После манифеста 17 октября 1905 г.
Общие цели: дать представление обучающимся об идейных течениях, политических партиях и общественных движениях в России на рубеже XLX-XX вв.; объяснить становление российского парламентаризма.
Вспомогательные цели: заполнить таблицу «Политические партии России начала XX в.»; охарактеризовать деятельность политических партий в Государственной думе с опорой на текст § 5; сравнить состав I и II Государственных дум с опорой на табл. 1 (с. 52 учебника).
Дополнительные цели: установить причинно-следственные связи между Манифестом 17 октября 1905 г. и активным ростом политических партий в начале XX в.; составить схему «Государственное устройство Российской империи после Манифеста 17 октября 1905 г.»; сравнить структуру высших органов государственной власти до и после создания Государственной думы.
Важнейшие понятия и термины: политическая партия, фракция, либерализм, кадеты, октябристы, социал-демократы, большевики, меньшевики; эсеры; индивидуальный террор; всеобщие, равные и прямые выборы; Третьеиюньский государственный переворот.
Основные даты и события:
1906 г. - работа первой Государственной думы.
1906 г.- начало аграрных реформ П. А. Столыпина.
1907 г. - работа второй Государственной думы. 1907 г., 3 июня - новый избирательный закон. 1907 г., 3 июля - окончание революции.
1912 г., 19 июля - работа третьей Государственной думы. 1912 г. - расстрел рабочей демонстрации на Ленских приисках.
Исторические персонажи: Петр Аркадьевич Столыпин; Павел Николаевич Милюков; Александр Иванович Пучков; Георгий Валентинович Плеханов; Владимир Ильич Ленин (Ульянов); Леонид Мартов (Юлий Осипович Цедербаум); Владимир Митрофанович Пуришкевич.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Тест. №2
II. Изучение нового материала.
План
1. Особенности формирования политических партий России.
2. Основные политические партии:
• либеральные;
• социалистической ориентации (левые);
• консервативные (правые).
3. Реформы государственного строя. I и II Государственные думы. Третьеиюньский государственный переворот.
беседу по вопросам:
- Какой была политическая система Российской империи в начале XX в.?
- Какой была форма правления в Российской империи в начале XX в.?
- Как назывался совещательный орган при императоре?
- Какой орган государственной власти назывался высшим исполнительным?
- Какую роль выполнял Сенат?
- Кто осуществлял местное управление?
- Какие изменения внес в российское общество Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г.?
- Какие гражданские права получило население России?
1. Особенности формирования политических партий России.
Одним из главных итогов революции стало появление в России политических партий.
2. Основные политические партии.
Политические партии России в начале XX в.
Вопросы сравнения | Политическое течение | ||
социалистическое (революционно-демократическое) | либеральное | консервативное (монархическое) | |
Партии | Эсеры (В. М. Чернов). РССРП (В. И. Ленин) | Кадеты (П. Н. Милюков) Октябристы (А. И. Гучков) | «Русское собрание» (А. С. Суворин). «Союз русского народа» (В. Н.Пу-ришкевич) |
Социальный состав | Революционная интеллигенция, рабочие, городские средние слои, крестьяне. | Либеральная интеллигенция, городские средние слои, буржуазия, часть помещиков | Помещики, духовенство, часть крупной буржуазии, часть городских средних слоев, крестьяне |
Программные цели | Уничтожение частичной собственности; уничтожение самодержавия | Создание эффективной рыночной экономики; построение правового государства; формирование гражданского общества | Сохранение традиционных основ экономической и политической жизни |
3. Реформы государственного строя. I и II Государственные думы.
- Поскольку на выборах в Государственную думу победили кадеты, ее первым председателем стал кадет, профессор С. А. Муромцев. Однако в социальном плане большинство оказалось на стороне крестьянства, достаточно слабого для поиска решений политических и юридических вопросов.
Задание:
- Прочтите текст § 5 (с. 51-52) и укажите отличие в составах I и II Государственных дум.
- Почему российское общество оказало наибольшую поддержку кадетам?
- Что послужило причиной прекращения работы I и II Государственных дум?
- Сравните аграрные программы различных партий. Как предлагали решить аграрный вопрос I и II Государственные думы?
III. Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам 1; 5 § 5 (с, 53).
Домашнее задание:§ 5; знать новые понятия, термины, даты и события; подготовить сообщения о деятельности П. А. Столыпина, П. П. Рябушинского.
Опережающее задание к уроку «Культура России в конце XIX - начале XX в.». примерная тематика заданий для обучающихся:
• Развитие и достижение отечественной науки на рубеже XIX - начала XX века.
• Система российских образов на рубеже XIX - XX века.
• Новые идеи о предназначении России в русской философской мысли начала XX вв.
• Новые направления в русской литературе начала XX века.
• Новые стилей направления в живописи.
• Открытие русской иконописи.
• Достижения в области архитектуры и скульптуры в начале