Проектируемые этапы психологического сопровождения программы «перешеек»

Этап 1(организационный) — ориентация в проекте «Перешеек»:

• первичная диагностика ожиданий и опасений учеников;

• выявление мотивации и ее коррекция;

• психодиагностика.

Этап 2— самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы в программе:

• создание в группе такой атмосферы, которая бы способствовала
самопознанию и самопроявлению;

• актуализация каждым своей жизненной позиции и ее концептуализация.

Этапы 3—4— переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии; расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого.

Этап 5— проектирование и конструирование каждым участником эффективных средств общения (эмпатическое понимание, умение давать обратную безоценочную связь):

• отработка индивидуальных стратегий и тактик эффективного партнерского общения;

• развитие навыков самостимулирующего роста.

Этап 6— выработка навыков конструктивного решения конфликтов, уход в наркозависимые иллюзии (тренинг эффективного взаимодействия и разрешения конфликтов без давления и принуждения).

Этап7 — выработка навыков и умений в организации своего времени повседневной жизни, навыков саморегуляции.

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ

Программа включает в себя идею фасилитации обучения как новую парадигму гуманитарного образования. Фасилитация означает способствование, облегчение, стимулирование, активизацию развития учащегося, создает условия свободы и ответственности, помогает гуманизации межличностного общения в школе.

ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ (ПРИНЦИПЫ), КОТОРЫМ СЛЕДУЕТ ПСИХОЛОГ В РАБОТЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ПЕРЕШЕЕК»

1.С самого начала и на протяжении всего процесса демонстрирует полное доверие к подросткам.

2.Помогает формулировать и уточняет цели и задачи, стоящие перед
группой и перед каждым подростком.

3.Исходит из того, что у подростка всегда есть внутренняя мотивация
к учению.

Представляет собой источник разнообразного опыта, к которому
участник группы всегда может обратиться за помощью.

5.Развивает в себе чувствительность к эмоциональному настрою группы, постигая и принимая его.

6.Является активным участником группового взаимодействия.

7. Открыто демонстрирует свои чувства в классе, выражает ocoбоечувство сопереживания, сопричастности— эмпатии.

ПРОЦЕДУРНЫЕ ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОЕКТЕ «ПЕРЕШЕЕК»

• Личностные и проективные психологические методики;

• индивидуальная и групповая рефлексия;

• психогимнастические процедуры;

• методы саморегуляции;

• ведение дневников участниками группы;

• упражнения, моделирующие школьные ситуации, ситуации с конфликтным содержанием, насильственным предложением употребить
наркосодержащие вещества;

• ролевые игры со скрытым мотивом, обратной связью;

• дискуссии;

• мозговой штурм;

• медитации, работа с воображением;

• мини-лекции по специальным вопросам;

• психодрама;

• элементы индивидуальной и групповой психотерапии;

• организация и использование массовых мероприятий (дискотеки);

• «круглые столы»;

• супервизия;

• проведение методических занятий с супервизорами.

В целом в проекте используются активные методы социально-психологического обучения.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Уменьшение факторов риска употребления легальных и нелегальных наркотиков среди школьников.

2.Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных
поведенческих стратегий и личностных ресурсов у школьников.

3.Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психо­активными веществами в школе.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

1.Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения.

2.Наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, принятия ответственности за собственное
поведение, эффективного общения, поиска и использования воз­можностей социальной поддержки.

До и после программы предполагается проведение экспериментально-психологического обследования ее участников по вышеназванным критериям. Проводится также отсроченное тестирование (спустя 6—8 месяцев после проведения программы).

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1.Проведение однодневных семинаров для администрации и учителей
школ. Цель семинаров: ознакомить педагогов с программой «Пере­шеек», разъяснить задачи, стоящие перед программой и теми, кто будет способствовать ее реализации.

2.Провести в школах один из модулей программы: а) занятия с уче­никами по одной из тем: «Курение», «Алкоголь», «Наркотики»;б) занятия на ту же тему с родителями; в) организация тематической дискотеки.

3.Планирование и реализация долгосрочных профилактических программ работы со школьниками и их родителями.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЮ

• Помещение должно быть достаточно просторным для проведения
подвижных игр, но не таким большим, как спортзал, так как это
может нарушать ощущение уюта и безопасности.

• В помещении не должно быть ничего лишнего — предметов, плакатов (за исключением тех, что будут созданы самими школьниками в процессе работы).

• Не должно быть острых и опасных углов, предметов, о которые школьники могут удариться, или вещей, которые можно разбить, и т. д.

• Помещение всегда должно быть одним и тем же.

• Помещение должно быть не проходным и не просматриваемым для
посторонних.

• Стулья должны быть легко перемещаемыми (не скрепленными друг
с другом) В помещении должно быть достаточно светло.

• В помещении должна быть хорошая звукоизоляция — иногда на
занятиях бывает шумно.

• Оптимально, если есть возможность сидеть и рисовать на полу.

• Должна быть возможность крепить ватман к стенам.

• Помещение должно проветриваться.

• Дверь на время занятий должна быть закрыта.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Этапы Время Задачи Средства Примечание
Привет- ствие 5 мин 1. Вхождение в в пространство занятия. 2. Обозначить начало занятия Определенные ритуалы начала действия На каждом занятии желательно повторять один и тот же ритуал
Начало работы   10 мин Рефлексия состояния участников, оценка работоспособности (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают, хотят ли поделиться своими переживаниями) Опрос, ассоциации с цветом и другие приемы, которые каждый раз могут открывать новое содержание На каждом занятии можно использовать новые упражнения
Разминка 10 мин 1. Включение в сов- местную деятельность. 2. Объединение, сплочение группы 3. Создание доброжелательной атмосферы Психогимнасти-ческие упражнения. Более или менее подвижные игры с четко определенны- ми правилами Желательно, чтобы тренер сам участвовал в проводимых играх
Работа по теме 45-60 мин Задачи, соответствуют теме занятия Самые разнообразные активные формы социально- психологиче-ского обучения  
Разминка 10 мин 1. Снятие напряже- ния, усталости. 2. Переключение на другую тему. 3. Сплочение группы Психогимнасти-ческие упражнения По возможно- сти приближа- ющие к новой теме игры
Работа по теме 25-30 мин Задачи соответствуют теме занятия Самые разнооб- разные активные формы социально- психологического обучения Могут быть до- машние задания
Заверше- ние занятия 20-30 мин 1. Возможность «отстояться» сознанию, сбалансировать энергию. 2. Вырабатывать и закреплять навыки саморегуляции Релаксационные медитативные технологии, упражнения направленного воображения С использованием музыкально- го фона
Прощание   Обозначить конец занятия Определенные ритуалы Желательно осуществлять один и тот же ритуал закрытия группы на протяжении всей программы

Наши рекомендации