Советская Россия в 1920-е годы. Переход к экономической политике.
В целях преодоления тяжелейшего экономического кризиса, охватившего страну к концу Гражданской войны, и грозившего привести к социальной катастрофе, а также для восстановления промышленности сельского хозяйства и возобновления прерванных хозяйственных связей между городом и деревней советское руководство в начале 1920-х годов. было вынуждено отказаться от системы «военного коммунизма» и перейти к осуществлению новой экономической политики. Рассматриваемый вначале некоторыми большевиками как временное отступление, НЭП был утвержден Лениным в качестве политики восстановительного периода и стратегии построения социализма «всерьез и надолго». Экон.переход.Для скорейшего вывода страны из кризиса Х съезд РКП(б), собравшийся в марте 1921 г., принял принципиальное решение о замене продразверстки продналогом. Это положило начало переходу к новой (по отношению к «военному коммунизму») экономической политике (нэп). Размер продналога был известен заранее, после выполнения своих обязательств перед государством крестьяне получали право свободно реализовывать излишки продуктов на рынке. Кроме замены продразверстки продналогом: – в сфере производства частным лицам разрешалось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия; – создавались предприятия с участием иностранного капитала – концессии; – всеобщая трудовая повинность отменялась, разрешался наем рабочей силы, открывались биржи труда; – была проведена денежная реформа, в оборот введен советский золотой червонец.
СССР и Конституция.
значения: Образование СССР стало событием огромной исторической важности для российской истории и в общемировом масштабе. В начале XXI в. можно отметить следующие аспекты исторического значения образования СССР: 1) воссоздано тысячелетнее российское государство, дающее безопасность существованию и независимому развитию российских народов от иноземного ига; 2) образовано многонациональное государство на новой социальной основе, на принципах добровольности и равноправия как пример государственности для народов, освобождающихся от капитализма; 3) значительно выросли возможности экономического и культурного развития народа каждой республики в результате объединения их усилий в едином государстве; 4) угнетенные народы и трудящиеся всего мира получили в лице СССР защитника своих интересов на международной арене. Прогрессивная роль образования СССР особенно наглядно проявляется в сравнении с теми последствиями, которые принесло разрушение СССР в 1991 г.Предпосылки образования СССР: - традиция сосуществования народов в составе многонациональной Российской империи - провозглашение национального равноправия после Февральской революции - признание права народов на самоопределение после Октября 1917 г. - провозглашение независимых республик на Украине, в Молдавии, Прибалтике, Закавказье, Средней Азии - разгром Красной Армией войск белых армий и иностранных интервентов - восстановление советской власти на Украине. В Закавказье, Средней Азии.
Конституция СССР 1924 года — первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик; был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года. Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата, закреплённое в Конституции 1924 года, отражало многонациональный характер Советского Союза. Принятие Конституции способствовало признанию СССР иностранными державами. По мере необходимости в текст Конституции вносились изменения и дополнения. В 1936 году была принята новая Конституция СССР.
41.Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Преобразования в социальной сфере в 1920-е годы
Корениза́ция — политическая и культурная кампания советской власти в национальном вопросе в 20-е и начале 30-х годов XX века, призванная сгладить противоречия между центральной властью и нерусским населением СССР. Причинами коренизации были непрочность советской власти в национальных окраинах, выявившаяся в годы Гражданской войны в России, настороженность нерусского населения национальных окраин по отношению к новой власти с её выраженной «русской» языковой и этнокультурной доминантой, и существенный рост национального самосознания нерусских народов в ходе революционных событий начала ХХ века, с которым центральной власти пришлось так или иначе считаться. Борьба.В стране, где 57% населения составляли нерусские нации и народности, национальная политика большевистской партии имела огромное значение. Намечая ее контуры в дооктябрьский период, руководители РСДРП(б) исходили из двух марксистских постулатов: о принципиальной невозможности решить национальный вопрос в условиях капитализма. Лишь революционная трансформация буржуазного общества в социалистическое могла обеспечить, согласно марксистской концепции, преодоление классовых антагонизмов, а затем и национальных противоречий — вплоть до слияния наций. о подчиненности политики марксистов в области межнациональных отношений ключевой задаче — борьбе пролетариата за государственную власть. Такой взгляд на соотношение национального и политического факторов сформулировал внешне противоречивую, но с «классовой» точки зрения логически стройную и безупречную позицию большевиков по национально-государственному вопросу. С одной стороны, на II съезде (1903 г.) они охотно взяли на вооружение марксистский тезис о праве наций на самоопределение, усилив позднее его взрывной по отношению к устоям имперской власти характер еще одним правом — на отделение и образование самостоятельных государств. С другой стороны, будущее пролетарское государство виделось В. И. Ленину и его соратникам «единой и нераздельной республикой Российской с твердой властью», поскольку именно «централистическая» форма государственного устройства создавала, по их мнению, оптимальные экономические и социально-политические условия для построения социализма и переплавки в обозримой перспективе наций в одну наднациональную общность. Иначе говоря, русские революционные марксисты вели речь тогда о государстве унитарном — едином, подразделявшемся лишь на административно-территориальные единицы (уезды, губернии и т. д.).Социал.Как метод социалистического строительства новая экономическая политика характеризуется следующими основными чертами:- наличие в руках государства командных высот в экономике - допущение в ограниченных размерах капиталистических элементов под строгим контролем и направление их развития в сторону государственного капитализма в интересах хозяйственного возрождения страны,- торговля как основная форма экономических связей между социалистической промышленностью и мелкотоварным крестьянским хозяйством, между городом и деревней, в т. ч. допущение частной торговли, регулируемой и контролируемой государством;
- широкое использование товарно-денежных отношений в интересах всемерного развития хозяйства; - индустриализация и электрификация страны, как решающее средство создания материально-технической базы социализма- постепенный и добровольный переход мелкотоварного производства к крупному социалистическому хозяйству через простейшие формы кооперации к колхозам- преодоление многоукладности в экономике- полное вытеснение капиталистических элементов как важнейшее условие создания экономического фундамента социализма.