Универсальная система международной защиты прав человека.
Ныне функционирующая универсальная система международной защиты прав и основных свобод человека сложилась после Второй мировой войны и в основном в рамках Организации
Объединенных Наций. Вместе с тем неправильно будет утверждать, что до создания ООН международной защиты прав человека не существовало вовсе. Некоторые механизмы появились еще в первые десятилетия прошлого века.
Так, в Конвенции о рабстве 1926 г. споры, возникающие между высокими договаривающими сторонами относительно применения ее положений, могли передаваться на решение Постоянной палаты международного правосудия, что показывает полномочия Палаты осуществлять, пусть и со значительными ограничениями, правозащитную деятельность. Конвенция о принудительном труде 1930 г. обязывает государства-участников представлять ежегодные доклады о мерах по претворению ее положений в жизнь и конкретных вопросах, связанных с применением принудительного труда. В рамках Лига Наций действовала система защиты национальных меньшинств.
Всеобъемлющей системы международной защиты прав и основных свобод человека тогда все же не существовало, да и в целом их соблюдение не являлось международно-правовым обязательством государств. Заявления о том, что в других странах нарушаются права человека, могли быть расценены как посягательство на суверенитет и вмешательство во внутренние дела.
Вторая мировая война показала со всей ясностью, что права человека нуждаются в защите, в том числе и международной. Не случайно в преамбуле Устава ООН подтверждается решимость народов Объединенных Наций "вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций", а в преамбуле Всеобщей декларации прав человека подчеркнуто, что "пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества", а сами права "должны охраняться властью закона".
Среди целей ООН, закрепленных в п. 3 ст. 1 Устава, значится: "Осуществлять международное сотрудничество... в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии".
Инновационный характер Устава ООН заключается в том, что он не ограничивается провозглашением целей и принципов в сфере поощрения и защиты прав человека. Устав ООН наделяет широкими полномочиями и обеспечивает главные органы ООН значительными институциональными возможностями в деле поощрения и защиты прав человека для всех.
Практически все главные органы ООН наделены полномочиями в области поощрения и защиты прав человека. В дополнение к ним были созданы и специализированные вспомогательные подразделения в этой сфере. Хотя сложная организационная структура, выражающаяся в множественности органов, порождает проблему координации их деятельности, тем не менее следует признать, что этот институциональный плюрализм ООН обладает превосходством в деле учета многостороннего характера правозащитной проблематики.
Поступательное развитие механизмов защиты прав человека на универсальном уровне происходило одновременно с разработкой и принятием международно-правовых актов, устанавливающих международные обязательства государств в этой сфере. С самого начала в этой деятельности участвовала и ООН.
Согласно ст. 63 Устава ООН один из ее главных органов - Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) - может вступать с любым специализированным учреждением, созданным межправительственным соглашением и обладающим международной, определенной в ее учредительном акте ответственностью в области культуры, образования, здравоохранения и социальной сфере, в соглашение, на основании которого соответствующее учреждение будет поставлено в связь с ООН.
Уже на первой своей сессии в феврале 1946 г. ЭКОСОС учредил Комиссию по правам человека (КПЧ) в качестве своего вспомогательного органа и поручил ей разработать Международный билль о правах человека.
В 1956 г. был создан универсальный механизм рассмотрения периодических докладов государств о ситуации в области прав человека. Государства - члены ООН обязывались представлять их в ЭКОСОС раз в три года. В 1965 г. процедура изменилась. Доклады были распределены равномерно по трехлетнему циклу: первый год - гражданские и политические права, второй год - экономические, социальные и культурные права, третий год - свобода информации.