Учебно-профилактическая программа «перешеек»

УЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ПЕРЕШЕЕК»

ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ЗАВИСИМОСТЬЮ И ПРОФИЛАКТИКОЙ ЗАВИСИМОСТИ?

У зависимости много граней и сторон. Обращаясь к теме наркотиков, общество чаще всего особенно выделяет сильные (нелегальные) наркотики. На самом же деле они представляют собой лишь небольшую часть всего спектра зависимостей, к которому относятся алкоголизм, зависимость от медикамен­тов и курение, а также так называемые поведенческие зависимости, такие, например, как зависимость от телевидения, игровых автоматов и т. д.

В целом профилактика зависимости, конечно же, охватывает такие их формы, последствия которых проявляются достаточно очевидно. Но мы в своей работе стараемся побудить подростков вступить в полемику со своей жизненной ситуацией и присущими им, подросткам, элементами зависимого поведения. При этом речь чаще всего идет о зависимостях, не воспринимающихся таковыми, но ставшими повседневной реальностью. Поэтому мы понимаем профилактику зависимости, прежде всего, как стимулирование и поддержку обращения человека к собственным чувствам и желаниям, выработку социальной компетенции и активного участия в создании своего жизненного пространства.

Употребление человеком наркотиков начинается по разным причинам и в разных ситуациях. Поэтому в программе профилактики предусмотрены тренинги, где моделируются ситуации, вырабатывающие в условиях про­паганды наркотиков комплекс поведенческих реакций, предотвращающий первое употребление и последующее вступление в зависимость.

Профилактика зависимости должна доставлять удовольствие и давать импульсы для более активного вступления человека в контакт с другими и с самим собой.

Необходимо помнить, что наркомания расползается, как пожар: для его возникновения может быть достаточно одной спички, а для прекраще­ния — недостаточно и десятков пожарных машин. Так что «гаси искру до пожара, беду отводи до удара».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Эффективность борьбы с хорошо известными вредными привычками во многом определяется представлением об их психологических корнях. Знание психологических основ факторов риска позволяет разрабатывать адекватную профилактику и стратегию профилактических мероприятий. Известно, что курение, а также злоупотребление алкоголем — это своеобразные индикаторы стрессированности индивидуума. Курение может быть использовано для снятия эмоционального напряжения, тревоги, в качестве компенсации некоторых не­удовлетворенных желаний или комплексов неполноценности и несовершенства. Зачастую главным для курильщика становится не столько сам факт приема очередной дозы никотина, сколько ритуал подготовки и непосредственно процесс, акт курения. Сигарета нередко служит средством объединения под­ростков, условием коммуникации. Стремление к равноправию с взрослыми (у подростков), желание быть современной (эмансипированной) девушкой также являются причинами приобщения к табачному дыму, что, в свою очередь, порождает серьезную психологическую и физическую зависимость.

Алкоголизм, лекарственную зависимость во многих случаях можно рассматривать как инструмент, с помощью которого человек уходит от решения жизненных проблем, как механизм психологической защиты, снимающий ощущение внутренних преград, дающий иллюзию свободы и т. д.

Патологическое увлечение молодежи легальными и нелегальными наркотиками связывается с низким уровнем «жизненной компетентности», «выученной беспомощностью».

Нам представляется, что действенная профилактическая работа в шко­лах должна обеспечить следующее:

• дать школьникам объективную информацию о действии наркотических веществ на организм;

• выработать устойчивую психологическую защиту от патологических
искушений;

• выработать навыки решения сложных задач собственного развития;

• выработать определенные поведенческие навыки, облегчающие следование по пути здорового стиля жизни."

Эти задачи — единственно реальные для практикующего специалиста. Постановка более глобальных целей и задач может привести к кризису как работы, так и личности психолога.

Учебно-профилактическая программа «Перешеек» рассчитана в первую
очередь на школьников 9—11-х классов и может эффективно реализовывать
как в оздоровительных центрах, так и в школах. Профилактика ориентирована, с одной стороны, на всех детей и подростков, так как невозможно точно прогнозировать развитие пристрастий, с другой — на определенные целевые группы, которые, по современным научным данным, показывают бросающуюся в глаза частоту прогностического риска.
Профилактика наркозависимости не может быть реализована без
активного участия учителей, воспитателей, родителей. Поэтому одна из
задач программы — повышение квалификации преподавателей, проведение
информационных вечеров для родителей. Следует отметить, что у взрослой части населения — родителей, педагогов — также отсутствуют знания, навыки и современные социально адаптивные стратегии поведения. Этот дефицит не позволяет им оказывать на молодое поколение необходимое воспитательное воздействие, давать ему психологическую и социальную поддержку. Подростки одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколением. Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками — учителя, школьные психологи и другие, — сами нуждают­ся в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того чтобы обучить школьников новым формам здо­рового поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, делать осознанные выборы, от педагогов и психологов требуется очень много. Во-первых, им самим нужно обладать необходимыми для этого качества­ми и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, — иметь знания, умения и навыки обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового стиля поведения.

Название программы «Перешеек» отражает ее основную идею: научить школьников преодолевать трудные участки жизненного пути, проходить те или иные кризисы, связанные с учебой, личными проблемами, слож­ные ситуации во взаимоотношениях друг с другом или с родителями без использования легальных и нелегальных наркотиков. Основой программы является целостный оздоровительный подход — от самопознания через самовоспитание к самоосуществлению, который выражается лозунгом: «Человек, познай, сотвори и осуществи себя».

Цель программы — первичная профилактика наркозависимости через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетент­ности школьников и выработку навыков здорового стиля жизни.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1.Разработка концептуально обоснованного целостного системного
подхода к профилактике злоупотребления легальными и нелегаль­ными наркотиками среди школьников.

2.Внедрение в школах и специализированных центрах комплекса
обучающих программ профилактики злоупотребления легальными и нелегальными наркотиками среди подростков.

Конкретные задачиполитики школьной и внешкольной профилактики
болезненных пристрастий по программе «Перешеек» осуществляются посредством:

• повышения квалификации/обучения специалистов (школьных и
клинических психологов, социальных педагогов, валеологов, учителей);

• занятий по темам/семинаров-тренингов;

• работы с родителями;

• просветительской работы со средствами массовой информации;

• консультаций и коррекции в преддверии зависимости;

• использования развлекательных молодежных мероприятий (проведение тематических дискотек, спектаклей).

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Для реализации указанной цели предлагается концептуальная универсальная модель развития личности «Цветок потенциалов».

Задачей практической работы в реализации программы является максимальное раскрытие каждого из указанных потенциалов.

1. ПОТЕНЦИАЛ РАЗУМА(интеллектуальный аспект здоровья)— спо­собность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться (ум — это инструмент, которым надо уметь пользоваться с умом);приобретать объек­тивные знания о зависимостях к табакокурению, алкоголю, наркотикам и другим психоактивным веществам.

Дефицит информации в области психологии здоровья существенно ограничивает возможности ребенка в развитии своей личности, в дости­жении ее зрелости. Дозированная информация о легальных и нелегальных наркотиках не должна носить явно пропагандистский и навязчивый харак­тер. Объективные сведения о наркотиках не нуждаются в приукрашивании. Правда о наркогенных веществах сама по себе зловеща. Задача — развеять соблазнительность, привлекательность мифов о наркотиках, создаваемых продавцами, заинтересованными в наживе за счет здоровья и жизни детей и подростков.

Цель. Обеспечить детей объективной информацией о действии легальных и нелегальных наркотиков. Сформировать их собственное отношение этой проблеме, знания о действии на организм химических веществ, меняющих состояние сознания, о путях развития наркологических заболеваний во всех аспектах. Создать условия для принятия концепции болезни понимания последствий, к которым приводит химическая зависимость, обучить подростка пониманию и осознанию того, что происходит с че­ловеком (возможно, и с ним самим) при употреблении наркосодержащих веществ.

Поиск альтернативных употреблению наркотических веществ способов получения удовольствия, решения проблем и использования свободного времени

2. ПОТЕНЦИАЛ ВОЛИ(личностный аспект здоровья) — способность человека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.

Обращение к собственной личности и ее составляющим, способным привести к наркотической или другим зависимостям, обусловливает необходимость апеллировать к элементам зависимого поведения. Обсужде­ние причин зависимого поведения и пробуждение осознания того, что пристрастие и зависимость — это те вопросы, с которыми каждый из нас сталкивается в различных формах и сферах, то есть они являются составными частями нашей жизни.

Цель. Побуждение школьников к изучению своеобразия собственной личности, сильных и слабых сторон, Я-концепции (самооценки), стратегий достижения успеха; к пониманию своих ролей и возможных способов реализа­ции себя через эти роли; к заботе о себе. Формирование развитой концепции самосознания у подростка, собственной системы ценностей, установок, способ­ности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее. Формирование адекватной самооценки, навыков принятия решений, умения сказать «нет», постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор. Изучение и понимание связи злоупотребления наркотиками и других форм са­моразрушающего поведения с особенностями личности, общением, семейными взаимоотношениями, стрессом и путями его преодоления. Выработка навыков постановки тактических и стратегических целей, выбора путей и возможностей их достижения, соединение целей жизни со смыслом существования. Формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать их, не идти на поводу у обстоятельств, а учиться управлять собой в кризисных обстоятельствах. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

3. ПОТЕНЦИАЛ ЧУВСТВ(эмоциональный аспект здоровья) — способ­ность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других.

Восприятие и выражение чувств — одна из важных тем нашей рабо­ты. Как проявляются гнев, страх, симпатия или радость? Как я веду себя, когда я печален, рассержен? Как я могу рассказать о моих эмоциях дру­гим? Имею ли я право показать свою слабость, или другие злоупотребят моим поведением? Неумение выразить свои чувства означает, что растет внутреннее напряжение, и для того чтобы облегчить свое состояние, могут быть использованы и наркотики.

Цель. Формирование умения сопереживать окружающим и понимать их чувства, выработка навыков узнавания и дифференцирования собственных эмоций, повышение эмоционального интеллекта, «культивирование» чувств, что означает не сдерживание эмоциональных проявлений, а цивилизованное выражение их. Умение снижать, устранять чувства вины, страха, неуверенности в себе.

4. ПОТЕНЦИАЛ ТЕЛА(физический аспект здоровья) — способность развивать физическую составляющую здоровья, осознавать собственную телесность как свойство личности.

Эмоциональные проявления тесно связаны с телесными ощущениями. Наличие психологических проблем отражается на телесном самочувствии, угнетенность психическая всегда выражается в угнетенности телесной, задача заключается в гармоничной работе по решению психологических трудностей наряду с телесным освобождением (работа «сверху» и «снизу» одновременно). Телесная память очень прочно впечатывает в физиологию человека любые реакции, но особенно реакции на психические травмы. наличие мышечных зажимов не позволяет человеку получать удовольствие, ведет к поиску стимульного, порой наркогенного, материала, способного эти мышечные зажимы снять.

Цель. Познание своего тела, изучение языка тела — «системы раннего оповещения», собственной «телесной географии» эмоциональных проявлений, умение контролировать и устранять мышечные зажимы, быть устойчивым, гибким, спонтанным; обучение методам психосоматической саморегуляции как конструктивной форме снятия последствий стресса; получение удовольствия во взаимодействии с телом через спорт, секс, танцы.

5. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ(социальный аспект здоровья)—способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, обретение чувства принадлежности ко всему человечеству.

Неспособность к разрешению межличностных и межгрупповых конфликтов может послужить провоцирующим фактором к употреблению наркотиков. Часто практикуемая стратегия состоит в том, чтобы путем потребления наркотических средств уйти в сторону от решения проблем и конфликтов. Умение поговорить друг с другом, возможность доверить кому-то свои проблемы, выслушать другого и знать, где и у кого можно получить помощь, — важнейшие элементы профилактики зависимости. Общественный потенциал содержит в себе радости жизни и жизненные разочарования. Поэтому при раскрытии его основное внимание уделяется возможностям в организации повседневной жизни. Как я провожу свое свободное время? Что доставляет мне удовольствие, а что раздражает? Как я могу изменить в своем окружении (школа, молодежный центр и т. д.) то, что мне не нравится? Здесь важную роль играют возрастные группы. Поэтому представленные нами методы обращаются к следующим темам: «Как я ощущаю себя в группе?», «Какую роль я беру на себя в группе?», «Как мы в группе ведем себя по отношению к „чужакам"?» и т. д

Цель. Помочь в социальной адаптации подростка. Научить устанавливать контакты с другими, развивать партнерские отношения, строить эффективое, взаимообогащающее общение; принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим, быть способным обратиться при необходимости за помощью к другим.

6. КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ(творческий аспект здоровья) - способность человека к созидающей активности, стремление творчески само­
выражаться в жизнедеятельности.

Креативность выступает мощным фактором развития личности, определяющим ее готовность изменяться, преодолевать стереотипы. Мир меняется ежемоментно и вынуждает нас ежемоментно порождать новые приемы приспособления.

Закоснелость, шаблонность учебных программ, рутинность выполнения школьных задач — все это приводит к скучному, с точки зрения подрост­ка, .существованию. Для творческой жизни необходимы условия свободы, для создания таких условий надо прилагать усилия. Зачем напрягаться, когда есть возможность без особого напряжения вдохнуть клей «Момент» и «посмотреть мультики», уколоться и войти в бесподобный иллюзорный мир галлюцинаций, где за тебя творит наркотик? Что мешает научиться творить без допинга?

Цель. Развить способность нестандартно мыслить и решать любые жизненные задачи посредством развитого доверия к творческой части своей личности и предоставления ей полной свободы в этой деятельности; научить генерировать оригинальные идеи, «опрокидывать границы» стереотипов, придавать завершенный вид продуктам своего мышления.

7. ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ(духовный аспект здоровья)— способность развивать духовную природу человека, выражать высшие ценности в жизни.

Выражать — значит делать, творить добро, отстаивать справедливость, а не только говорить об этом. Любовь исчезнет, если исчезнут любящие люди.

— Можно ли научить человека добродетели? — был задан вопрос
Сократу.

— Добродетели? Никогда! — ответил он.

Добродетель уже исходно записана на скрижалях нашей души, следовательно, основная задача лиц помогающих профессий — создавать усло­вия ее для реализации в жизни. Духовность напоминает росток, который у многих завален «хламом социальной премудрости». Чтобы он пророс, необходимо культивировать особую среду, где школьник может прожить эти состояния добра, любви, справедливости. Лекции на тему любви не делают людей любящими, они могут только вдохновить на такой подвиг. Опустошенность в жизни наступает тогда, когда у человека нет возможности прочувствовать собственную добродетель, когда доступ к ней блокирован педагогическими, социальными, культуральными условностями. Способен
ли наркотик снять их? Неужели он дает доступ к всеобъемлющей любви
в человеке? Можно ли обойтись без него? Конечно.

Раскрытие духовного потенциала — одна из немногих возможностей компенсировать наркотический бред «высшего состояния».

Цель. С помощью фасилитарного подхода, создания атмосферы принятия каждого, метода священного безмолвия (исихазм) открыть доступ к состояниям любви, веры, надежды. Дать опыт проживания высших состо­яний любви к себе, ближнему и к миру в целом.

Итак, профилактика зависимостей в проекте «Перешеек» — это, прежде всего:

1) выработка личной компетентности (доверять себе, верить себе, тать себя);

2) стимулирование и поддержка обращения к своим обычным и высшим чувствам и желаниям;

3) выработка социальной компетенции;

4) активное участие в создании своего жизненного пространства;

5) способность противостоять различного рода внешним стрессовым ситуациям.

Для практической реализации концептуальной модели необходимо развивать стратегии и навыки альтернативного наркозависимости поведения:

• навыки самопознания;

• навыки самовоспитания;

• навыки сомоосуществления;

• навыки постановки цели и стратегий достижения их;

• стратегии совпадения целей со смыслом жизни;

• навыки поиска выборов;

• навыки принятия решения в точке выбора;

• навыки принятия ответственности за собственные решения;

• стратегии преодоления жизненных проблем;

• навыки самоподдержки и взаимоподдержки;

• навыки взаимообогащающего общения;

• навыки рефлексии;

• навыки использования собственных творческих способностей;

• навыки нейтрализации искушений;

• навыки и умения использовать альтернативные наркотическим веществам способы получения радости и удовольствия.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

В программе «Перешеек» материалы собраны по принципу «кирпичиков». Это означает, что их можно комбинировать в зависимости от педагогической ситуации и временных рамок. В каждом тематическом комплексе представлены различные методы, при этом выделены и используемый материал, и время проведения, и процесс проведения.

Наиболее эффективна учебно-профилактическая программа «Пере­шеек» в работе с подростками старшего (15—17 лет) переднего (12-14 лет) школьного возраста.

Наш опыт показывает, что процесс проходит гораздо продуктивнее и интенсивнее, если есть возможность работать в небольших группах (по 8—10, в крайнем случае, по 10—15 подростков).

Программа состоит из трех разделов:

1.Информационный раздел (см. часть 1).

2.Раздел личностного роста.

3.Методический раздел.

Профилактическая программа «Перешеек» может быть одной из составных частей общей городской системы помощи в сфере наркомании.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Используются как долговременные, так и краткосрочные формы проведения программы.

/ этап — подготовка субспециалистов из числа школьных психологов и учителей. С этой целью проводится интенсивная программа (24-часовой цикл занятий).

// этап — работа со школьниками-подростками (долгосрочная про­грамма в течение года— 39-часовой цикл 2раза в неделю или 1-2раза в, месяц по 4—6 часов).

/// этап — параллельная работа с родителями в течение года (16-ч совой цикл занятий 1—2 раза в месяц).

В начале и в конце программы предусматривается проведение межведомственных «круглых столов» для анализа и подведения итогов рабе

ЛОГИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

В основе программы лежит принцип поэтапности развития групп подростков и постепенности в углублении понимания и раскрытия отдельных потенциалов каждым участником. Каждая встреча в группе логически вплетается в канву общей темы дня (например, потенциал чувств или тела, общественный потенциал и т. д.) и вытекает из предыдущей, являясь основой для следующей.

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ

Программа включает в себя идею фасилитации обучения как новую парадигму гуманитарного образования. Фасилитация означает способствование, облегчение, стимулирование, активизацию развития учащегося, создает условия свободы и ответственности, помогает гуманизации межличностного общения в школе.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Уменьшение факторов риска употребления легальных и нелегальных наркотиков среди школьников.

2.Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных
поведенческих стратегий и личностных ресурсов у школьников.

3.Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психо­активными веществами в школе.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

1.Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения.

2.Наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, принятия ответственности за собственное
поведение, эффективного общения, поиска и использования воз­можностей социальной поддержки.

До и после программы предполагается проведение экспериментально-психологического обследования ее участников по вышеназванным критериям. Проводится также отсроченное тестирование (спустя 6—8 месяцев после проведения программы).

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1.Проведение однодневных семинаров для администрации и учителей
школ. Цель семинаров: ознакомить педагогов с программой «Пере­шеек», разъяснить задачи, стоящие перед программой и теми, кто будет способствовать ее реализации.

2.Провести в школах один из модулей программы: а) занятия с уче­никами по одной из тем: «Курение», «Алкоголь», «Наркотики»;б) занятия на ту же тему с родителями; в) организация тематической дискотеки.

3.Планирование и реализация долгосрочных профилактических программ работы со школьниками и их родителями.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЮ

• Помещение должно быть достаточно просторным для проведения
подвижных игр, но не таким большим, как спортзал, так как это
может нарушать ощущение уюта и безопасности.

• В помещении не должно быть ничего лишнего — предметов, плакатов (за исключением тех, что будут созданы самими школьниками в процессе работы).

• Не должно быть острых и опасных углов, предметов, о которые школьники могут удариться, или вещей, которые можно разбить, и т. д.

• Помещение всегда должно быть одним и тем же.

• Помещение должно быть не проходным и не просматриваемым для
посторонних.

• Стулья должны быть легко перемещаемыми (не скрепленными друг
с другом) В помещении должно быть достаточно светло.

• В помещении должна быть хорошая звукоизоляция — иногда на
занятиях бывает шумно.

• Оптимально, если есть возможность сидеть и рисовать на полу.

• Должна быть возможность крепить ватман к стенам.

• Помещение должно проветриваться.

• Дверь на время занятий должна быть закрыта.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Этапы Время Задачи Средства Примечание
Привет- ствие 5 мин 1. Вхождение в в пространство занятия. 2. Обозначить начало занятия Определенные ритуалы начала действия На каждом занятии желательно повторять один и тот же ритуал
Начало работы   10 мин Рефлексия состояния участников, оценка работоспособности (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают, хотят ли поделиться своими переживаниями) Опрос, ассоциации с цветом и другие приемы, которые каждый раз могут открывать новое содержание На каждом занятии можно использовать новые упражнения
Разминка 10 мин 1. Включение в сов- местную деятельность. 2. Объединение, сплочение группы 3. Создание доброжелательной атмосферы Психогимнасти-ческие упражнения. Более или менее подвижные игры с четко определенны- ми правилами Желательно, чтобы тренер сам участвовал в проводимых играх
Работа по теме 45-60 мин Задачи, соответствуют теме занятия Самые разнообразные активные формы социально- психологиче-ского обучения  
Разминка 10 мин 1. Снятие напряже- ния, усталости. 2. Переключение на другую тему. 3. Сплочение группы Психогимнасти-ческие упражнения По возможно- сти приближа- ющие к новой теме игры
Работа по теме 25-30 мин Задачи соответствуют теме занятия Самые разнооб- разные активные формы социально- психологического обучения Могут быть до- машние задания
Заверше- ние занятия 20-30 мин 1. Возможность «отстояться» сознанию, сбалансировать энергию. 2. Вырабатывать и закреплять навыки саморегуляции Релаксационные медитативные технологии, упражнения направленного воображения С использованием музыкально- го фона
Прощание   Обозначить конец занятия Определенные ритуалы Желательно осуществлять один и тот же ритуал закрытия группы на протяжении всей программы

Встреча 3. «Я это Я»

Процедура 3-1. «Глаза—зеркало души»— 15 мин.

3-2. «Незаконченный рассказ»— 45 мин.

3-3. «Мой сосед справа» (танец)— 10мин

3-4. Проективный рисунок «Я реальное», «Я глазами других», «Я идеальное»— 1час.

3-5. История: «Курилыцик-вор» — 10 мин.

3-6. Релаксация — 30 мин.

3-7. Рефлексия— 10мин.

3-8. Прощание — 5 мин

Встреча 5. «Целеполагание»

Процедура 5-1. «Пересесть по признаку»— 10мин.

5-2. «Проработка цели» — модель ТОТЕ — 1 час.

5-3. «Глубинная цель»— 15 мин.

5-4. «Стратегии жизни» («Гибкость», «Даоский кот») — 45 мин.

5-5. «Устойчивость» («Вкопанный», «Диагональ») — 30 мин.

5-6. «Новичок в классе»— 15мин.

5-7. «Я-игра» — 30 мин.

5-8. Релаксация —30 мин.

5-9. Рефлексия — 10 мин. .

5-10. Прощание— 5мин

Встреча 7. «Я и другие»

Процедура 7-1. «Гордость»— 10мин.

7-2. «1 миллион долларов»— 20мин.

7-3. «Горячий стул»— 30 мин.

7-4. «Общественная характеристика»— 15 мин.

7-5. Руки на теле— 15мин.

7-6. Рисунок «Я и мое тело» — 30 мин.

7-7. «Я-игра»— 30 мин.

7-8. Релаксация —30 мин.

7-9. Рефлексия— 10 мин.

7-10. Прощание— 5 мин.

Встреча 8. «Экстрасенсы»
Процедура 8-1. «Кораблекрушение» — 15 мин.
8-2. «Мешок наркомана» — 1 час.
8-3. «Узнать по руке» — 20 мин.

8-4. «Передать эмоциональное состояние» — 20 мин.
8-5. «Номотетическая способность» — 20 мин.
8-6. «Я-игра» — 30 мин.
8-7. Релаксация —30 мин.
8-8. Рефлексия— 10 мин.
8-9. Прощание— 5 мин.

Встреча 11. «Время»

Процедура 11-1. «Узники»— 15мин.

11-2. «Минута»— 5 мин.

11-3. Торт «Время»— 45 мин.

11-4. «Прогулка по набережной Невы»— 10мин.

11-5. «Мое будущее»— 45 мин.

11-6. Релаксация —30 мин.

11-7. Рефлексия— 10мин.

11—8. Прощание— 5 мин.

Встреча 12. «Реклама»

Процедура 12-1. «Хлопок» — 15 мин.

12-2. Альтернативная реклама — 20 мин.

12-3. Ролевые игры — 1 час.

12-4. Чистый остров — 20 мин.

12-5. «Я — ты — мы» — 60—90 мин.

12-6. «Скульптура группы»— 15 мин.

12-7. Релаксация — 30 мин.

12-8. Рефлексия — 10 мин.

12-9. Прощание — 5 мин.

Встреча 14. «Любовь»

Процедура 14-1. «Добрые руки»— 10мин.

14-2. «Что есть любовь?» — 10 мин.

14-3. «Поле любви» — 10 мин.

14-4. «Образ любви» — 25 мин.

14-5. «В моей власти» — 45 мин.

14-6. «Запретный плод» — 10 мин.

14-7. «Надежды на мир» — 20 мин.

14-8. «Миг благодарения» — 15 мин

14-9. «Послание потомкам» —20 мин.

14-10. «Встреча через Шлет»— 30мин.

14-11. «Связующая нить»— 10мин.

14-12. «Корабль жизни»— 10мин.

ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВСТРЕЧ

А. «Вырази себя в жесте».

Цель: познакомиться друг с другом нестандартным способом.
Все участники группы встают в круг. Один делает шаг вперед и демонстрирует себя в жесте, при этом произносит свое имя. Первым может выразить себя в жесте ведущий. Он поднимает руки вверх и громко
произносит: «Виктор! Ого-гo». Затем становится в круг. Теперь все вместе
делают шаг вперед, повторяют жест и произносят имя ведущего. После
этого возвращаются на прежнее место. Таким образом каждый участник
демонстрирует себя в жесте. Все остальные повторяют его, как бы вживаясь
через этот жест в другого человека.

Б. «Молекулы».

Цель: через динамическую, игровую форму установить контакт друг с другом.

Все игроки — «атомы», которые беспорядочно движутся по комнате, при этом их руки прижаты к груди. По сигналу ведущего атомы быстро объединяются в «молекулы» определенной ведущим величины (по 3, 5 и даже по 15 атомов). «Молекула» представляет собой несколько человек, плотно прижавшихся руками и плечами друг к другу. После соединения игроки снова расходятся и опять создают «броуновское движение». Так «молекулы» формируются несколько раз. Последний раз ведущий коман­дует: «Два!» — и все объединяются в «парочки». Эти «парочки» садятся напротив друг друга.

Ведущий дает инструкцию:

1. В течение 3 минут смотрите молча друг другу в глаза. Моргать и
улыбаться можно, разговаривать запрещено.

2. В течение 3 минут один говорит, другой только слушает без комментариев, без вопросов. Первый же начинает говорить со слов: «Я люблю в себе...» и в течение указанного времени говорит о том, что он любит в себе. После истечения трех минут партнеры меняются ролями.

Описать кругу своего партнера в течение одной минуты

ВСТРЕЧА 3. «Я — ЭТО Я»

Курильщик-вор

В одном небольшом городе жила семья. Семья как семья: мама, сын и маленькая дочка. Мама работала. Старший сын ходил в школу. A eгo сестренка — в детский сад. Все они очень любили друг друга. Так как папы у них не было, маме приходилось много работать. Ей очень хотелось, чтобы у ее детей было все самое лучшее, чтобы они росли здоровыми и счастливыми. Брат заботился о своей маленькой сестренке. Отводил ее в детский сад и забирал домой, играл с ней, защищал от старших ребят и злых собак, которых девочка боялась. Это была дружная семья.

Но был у мальчика один недостаток. Часто он тратил деньги не на то, что нужно. При этом деньги нередко брал у мамы без разрешения, попросту воровал. Ему хотелось почувствовать себя настоящим богатым бизнесменом. Покупал жвачку, сладости, фрукты, щедро раздавал их сестренке, друзьям. Особенно его тянуло на покупку сигарет в красивых блестящих пачках. Хотя мальчику не так уж и хотелось курить. Было горько, тошнило, возникал кашель. Но когда он держал в руках сигаре­ту, то сам себе представлялся смелым, сильным, «крутым», как парни в рекламных роликах. Когда мальчик угощал сестру и приятелей тем, что покупал, он видел себя добрым, щедрым, заботливым, взрослым. Денег он брал понемногу, так, чтобы мама не заметила. Он знал, что она огор­чится, если узнает о его недостойном поведении.

Со временем он заметил, что курить ему хочется все больше и больше. Тут друзья предложили какой-то необычный табак или просто «травку». Хотелось им показать, что он может и такую травку «пыхтеть». Но на все эти забавы надо было еще больше денег.

Один раз выдался очень грустный день. На дворе шел дождь, по те­левизору ничего путного не показывали. Мама была на работе. Мальчик слонялся по квартире, не зная, что делать. И вдруг увидел конверт, в ко­тором, по-видимому, мама хранила деньги. Взял оттуда побольше денег, подкупил у барыги «травки», покурил, раздобрел. Пришел домой, забрал все остальные деньги, чтобы купить побольше подарков сестренке, дру­зьям. Домой он возвращался с новой дорогой куклой, закупил всяких вкусностей. Он мечтал о празднике, который устроит дома.

Но сестренка почему-то не обрадовалась ни кукле, ни шоколадкам. «Наша мама заболела», — грустно сказала она. Встревоженный сын поспешил к маме. Та лежала на кровати очень бледная. «Сынок,— сказала она, — возьми в конверте на полке деньги и сходи в аптеку, купи мне лекарства по рецепту. Только прошу тебя, не потеряй деньги, лекарство очень дорогое, а это наши последние, а работать я теперь долго не смогу. Пока я не поправлюсь, придется тебе вести хозяйство, ты ведь у нас единственный мужчина в доме». Мальчику почему-то стало очень жарко, а конфета во рту из сладкой превратилась в горькую….

ВСТРЕЧА 5. «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ»

Даосский кот

Жил-был человек. Был у него большой дом. В этом доме было много жизненно-важных запасов, отчего человек был счастлив. Но на его беду в доме завелась очень умная крыса, поймать которую было просто невоз­можно. Как ни старался хозяин, — ставил ей капканы, — она их обегала; травил ядом, — она от этого становилась еще здоровее. Устав от борьбы с крысой, человек пошел в лес погулять и, заблудившись, вышел на узкую тропинку, где повстречал монаха. Тот увидел его состояние, расспросил, отчего он такой разбитый, хмурый и недовольный. Человек все как есть рассказал про крысу и про то, как он не может ее выпроводить из дома. Монах посоветовал ему сходить в даосский монастырь, который находится высоко в горах, взять там местного кота, и тот в два счета поймает ему эту хитрую, неуловимую крысу. Человек так и сделал. Сходил в монастырь, взял там большущего-пребольшущего котяру. С большим трудом принес его домой. Покормил и стал ждать, когда же он будет ловить крысу. Од­нако кот вел себя довольно странно. Он производил только три действия: поест, оближется и поспит. Эти действия он мог совершать в разных комбинациях: поест — оближется — поспит; поспит — оближется — поест; поест — поспит — оближется и все. Крыса, глядя на все это дело, стала бегать по дому. Очень была не

Наши рекомендации