В29. Система мирных средств разрешения международных споров: краткая характеристика.

Институт мирного разрешения международных споров межотраслевой, так как его нормы содержатся в праве международной безопасности, в праве международных организаций, а также в праве ряда других отраслей международного права.

Источники института мирного разрешения международных споров:

1. Конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907 г.;

2. пересмотренный Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г. (в редакции 1949 г.);

3. Устав ООН, уставы региональных организаций;

4. Декларация о принципах международного права 1970 г.;

5. заключительный акт СБСЕ 1975 г.;

6. итоговый документ Венской встречи 1989 г. и другие документы СБСЕ, а также обычаи.

Государства – члены ООН приняли на себя обязательство «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание и разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Декларация о принципах международного права 1979 г. указывает на то, что международные споры разрешаются на основании суверенитета государств в соответствии с принципом свободного выбора способов разрешения спора. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства. Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международно-правовых средств такого урегулирования. В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны-государства, участвующие в любом споре, продолжение которого может угрожать поддержанию мира и безопасности, должны в первую очередь стремиться к разрешению спора посредством «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору». В поисках подобного урегулирования государства должны согласовывать такие средства, чтобы они соответствовали бы существу спора. Мирные средства разрешения международных спо­ров — это средства, применяемые субъектами международ­ного права в целях урегулирования споров между ними в соответствии с принципом мирного разрешения междуна­родных споров. В п. 1 ст. 33 Устава ООН закрепляется перечень средств, с помощью которых реализуется принцип мирного разрешения международных споров. К таким средствам относятся перего­воры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, су­дебное разбирательство, обращение сторон спора к региональ­ным органам и соглашениям или иным мирным средствам по своему выбору. Как следует из текста статьи, этот перечень не является исчерпывающим: международному праву извест­ны и другие средства: добрые услуги, консультации и пр. Кро­ме того, в соответствии с Уставом ООН определенными полно­мочиями в вопросах урегулирования международных споров об­ладают СБ ООН и ГА ООН.

Переговоры.

Большинство межгосударственных споров разрешаются пу­тем прямых переговоров. Переговоры — наиболее часто исполь­зуемое средство разрешения споров на международной арене, поскольку часто мирное сосуществование государств и дости­жение компромисса является более важным, чем решение воп­роса, какое государство является виновником конфликта, а какое - жертвой. Необходимость проведения переговоров до использования других средств международного разрешения споров может быть предусмотрена международным договором. Однако положения о разрешении споров, содержащиеся в международных догово­рах, обычно определяют переговоры только как первую стадию разрешения спора и допускают последующее использование примирительной, арбитражной или судебной процедуры, если в ходе переговоров не удалось добиться успеха. Такой подход обусловлен тем, что отсутствие в переговорах третьей нейт­ральной стороны, которая могла бы выработать рекомендации по разрешению спора или далее вынести обязательное для сто­рон решение, является существенным недостатком перегово­ров как средства мирного разрешения международных споров. В обычном международном праве существует норма, кото­рая обязывает все стороны спора в случае, если переговоры избраны в качестве средства разрешения спора, проводить их добросовестно с целью достижения компромиссного решения и воздернсиваться от использования переговорного процесса для затягивания решения спора. Реальность существования дан­ной нормы подтвердил Международный Суд ООН в решении по Делам о континентальном шельфе Северного моря. В част­ности, Суд отметил: «...стороны обязаны вступать в перегово­ры с целью достижения соглашения; они обязаны вести себя таким образом, чтобы переговоры имели смысл, чего не слу­чится, если одна из них будет настаивать на своей позиции, не допуская возможности ее изменения».

Добрые услуги.

В широком смысле слова понятие «добрые услуги» означа­ет вступление государства или международной организации в международный спор с целью установления контактов меж­ду сторонами спора. Добрые услуги оказываются исключительно субъектами, которые не вовлечены в конфликт. Уверенность сторон спора в беспристрастности третьей стороны является обязательным предварительным условием оказания ею добрых услуг. Добрые услуги могут быть предложены третьим государ­ством или международной организацией по собственной ини­циативе или по просьбе одной или нескольких сторон спора. В любом случае согласие на оказание добрых услуг должно быть получено со стороны всех участников спора. Различают добрые услуги технического и политического характера. Вместе с тем, поскольку оба вида добрых услуг нередко оказываются одновременно одним и тем же субъек­том, отличия между ними не всегда очевидны. Под техническими добрыми услугами понимают пригла­шение сторон спора на всякого рода двусторонние или много­сторонние встречи или конференции, организацию подобных мероприятий, выделение для целей их проведения материаль­ного и финансового обеспечения, предоставление транспорта или средств связи, обеспечение безопасности встреч сторон. За­дачей технических добрых услуг являетсявосстановление и поддержание контактов между сторонами спора в ситуации, когда между ними были прекращены дипломатические отно­шения, или же представление интересов одной из сторон. Политические добрые услуги включают призывы спорящих сторон к миру или установлению перемирия и последующему проведению переговоров для разрешения конфликта. Полити­ческими добрыми услугами является также решение с согласия спорящих сторон отдельных, связанных с урегулированием спора проблем, таких как контроль за исполнением достигнутых до­говоренностей, репатриация военнопленных и пр. В отличие от технических добрых услуг, политические в значительно боль­шей степени предполагают вовлечение третьей стороны в ре­шение конфликта по существу. Оказывая политические доб­рые услуги, государство или международная организация мо­жет вносить предложения по процедуре разрешения спора. Право оказывать добрые услуги основано на обычном меж­дународном праве. Из принципа же суверенитета государств вытекает право отказываться от добрых услуг. Следовательно, вмешательство третьей стороны в международный спор без согласия хотя бы одного из его участников нельзя рассматри­вать в качестве добрых услуг. Положения, предусматривающие использование добрых ус­луг, содержатся во многих многосторонних и двусторонних меж­дународных договорах. Например, ст. 2 Гаагской конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907 г. предусматривает, что в случае возникновения спора договари­вающиеся стороны прибегнут к добрым услугам или посред­ничеству дружественных государств до начала вооруженной борьбы. Статья 3 Конвенции закрепляет право нейтральных государств предлагать добрые услуги и в период вооруженного конфликта, причем оказание таких услуг не должно рассмат­риваться как недружественный акт по отношению к любой из сторон конфликта. В качестве примера положений, закрепляю­щих право на оказание технических добрых услуг, можно при­вести ст. 45 и 46 Венской конвенции о дипломатических сно­шениях 1961 г. и ст. 8 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., которые предусматривают право одного государства представлять в мирное время интересы другого го­сударства на территории третьего государства. Из истории известно много примеров оказания добрых ус­луг, значительная часть которых была успешными. Так, Гене­ральный Секретарь ООН оказывал добрые услуги СССР и США во время Карибского кризиса, СССР играл аналогичную роль в ходе Индо-Пакистанского конфликта 1965—1966 гг. Одним из наиболее ярких примеров добрых услуг являются миротвор­ческие операции ООН, в ходе которых войска ООН осуществля­ют контроль за соблюдением перемирия, оказывают содействие в репатриации военнопленных и беженцев, обеспечивают безо­пасность встреч конфликтующих сторон.

Обследование (установление фактов).

Под этим понимается процедура, целью которой является выяснение подлинности фактов, составляющих сущность меж­дународного спора. Обследование производится специальной комиссией (назы­ваемой обычно комиссией по установлению фактов), которая, как правило, состоит из равного числа представителей сторон. Иногда в комиссию включаются представители третьего госу­дарства или должностные лица международных организаций. В редких случаях обследование поручается одному или несколь­ким должностным лицам международной организации. Орган, проводящий обследование, вправе проводить слуша­ния сторон, опрашивать свидетелей, проводить осмотры на ме­сте, назначать экспертизы. Положения, регулирующие вопросы создания комиссий по установлению фактов, содержатся во многих международных договорах по вопросам разрешения международных споров и, в частности, в Гаагских конвенциях о мирном разрешении меж­дународных столкновений 1899 и 1907 гг. Примеров ключевой роли обследования в разрешении меж­дународного спора в истории немного. Одним из них является имевший место в 1904 г. Инцидент на банке Доггер, при расследовании которого комиссии по установление фактов уда­лось выяснить, что русский флот ошибочно атаковал британ­ские рыболовецкие суда, приняв их за враждебные японские торпедные катера. В результате был предотвращен конфликт между Великобританией и Россией. В настоящее время обследование в большинстве случаев играет второстепенную роль, дополняя иные средства мирного разрешения споров.

Наши рекомендации