Урок 6. третьеиюньская монархия и реформы п. а. столыпина
Общая цель: познакомить обучающихся с реформами П. А. Столыпина.
Вспомогательные цели: охарактеризовать политику «успокоения» России; составить план ответа по теме «Реформы П. А. Столыпина» и их результаты с опорой на § 6.
Дополнительные цели: сравнить и объяснить причины различий состава III и I—II Государственных дум; оценить результаты аграрных реформ П. А. Столыпина; установить причинно-следственные связи противоречивости проводимой политики П. А. Столыпина.
Основные понятия и термины: третьеиюньская монархия, военно-полевые суды, легальная оппозиция, переселенческая политика, отруб, хутор, артели, кооперативы, политический кризис.
Основные даты и события:9 ноября 1906 г. - указ о выходе крестьян из общины. Начало аграрной реформы П. А. Столыпина.
19 августа 1906 г. - указ о, введении военно-полевых судов.
Исторические персонажи: Петр Аркадьевич Столыпин, П. П. Рябушинский.
Оборудование: карта «Россия после первой русской революции 1907-1914 гг.».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Изучение нового материала.
План
1) П. А. Столыпин и его политика.
2) Реформы П. А. Столыпина.
3) Итоги правления П. А. Столыпина.
4) Политический кризис 1912-1915 гг.
1) Проблемное задание: Какие реформаторские идеи объединяли позиции С. Ю. Витте и П. А. Столыпина, в чем заключалось различие в их подходах к реформированию России?
Аграрная реформа П. А. Столыпина включала в себя три направления:
1-е направление:
• отмена сословных ограничений;
• предоставление крестьянам-единоличникам права покупать землю;
• создание специального фонда за счет части государственных и выкупаемых у помещиков земель для последующей продажи их крестьянам.
2-е направление:
• право свободного выхода крестьян из общины, с передачей их доли общинной земли в частную собственность. Поощрялось выделение земли в отруба и хутора;
• за счет отрубов и хуторов П. А. Столыпин надеялся создать в российской деревне слой зажиточных крестьян - «крестьянских хозяев», которые бы играли решающую роль в сельскохозяйственном производстве и впоследствии стали бы «опорой трона».
3-е направление:
• переселенческая политика - поощрение переезда в мало
населенные районы страны. Переселенцам предоставлялась зем
ля из государственного фонда и льготы.
2. Работа по таблице.
Цели, направления и результаты аграрной реформы П. А. Столыпина
Цели | Направление | Результаты |
Снятие социальной напряженности на селе | Разрушение крестьянской общины | Выход из общины более 2 млн крестьянских дворов; увеличение на 35 % хлебного экспорта |
Формирование широкого слоя мелких собственников для обеспечения политической стабильности | Создание хуторов и отрубов; переселенческая политика | К 1915 г. количество фермерских хозяйств не превышало 10 % всех крестьянских хозяйств; увеличение в среднем на 10 % посевных площадей; увеличение вдвое количества применяемых минеральных удобрениц |
Вопросы обучающимся:
- Какой путь развития сельского хозяйства преобладал в России?
- Почему при проведении аграрной реформы власти ориентировались на хозяйственного крестьянина ведущих «хлебных» районов?
- Порассуждайте, почему 28 % крестьян за 7 лет порвали свою связь с общиной, которая до этого была для них образом жизни, их миром?
- Каковы цели переселенческой политики П. А. Столыпина?
-Почему, с точки зрения П. А. Столыпина, социальная политика, реформа местного самоуправления были основой успеха всех модернизаций?
3. Итоги правления П. А. Столыпина.
- политика П. А. Столыпина оказалась неприемлемой для самых разных политических сил;
- результаты реформ были крайне противоречивы, несмотря на определенный успех, в целом решить аграрную проблему не удалось. Сам П. А. Столыпин считал, что преодоление аграрного кризиса требует времени: «Разрешить этот вопрос нельзя, его надо развешать!»;
- возникли значительные социальные группы, пострадавшие в ходе реформы.
III. Закрепление изученного материала.
-Что объединяет следующие понятия: «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «кооперативы»? (Аграрная реформа П. А. Столыпина.)
Домашнее задание: знать новые понятия, термины, даты, события. Ответ на вопрос 3 представить письменно.
Подготовить сообщение «О важнейших тенденциях в развитии культуры России и выдающихся ее представителей».
Урок 7.КУЛЬТУРА РОССИИ
В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX веков
Общие цели: дать обучающимся представление о развитии духовной жизни российского общества во второй половине XIX -начале XX в.; познакомить с системой образования и научными достижениями российских ученых.
Вспомогательные цели: опираясь на текст § 7, составить развернутый план ответа по теме «Особенности городской и сельской жизни Российской империи в начале XX в.»; найти в тексте § 7 материал для заполнения таблицы «Основные достижения отечественной науки России в конце XIX - начале XX века»; на конкретных примерах раскрыть достижения русской науки.
Дополнительные цели: сравнить особенности городской и сельской жизни России в начале XX в.; привести примеры выдающихся достижений отечественной науки в начале XX в.; установить причинно-следственные связи процессов развития российского общества и идейных исканий мастеров художественной культуры; участвовать в обсуждении сообщений о важнейших тенденциях в развитии культуры России, о выдающихся ее представителях; представить результаты изученного материала в виде таблицы «Идейные искания и художественная культура России на рубеже XIX - начала XX в.».
Основные понятия и термины: интеллигенция, художественная культура, декадентство, символизм, акмеизм, футуризм, модерн, абстракционизм, авангард, примитивизм.
Важнейшие даты и события:
1913 г. - И. И. Сикорский создал самые большие в мире четырехмоторные самолеты «Русский витязь», «Илья Муромец».
1913 г. - военный летчик П. Н. Нестеров впервые выполнил ряд фигур высшего пилотажа, «мертвую петлю».
1895 г. - на заседании Русского физико-химического общества А. С. Попов продемонстрировал первый в мире искровой беспроволочный телеграф.
1909 г. - появился сборник «Вехи».
1910 г. - появилось литературное направление акмеизм.
1910-1912 гг. - возникло литературное направление футу
ризм.
1898 г. - создание К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко Художественного театра в Москве. В конце 1890-х гг. - появился кинематограф. 1909-1912 гг. - в Париже проводились Русские сезоны балета.
Оборудование: альбомы по искусству, портреты ученых, артистов, художников, поэтов, аудио- и видеоматериалы.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 1.
В одном из писем великий русский ученый, член ЦК конституционно-демократической партии В. В. Вернадский писал: «Столыпин нанес монархии, или по крайней мере династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые».
- Согласны ли вы с подобным мнением? Аргументируйте свой ответ.
Задание 2.
Объясните, почему события 3 июня 1907 г. были восприняты как государственный переворот.
Задание 3.
Объясните, в чем заключался политический смысл аграрной реформы: какую социальную цель ойа преследовала?
П. Изучение нового материала.
План
■ Городская и сельская жизнь.
■ Достижения науки.
■ Идейные искания и художественная культура.
Городская и сельская жизнь в России.
Задание: в сравнительном аспекте рассказать о социокультурном развитии российских городов и деревень начала XX века с точки зрения модернизационных процессов.
Достижения отечественной науки.
Рассказать о системе образования в Российской империи.
Русская философия в поисках общественного идеала.
- Почему начало XX в. названо «золотым веком» русской
философии?
Литература: новые поэтические течения.
Особенности русской живописной школы начала XX в.
Достижение в архитектуре и скульптуре начала XX в.
Музыка, театр, балет, кинематография.
III. Закрепление изученного материала.
Порассуждайте: почему художественные открытия начала XX в. называются Серебряным веком русского искусства?
- заполнить таблицу.
Основные достижения отечественной науки в конце XIX - начале XX в.
Направление науки | Представители | Открытие | Год | Результат |
Домашнее задание:
параграф
составить кроссворд «Русская культура на рубеже XIX - начала XX века».