Боевые действия весной-летом 1942 г.

Рассказ обязательным использованием кар­ты «Великая Отечественная война».

Задание обучающимся: прослушав рассказ, ответить на вопросы :

- Охарактеризуйте планы Германии и СССР на летнюю компанию 1942 г.

- Объясните, почему летом 1942 г. Красная армия снова тер­пит поражение?

- Почему вермахт перехватил инициативу у Красной армии?
Вопросы к обучающимся:

- Оцените моральное состояние Красной армии летом 1942 г.

- Чем руководство страны объясняло невозможность даль­нейшего отступления армии?

- Какую роль должен был сыграть приказ № 227?

Оборона Сталинграда.

Учитель знакомит обучающихся с этапами Сталинградской битвы:

I этап: 17 июля 1942 г. - 18 ноября 1942 г. - оборонительный;

II этап: 19 ноября 1942 г. - 2 февраля 1943 г. - контрнаступ­ление Красной армии.

Сообщения обучающихся, подготовленные заранее, об оборонительном этапе Сталинградской битвы.

Примерная тематика:

• «Оборона Сталинграда».

• «Подвиг 62-й армии генерала В. И. Чуйкова».

• «Подвиг 64-й армии генерала М. С. Шумилова».

• «Подвиг снайпера Василия Зайцева».

• «Подвиг сержанта разведгруппы Я. Ф. Павлова».

Задание обучающимся:

- Определите, что делало Сталинград стратегическим объек­том, от которого зависела судьба Вооруженных сил на других направлениях фронта?

- Объясните, почему Сталинградский фронт был образован только 12 июля 1942 г.?

- Какую роль в Сталинграде играл Мамаев курган, за кото­рый шла непрерывная борьба с переменным успехом для обеих сторон?

Оккупационный режим на советской территории.

Рассказ учителя с опорой на дополнительный материал.

Партизанское движение.

Работа по вариантам.

I вариант. Прослушивание сообщений о героях парти­занского движения.

II вариант. Составление тезисов ответа на вопрос «Пар­тизанское движение как проявление отечественного характера войны советского народа с германскими захватчиками».

III вариант. Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника § 21 «Партизанское движение».

Беседа по вопросам:

- Почему И. В. Сталин в начале войны с недоверием отно­сился к партизанскому движению?

- Как возникло партизанское движение в годы войны?

- Какую роль сыграли партизаны в Великой Отечественной войне?

- В каких районах страны партизанское движение приняло широкомасштабный характер?

- Какое значение имела деятельность партизанских отрядов?

10. «Все для фронта, все для победы!»

Выполнение задания п. 11 § 25 (с. 239). На основе данного материала и предыдущего §24 составьте вариант ответа по теме «Мобилизация СССР на войну с Германией».

Охарактеризуйте процесс перестройки советской экономики, социальных отношений и идеологии с началом и в ходе войны.

II. Закрепление изученного материала.

- Приведите аргументы в пользу того, что разразившаяся война приобрела для нашего народа характер отечественной.

- Как это сказалось на состоянии фронта и тыла?

-

Домашнее задание:§ 25. Знать новые понятия, даты, собы­тия. Начать составление таблицы «Основные события на совет­ско-германском фронте».

Этапы Даты Сражения События Результаты и значения
         

Подготовить сообщения:

• «Танковое сражение под Прохоровкой».

• «Контрнаступление советских войск под Сталинградом».

Урок ___

КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.

НОЯБРЬ 1942 г. - ЗИМА 1943 г.

Общие цели:дать представление учащимся об основных военных действиях Великой Отечественной войны; определить роль СССР в антигитлеровской коалиции; познакомить с идео­логической направленностью, развитием культуры в годы Вели­кой Отечественной войны.

Вспомогательные цели: опираясь на текст § 25, объяснить понятие «коренной перелом в войне» и назвать его хронологи­ческие данные; рассказать о контрнаступлении советских войск под Сталинградом, о танковом сражении под Прохоровкой; оха­рактеризовать взаимоотношения союзников по антигитлеров­ской коалиции в 1943 г.

Дополнительные цели:сравнить соотношение сил СССР и Германии в Московской и Сталинградской битвах; обсудить сущность понятия «коренной перелом»; сравнить, опираясь на материал документов, взгляды К. К. Рокоссовского и Э. Ман-штейна на Сталинградскую битву; сравнить Сталинградскую и Курскую битвы; оценить роль Тегеранской конференции для хода борьбы с фашистской Германией и ее союзниками; проана­лизировать роль искусства в мобилизации советского народа к отпору фашистским захватчикам.

Основные понятия и термины:коренной перелом в войне, второй фронт, «Окна ТАСС».

Важнейшие даты и события:

19-20 ноября 1942 г. - контрнаступление Красной армии под Сталинградом. Коренной перелом в ходе Великой Отечествен­ной войны и Второй мировой войны.

31 января - 2 февраля 1943 г. - капитуляция немецких войск, окруженных под Сталинградом.

Июль 1943 г. - битва на Орловско-Курской дуге.

Ноябрь 1943 г. - освобождение Красной армией Киева. Встреча глав СССР, США и Великобритании в Тегеране.

Оборудование: карта «Великая Отечественная война».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1 вариант проверки домашнего задания- Тест.

II вариант проверки домашнего задания

Беседа по вопросам № 1,6, 8, 9.

Наши рекомендации