Характер политического режима в СССР.

Задание обучающимся: познакомиться сточкой зре­ния, приведенной в § 29 о политическом режиме, утвердившем­ся в Советском Союзе.

Тоталитаризм имеет разные идеологические основы, позво­ляющие классифицировать этот режим как религиозный, нацио­нально-расовый (расизм), социально-классовый (коммунизм).

Тоталитаризм - это не просто диктатура, уничтожающая права и свободы, это диктатура, вступающая в конфликт с по­требностями общественного развития, то есть с исторической эволюцией.

Затем обучающимся предлагается определить условия развития тоталитаризма в нашей стране:

• большая территория, которой сложно управлять;

• сформированность у населения менталитета подчинения, становление которого началось со времен монголо-татарского ига;

• слабые региональные связи - отсутствие дорог;

• трудности складывания рынка;

• слабые рыночные регуляторы;

• низкий уровень жизни;

• длительная нестабильная обстановка в стране;

• низкий уровень самосознания у населения.

Вопросы:

- Объясните, почему в России стало возможным установле­ние тоталитарного режима? Кто осуществлял этот режим в СССР?

- Как вы считаете, почему советское общество смирилось с таким устройством его жизни?

- Порассуждайте, можно ли охарактеризовать время нахож­дения у власти В. И. Ленина как период тоталитаризма?

Домашнее задание: § 29. Знать новые понятия, термины, даты и события.

Урок . ____

ПЕРВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ. XX СЪЕЗД КПСС

Общие цели:охарактеризовать попытки продолжения куль­та личности И. Сталина; определить историческое значение XX съезда КПСС.

Вспомогательные цели:дать характеристику политической деятельности Л. П. Берии, Г. М. Маленкова; с помощью материа­ла § 30 составить тезисы ответа на вопрос: «Почему именно Н. С. Хрущеву удалось войти в историю в качестве реформатора?»

Дополнительные цели:выявить объективные причины не­обходимости изменения внутренней и внешней политики СССР; проанализировать взгляды Л. П. Берии и Г. М. Маленкова по вопросам внутренней и внешней политики СССР; охарактеризо­вать значение XX съезда КПСС.

Основные понятия и термины:десталинизация, реабили­тация, волюнтаризм.

Важнейшие даты и события:

5 марта 1953 г. - смерть И. В. Сталина.

1952 г. - первым секретарем ЦК КПСС избран Н. С. Хрущев.

Февраль 1956 г. - XX съезд КПСС.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Беседа с обучающимися:

1) Как проходило восстановление и развитие промышленно­сти СССР в первые послевоенные годы?

2) Почему сельское хозяйство в своем развитии отставало по темпам развития от тяжелой промышленности?

3) Против кого были направлены послевоенные репрессии?

Характер политического режима в СССР. - student2.ru Характер политического режима в СССР. - student2.ru Дайте характеристику политическому режиму советского общества середины XX в.

II. Изучение нового материала.

План

1. Необходимость смены курса.

2. Первые шаги по пути отказа от прежних методов управления.

3. Переход политического лидерства к Н. С. Хрущеву.

4. XX съезд КПСС.

Вопросы:

- Перечислите достижения Советского Союза в период на­хождения И. В. Сталина у власти.

- Порассуждайте, за счет чего ему удалось достичь таких ре­зультатов.

- Выскажите свою точку зрения на вопрос: «И. В. Сталина помнят за то, что ему удалось вернуть России статус мировой державы, или за массовые репрессии, многочисленные жерт­вы?»

Необходимость смены курса.

Проводить беседу с обучающимися:

- Военные достижения, победа в войне и установление по­слевоенного стратегического паритета привели к тому, что ста­линский режим полностью отождествлялся с социалистическим
строем.

Задание обучающимся: прочитать текст § 30 (с. 284-285) и записать в тетрадь объективные причины изменения внутренней и внешней политики.

2. Первые шаги по пути отказа от прежних методов управ­ления.

Наши рекомендации