В25. Принцип уважения прав человека и основных свобод.
Становление принципа всеобщего уважения прав человека и основных свободдля всех в качестве одного из основных международно-правовых принципов относится к послевоенному времени и связано непосредственно с связано с эпохой буржуазных революций и последующим принятием Декларации независимости, Декларации прав человека и гражданина и после Устава ООН.
В Декларации независимости, по которой американские колонии в 1776 году вышли из состава Британской империи, говорилось: «все люди сотворены равными и все они наделены Творцом неотъемлемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, облекаемые справедливой властью с согласия управляемых…». Первые десять поправок к Конституции, составляющие Билль о правах, были добавлены в Конституцию в 1791 году. Поправки провозглашали свободу вероисповедания, свободу слова, свободу печати, право людей на мирные собрания, право людей обращаться в правительство с ходатайствами о возмещении ущерба, право людей не подвергаться необоснованным обыскам и конфискациям, право на надлежащие судебные процедуры, быстрое и публичное рассмотрение их дел беспристрастным судом присяжных. Несмотря на принятие Конституции США и Билля о правах, в США долгое время на законодательном уровне действовало рабство и дискриминация этнических групп (в частности, индейцев и чернокожих).
С первых же дней революции Учредительное собрание занялось разработкой конституции и определением принципов организации новой государственной власти. Важным этапом на этом пути явилось торжественное провозглашение 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина, в которой формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционной буржуазии. В ст. 1 Декларации 1789 г. человек рассматривался как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами ("люди рождаются и остаются свободными и равными в правах"). Именно "забвение прав человека", пренебрежение к ним являются по Декларации "причинами общественных бедствий и пороков правительства". В число естественных прав были включены свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению (ст. 2).
В преамбуле Устава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека... в равноправие мужчин и женщин». В ст. 1 Устава в качестве цели членов Организации предусматривается сотрудничество между государствами «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «Организация Объединенных Наций содействует:
1) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;
2) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех». В ст. 6 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения уставных целей».
С наибольшей полнотой и универсальностью конкретизация нормативного содержания принципа всеобщего уважения прав человека отражена во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и двух пактах, принятых в 1966 г.: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
Анализ многочисленных международных документов по правам человека показывает, что в современном международном праве имеется универсальная норма, в соответствии с которой государства обязаны уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Отмеченная обязанность носит всеобщий характер, т. е. права и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. При этом целью международного сотрудничества в этой области является не унификация национальных законодательств, а разработка стандартов (моделей), которые служат для государств отправной точкой для выработки собственного национального законодательства.
Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека остаются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации. Международные документы не определяют, каким образом государство будет выполнять принятые на себя обязательства. Стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в определенной мере связывают свободу поведения государства в сфере национального законодательства. Анализ развития нормативного содержания принципа всеобщего уважения прав человека показывает, что индивид постепенно становится непосредственным субъектом международного права.
Т.е., общим итогом этого нормотворчества стало:
1) формирование обязательств государств по защите важнейших прав человека (права на жизнь, права на равенство в пользовании правами и свободами независимо от расовой, религиозной, политической принадлежности) (конвенции — о предупреждении преступления геноцида 1948, апартеида 1973, о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966, против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984);
2) формирование обязательств по защите отдельных слоев населения (женщин, национальных меньшинств, коренных народов, детей, жертв вооруженных конфликтов) (конвенции — о защите жертв войны 1949, о политических правах женщин 1953, о правах ребенка 1989 и др.).
Субъекты правоотношений (государства и межгосударственные м/н организации): Комитет по правам человека, Европейский Суд по правам человека при Совете Европы (Страсбург), Международного Суда ООН (Гаага), Суд Европейского Союза (Люксембург)).
Увеличение перечня прав человека (право на жизнь в ненасильственном мире, в безъядерном мире, в экологически чисто мире) (в области становления — право на (транспарентность) прозрачность экономики государства, на чистую питьевую воду, на свободу от голода).
Защита прав человека осуществляется государствами (несут ответственность перед сообществом в лице ГА (Генеральная Ассамблея) ООН, СБ (Совет Безопасности) ООН, МС (Международный суд) ООН, региональных политических организаций).
Геноцид, апартеид, расовая дискриминация, пытки — считаются м/н преступлениями (влекут ответственность государства и представляющих его ф/л (глав государств, правительств, военных ведомств, исполнителей преступных приказов) — создаются м/н судебные органы (трибуналы) и постоянные м/н суды (МУС ООН (Международный уголовный суд) (Гаага), Международные трибуналов ad hoc по бывшей Югославии и Руанде, Токийский Трибунал).
Апартеид - принудительное отделение части населения. Вид религиозный и расовой дискриминации. Геноцид - массовое уничтожение населения по определенному признаку.