диссертации.

5. Мой коллега Чезаре Сегре прочел эту книгу и сделал ряд ценных поправок. Поскольку многими из них я с наслаждением воспользовался, а многие другие в своем упрямстве отверг, он не в ответе за конечный продукт. Разумеется, я всей душой ему благодарен.

6. Последняя оговорка: обращаясь к читателям, я, конечно, имел в виду как студентов, так и студенток, как профессоров, так и профессорш. Поскольку в нашем языке не принято выражаться двусмысленно в духе английского "person", я не стал писать "учащаяся особа" или "дипломосочиняющее лицо".

I. ЧТО ЕСТЬ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА И ЗАЧЕМ ОНА

Наши рекомендации