Существуют три основные теории по поводу правопреемства государств.
1) Согласно универсальной теории правопреемства государств государство-преемник полностью наследует права и обязанности, которые принадлежали государству-предшественнику. Представители данной теории (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли) считали, что все международные права и обязанности государства-предшественника переходят к государству-преемнику, так как личность государства остается неизменной.
2) Негативная теория правопреемства. Ее представитель А. Кейтс считал, что при смене власти в одном государстве на другую международные договоры государства-предшественника отбрасываются. Разновидностью данной теории является концепция tabula rasa (табула раса), которая означает, что новое государство начинает свои договорные отношения заново. Т.е. права и обязанности переходят либо в усеченном объеме, либо вообще не переходят вовсе.
3) Продолжатель – советский подход. Продолжательство в вопросах правоприемства – более серьезная правовая категория, более проработанная, чем правоприемства. Но не без сильной политической составляющей. Все основы в конвенциях 78 и 83 гг. – развал СССР. Ссылаясь на негативную теорию СССР отказалась от исполнения договоров после буржуазной революции. Были предоставлены доказательства кабальности займов. Выдвинуто зачетное требование, в котором обосновывалось, что военная деятельность государств, предоставивших займы на территории России, приченненным ущербом в несколько раз перекрывала займы. Все это легло в основу обычно-правовой нормы – критерий коренного изменения обстоятельств как условия отказа, государства образованного в результате социальной революции, от нежелательных международных договоров государства предшественника. С формально юридической точки зрения право отказаться от таких договоров есть. Но с политической – проблема. Перспектива оказаться в международной изоляцией, причем, установленной сильными государствами.
Виды правопреемства:
1) Правопреемство в отношении международных договоров предполагает, что новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16 Венской конвенции от 1978 г.).
2) Правопреемство в отношении государственной собственности предполагает, что переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсаций, если иное не предусмотрено соглашением между сторонами (если без разделения территории).
Сюда входят: движимое и недвижимое имущество; особые правила для флота.
· Все недвижимое имущество остается на территории того государства, где оно физически оказалось на момент разделения. Государства-приемники вырабатывают соответствующее соглашение, на основании которого вся зарубежная недвижимая собственность подлежит справедливому разделению между ними с учетом определенных критериев: намерением получить территории государства приемников; исходя из численности населения, остающейся на территории государства приемника; возможность вклада государства-приемника в создание каких-либо объектов.
· Движимое имущество.По венской конвенции делится на 1) имущество, неразрывно связанное с отделяемой территорией (метро, автобусы и т.д.); 2) обслуживающее всю территорию государства-предшественника (подвижные составы электропоездов, самолеты) – разделяется между государствами-правоприемниками в равных долях.
· Флот.Недвижимое имущество: гражданские суда и военные корабли. Каждый имеет порт имеет свою приписку. Критерием для разделения будет личный вклад населения территории в создание флота. Учитывается возможность дальнейшей эксплуатации и содержания судов. При отсутствии такой возможности правоприемники имеют право на денежную компенсацию в процентном выражении от стоимости передаваемого флотских недвижимых объектов.
3) Правопреемство в отношении государственных архивов предполагает, что государственные архивы переходят к новому независимому государству от государства-предшественника полностью. Архивы – часть государственного имущества, но в связи с особой значимостью их передача регулируется отдельно. Если новое государство (приемник) образовалось целиком на территории государства-предшественника (просто при смене общественно-политического строя, например), то вся архвная документация передается от государства-предшественника в полном объеме. При разделении государств, выделении нового (государство-предшественник не перестает существовать) – архивы передаются тем территориям, для которых они являются наиболее значимыми. Венская конвенция 1983 года предоставляет право на копирование тех архивов, которые имеют отношение хотя бы косвенное к данной территории.
4) Правопреемство в отношении государственных долгов зависит от того, какое государство является правопреемником: часть государства-предшественника, два объединившихся государства или новое независимое государство. Долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику, размер долга зависит от вида государства-правопреемника.
5) Особый вид правоприемства не нашедший отражения в венских конвенциях 78 и 83 годов – правоприемство гражданства населения, проживающего на территории, ставшей объектом правоприества. Для регулирования этих вопросов в МП существуют 2 пути, которые документально закреплены в договорах, регулирующих правопреемство в отношении определенных территорий, которые заключают государства-правоприемники, а также в мирных договорах, заключаемых государствами-победителями с государствами-побежденными: оптация и трансферт.
Оптация – позитивная и негативная. Оптация в целом – изменение гражданства населением, имеющим гражданство государства-предшественника, как правило постоянно проживающим на территории государства-предшественника. Это происходит на основе международного договора и, в большинстве случаев, с учетом волеизъявления лиц, гражданство которых будет изменяться в порядке правопреемства. Позитивная оптация – выбор лицом, постоянно проживающем на территории государства, являющегося объектом предмета правопреемства, одного из гражданств, предоставляемых государствами-правоприемниками, либо оставление гражданства государства- предшественника (если оно продолжает существовать). Для позитивной оптации дается срок - один год с момента вступления в силу соответствующего международного договора – это правило. Негативная – применяется в отношении бипатридов (лиц с двойным гражданством) на основе договора о предотвращении или запрещении двойного гражданства. Договор о двойном гражданстве только с Таджикистаном. Договоры с Болгарей, Румынией, Монголией, Чехией, Словакией – договоры о предотвращении и недопущении двойного гражданства. Относятся к категории забытых договоров и не применяются.
Трансферт -этоавтоматическое изменение гражданства, которое также происходит на основе международного договора в случае смены государственной принадлежности в отношении какой-либо территории. У граждан выбора нет.