После манифеста 17 октября 1905 г.

Общие цели: дать представление обучающимся об идейных течениях, политических партиях и общественных движениях в России на рубеже XLX-XX вв.; объяснить становление россий­ского парламентаризма.

Вспомогательные цели: заполнить таблицу «Политические партии России начала XX в.»; охарактеризовать деятельность политических партий в Государственной думе с опорой на текст § 5; сравнить состав I и II Государственных дум с опорой на табл. 1 (с. 52 учебника).

Дополнительные цели: установить причинно-следственные связи между Манифестом 17 октября 1905 г. и активным ростом политических партий в начале XX в.; составить схему «Государ­ственное устройство Российской империи после Манифеста 17 октября 1905 г.»; сравнить структуру высших органов государ­ственной власти до и после создания Государственной думы.

Важнейшие понятия и термины: политическая партия, фракция, либерализм, кадеты, октябристы, социал-демократы, большевики, меньшевики; эсеры; индивидуальный террор; все­общие, равные и прямые выборы; Третьеиюньский государст­венный переворот.

Основные даты и события:

1906 г. - работа первой Государственной думы.

1906 г.- начало аграрных реформ П. А. Столыпина.

1907 г. - работа второй Государственной думы. 1907 г., 3 июня - новый избирательный закон. 1907 г., 3 июля - окончание революции.

1912 г., 19 июля - работа третьей Государственной думы. 1912 г. - расстрел рабочей демонстрации на Ленских приисках.

Исторические персонажи: Петр Аркадьевич Столыпин; Павел Николаевич Милюков; Александр Иванович Пучков; Ге­оргий Валентинович Плеханов; Владимир Ильич Ленин (Улья­нов); Леонид Мартов (Юлий Осипович Цедербаум); Владимир Митрофанович Пуришкевич.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Тест. №2

II. Изучение нового материала.

План

1. Особенности формирования политических партий России.

2. Основные политические партии:

• либеральные;

• социалистической ориентации (левые);

• консервативные (правые).

3. Реформы государственного строя. I и II Государственные думы. Третьеиюньский государственный переворот.

беседу по вопросам:

- Какой была политическая система Российской империи в начале XX в.?

- Какой была форма правления в Российской империи в на­чале XX в.?

- Как назывался совещательный орган при императоре?

- Какой орган государственной власти назывался высшим исполнительным?

- Какую роль выполнял Сенат?

- Кто осуществлял местное управление?

- Какие изменения внес в российское общество Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г.?

- Какие гражданские права получило население России?

1. Особенности формирования политических партий России.

Одним из главных итогов революции стало появление в Рос­сии политических партий.

2. Основные политические партии.

Политические партии России в начале XX в.

Вопросы сравнения Политическое течение
социалистическое (революционно-демократическое) либеральное консервативное (монархическое)
Партии Эсеры (В. М. Чер­нов). РССРП (В. И. Ле­нин) Кадеты (П. Н. Ми­люков) Октябристы (А. И. Гучков) «Русское собрание» (А. С. Суворин). «Союз русского народа» (В. Н.Пу-ришкевич)
Социальный состав Революционная интеллигенция, рабочие, город­ские средние слои, крестьяне. Либеральная ин­теллигенция, го­родские средние слои, буржуазия, часть помещиков Помещики, духо­венство, часть крупной буржуа­зии, часть город­ских средних слоев, крестьяне
Програм­мные цели Уничтожение частичной собст­венности; уничтожение са­модержавия Создание эффек­тивной рыночной экономики; построение право­вого государства; формирование гражданского общества Сохранение тра­диционных основ экономической и политической жизни

3. Реформы государственного строя. I и II Государствен­ные думы.

- Поскольку на выборах в Государственную думу победили кадеты, ее первым председателем стал кадет, профессор С. А. Муромцев. Однако в социальном плане большинство ока­залось на стороне крестьянства, достаточно слабого для поиска решений политических и юридических вопросов.

после манифеста 17 октября 1905 г. - student2.ru Задание:

- Прочтите текст § 5 (с. 51-52) и укажите отличие в составах I и II Государственных дум.

- Почему российское общество оказало наибольшую под­держку кадетам?

- Что послужило причиной прекращения работы I и II Госу­дарственных дум?

- Сравните аграрные программы различных партий. Как предлагали решить аграрный вопрос I и II Государственные ду­мы?

III. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам 1; 5 § 5 (с, 53).

Домашнее задание:§ 5; знать новые понятия, термины, да­ты и события; подготовить сообщения о деятельности П. А. Сто­лыпина, П. П. Рябушинского.

Опережающее задание к уроку «Культура России в конце XIX - начале XX в.». примерная тематика заданий для обучающихся:

• Развитие и достижение отечественной науки на рубеже XIX - начала XX века.

• Система российских образов на рубеже XIX - XX века.

• Новые идеи о предназначении России в русской философ­ской мысли начала XX вв.

• Новые направления в русской литературе начала XX века.

• Новые стилей направления в живописи.

• Открытие русской иконописи.

• Достижения в области архитектуры и скульптуры в начале


Наши рекомендации