Проектируемые этапы психологического сопровождения программы «перешеек»
Этап 1(организационный) — ориентация в проекте «Перешеек»:
• первичная диагностика ожиданий и опасений учеников;
• выявление мотивации и ее коррекция;
• психодиагностика.
Этап 2— самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы в программе:
• создание в группе такой атмосферы, которая бы способствовала
самопознанию и самопроявлению;
• актуализация каждым своей жизненной позиции и ее концептуализация.
Этапы 3—4— переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии; расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого.
Этап 5— проектирование и конструирование каждым участником эффективных средств общения (эмпатическое понимание, умение давать обратную безоценочную связь):
• отработка индивидуальных стратегий и тактик эффективного партнерского общения;
• развитие навыков самостимулирующего роста.
Этап 6— выработка навыков конструктивного решения конфликтов, уход в наркозависимые иллюзии (тренинг эффективного взаимодействия и разрешения конфликтов без давления и принуждения).
Этап7 — выработка навыков и умений в организации своего времени повседневной жизни, навыков саморегуляции.
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ
Программа включает в себя идею фасилитации обучения как новую парадигму гуманитарного образования. Фасилитация означает способствование, облегчение, стимулирование, активизацию развития учащегося, создает условия свободы и ответственности, помогает гуманизации межличностного общения в школе.
ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ (ПРИНЦИПЫ), КОТОРЫМ СЛЕДУЕТ ПСИХОЛОГ В РАБОТЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ПЕРЕШЕЕК»
1.С самого начала и на протяжении всего процесса демонстрирует полное доверие к подросткам.
2.Помогает формулировать и уточняет цели и задачи, стоящие перед
группой и перед каждым подростком.
3.Исходит из того, что у подростка всегда есть внутренняя мотивация
к учению.
Представляет собой источник разнообразного опыта, к которому
участник группы всегда может обратиться за помощью.
5.Развивает в себе чувствительность к эмоциональному настрою группы, постигая и принимая его.
6.Является активным участником группового взаимодействия.
7. Открыто демонстрирует свои чувства в классе, выражает ocoбоечувство сопереживания, сопричастности— эмпатии.
ПРОЦЕДУРНЫЕ ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОЕКТЕ «ПЕРЕШЕЕК»
• Личностные и проективные психологические методики;
• индивидуальная и групповая рефлексия;
• психогимнастические процедуры;
• методы саморегуляции;
• ведение дневников участниками группы;
• упражнения, моделирующие школьные ситуации, ситуации с конфликтным содержанием, насильственным предложением употребить
наркосодержащие вещества;
• ролевые игры со скрытым мотивом, обратной связью;
• дискуссии;
• мозговой штурм;
• медитации, работа с воображением;
• мини-лекции по специальным вопросам;
• психодрама;
• элементы индивидуальной и групповой психотерапии;
• организация и использование массовых мероприятий (дискотеки);
• «круглые столы»;
• супервизия;
• проведение методических занятий с супервизорами.
В целом в проекте используются активные методы социально-психологического обучения.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Уменьшение факторов риска употребления легальных и нелегальных наркотиков среди школьников.
2.Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных
поведенческих стратегий и личностных ресурсов у школьников.
3.Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами в школе.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
1.Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения.
2.Наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, принятия ответственности за собственное
поведение, эффективного общения, поиска и использования возможностей социальной поддержки.
До и после программы предполагается проведение экспериментально-психологического обследования ее участников по вышеназванным критериям. Проводится также отсроченное тестирование (спустя 6—8 месяцев после проведения программы).
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
1.Проведение однодневных семинаров для администрации и учителей
школ. Цель семинаров: ознакомить педагогов с программой «Перешеек», разъяснить задачи, стоящие перед программой и теми, кто будет способствовать ее реализации.
2.Провести в школах один из модулей программы: а) занятия с учениками по одной из тем: «Курение», «Алкоголь», «Наркотики»;б) занятия на ту же тему с родителями; в) организация тематической дискотеки.
3.Планирование и реализация долгосрочных профилактических программ работы со школьниками и их родителями.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЮ
• Помещение должно быть достаточно просторным для проведения
подвижных игр, но не таким большим, как спортзал, так как это
может нарушать ощущение уюта и безопасности.
• В помещении не должно быть ничего лишнего — предметов, плакатов (за исключением тех, что будут созданы самими школьниками в процессе работы).
• Не должно быть острых и опасных углов, предметов, о которые школьники могут удариться, или вещей, которые можно разбить, и т. д.
• Помещение всегда должно быть одним и тем же.
• Помещение должно быть не проходным и не просматриваемым для
посторонних.
• Стулья должны быть легко перемещаемыми (не скрепленными друг
с другом) В помещении должно быть достаточно светло.
• В помещении должна быть хорошая звукоизоляция — иногда на
занятиях бывает шумно.
• Оптимально, если есть возможность сидеть и рисовать на полу.
• Должна быть возможность крепить ватман к стенам.
• Помещение должно проветриваться.
• Дверь на время занятий должна быть закрыта.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
Этапы | Время | Задачи | Средства | Примечание |
Привет- ствие | 5 мин | 1. Вхождение в в пространство занятия. 2. Обозначить начало занятия | Определенные ритуалы начала действия | На каждом занятии желательно повторять один и тот же ритуал |
Начало работы | 10 мин | Рефлексия состояния участников, оценка работоспособности (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают, хотят ли поделиться своими переживаниями) | Опрос, ассоциации с цветом и другие приемы, которые каждый раз могут открывать новое содержание | На каждом занятии можно использовать новые упражнения |
Разминка | 10 мин | 1. Включение в сов- местную деятельность. 2. Объединение, сплочение группы 3. Создание доброжелательной атмосферы | Психогимнасти-ческие упражнения. Более или менее подвижные игры с четко определенны- ми правилами | Желательно, чтобы тренер сам участвовал в проводимых играх |
Работа по теме | 45-60 мин | Задачи, соответствуют теме занятия | Самые разнообразные активные формы социально- психологиче-ского обучения | |
Разминка | 10 мин | 1. Снятие напряже- ния, усталости. 2. Переключение на другую тему. 3. Сплочение группы | Психогимнасти-ческие упражнения | По возможно- сти приближа- ющие к новой теме игры |
Работа по теме | 25-30 мин | Задачи соответствуют теме занятия | Самые разнооб- разные активные формы социально- психологического обучения | Могут быть до- машние задания |
Заверше- ние занятия | 20-30 мин | 1. Возможность «отстояться» сознанию, сбалансировать энергию. 2. Вырабатывать и закреплять навыки саморегуляции | Релаксационные медитативные технологии, упражнения направленного воображения | С использованием музыкально- го фона |
Прощание | Обозначить конец занятия | Определенные ритуалы | Желательно осуществлять один и тот же ритуал закрытия группы на протяжении всей программы |