Общественное телевидение и его формы в странах Западной Европы (сравнительный анализ)
общественное телевидение существует в 49 странах – от Великобритании до Японии, его главная отличие — абсолютная независимость от власти и рекламодателей".
Общественное телевидение не отрабатывает чью-то политическую линию, а стремится к сбалансированности и объективности, уверен он.
"В мире существует несколько моделей финансирования общественного телевидения, и здесь нам не стоит изобретать велосипед. Оно должно финансироваться таким образом, чтобы не ходить с протянутой рукой ни к кому, а его руководство не должно назначаться властью", — полагает телеакадемик.
Здесь, в качестве одной из удачных схем, Познер привел в пример общественную Канадскую вещательную корпорацию (CBC), которая целиком содержится за счет государственного бюджета. По словам телеакадемика, проблема с независимостью от власти при этом решается так: "По закону, CBC из бюджета выделяется строго оговоренный процент средств, который не может быть понижен. Кроме того, по тому же закону, власть ни в коем виде не может влиять на политику этой вещательной корпорации".
Что касается схемы, подобной той, о которой рассказал Михаил Федотов, то по ней устроен американский канал TBS. Он на 25% финансируется зрителями, на 17% — из средств госбюджета, а остальные деньги предоставляются корпорациями, которые оплачивают производство крупных программ.
Познер согласен, что для переформатирования в общественное телевидение из всех медиакомпаний на российском рынке ВГТРК подходит больше всего, потому что у нее почти во всех городах России есть свои местные телеканалы.
"Я не исключаю, что создание общественного ТВ вернет интерес к телевидению многих людей и, в первую очередь, молодежи, поскольку, в этом случае, оно вновь станет телевидением, а не средством пропаганды", — прогнозирует Владимир Познер.
Указ Президента РФ от 17 апреля 2012 г. N 455 "Об общественном телевидении в Российской Федерации"
Би-би-си как общественная телерадиовещательная корпорация.1923г. – основана частная Брит Вещат.компания
27г – компания становится государственной -> переимен. В Брит.вещат.корпорацию (ВВС)
32г. – ВВС начин.вести передачи для англичан заграницей и для англоязыч.доминионов
27г. – издана королевская хартия, опред. Дея-ть Брит.вещат.корпорации ВВС
Общественные станции на базе ВВС:
Радио 1 - попса, Радио 2 - развлек.программы, музыка,
Радио 3 - серьез.музыка, Радио 4 - новости, публицистика
ТЕЛЕВИДЕНИЕ (эфирное, спутниковое, кабельное)
2 нояб.1936г. начало регуляр.ТВ-вещания ВВС (впослед. ВВС-1)
1964 – начало вещания ВВС-2
Проблемы брит.вещания в нач 21века: снижение стандартов вещания; потеря сплачивающей страну силы; ослабление образов-просвет функции вещания; фрагментация аудитории; потеря престижа брит.ТВ
Таким образом, трансформация британской модели вещания в конце ХХ - начале XXI вв. включает в себя несколько аспектов:
1. Коммерциализация СМИ, развитие рыночных начал и, как следствие, ускоренная концентрация и монополизация коммерческих СМИ.
2. Выход британского телевидения за рамки традиционного эфирного (наземного), развитие новых систем передачи телесигнала (кабельного и направленного спутникового вещания) и, как следствие, увеличение числа каналов и вещателей.
3. Развитие коммерческого радиовещания, бывшего до начала 1990-х гг. в зародыше и позволившего уравновесить общественное радиовещание корпорации Би-би-си.
4. Переход на цифровую систему теле- и радиовещания, приведший к появлению большого числа новых каналов и радиостанций, резкому улучшению качества вещания и развитию интерактивности на телевидении.
5. Развитие коммерческих начал на общественной корпорации Би-би-си, заставившее ее произвести реорганизацию производства программ, отказаться от ряда устаревших бюрократических звеньев и развивать систему контрактов с коммерческими компаниями, что привело к созданию системы глобальных спутниковых телеканалов, ретранслирующих программы Би-би-си на все континенты.
6. Развитие Интернета и онлайновых систем коммуникации, ведущих к конвергенции телевидения, радиовещания и телекоммуникационных систем в единое информационное киберпространство.
7. Сохранение и дальнейшее качественное совершенствование государственного контроля над СМИ - отличительной особенности британской модели вещания.
Вместе с тем в силу долговременного доминирования в Великобритании общественного вещания с его упором на качественность и информационно-просветительскую направленность в британском обществе сохранилась потребность в сохранении и совершенствовании такого вещания. Это выражается и в разделении аудитории по-прежнему пополам между общественным и коммерческим вещанием, и в опросах общественного мнения, выявляющих приверженность населения к традиционным качественным программам Би-би-си, и в быстром реагировании общественной корпорации на технологические перемены, позволившем ей эффективно вступить на путь развития цифрового вещания наряду с коммерческими вещателями.
Сохранение в Великобритании сильной и независимой общественной вещательной корпорации, не только не утратившей, но распространившей свое влияние в глобальном масштабе в эпоху трансформации британского вещания было и продолжает оставаться характерной чертой британской модели вещания.
общественное телевидение в Германии возникло как реакция на гитлеровскую диктатуру. Этому способствовал и тот факт, что в Западной Германии к тому времени сложилось много общественных групп и организаций, которые стремились к тому, чтобы влиять на общественное мнение. Общественное вещание и было формой, позволяющей представлять в электронных СМИ интересы практически всех групп населения.
С подачи англичан в Германии была создана особая, немецкая модель общественного вещания, независимого от государства. Его специфика состояла и состоит в федеративной организации: земли обладают суверенитетом в области вещания, который позволяет им сотрудничать, а через государственные договоры они могут создавать совместные вещательные станции.
Так, в 1950 году вещатели объединились в Сообщество общественно-правовых телерадиокомпаний — АРД, и с 1959 года в федеральном формате ведется трансляция единого канала АРД, того самого, “Первого”, наравне с земельными каналами.
Во главе земельных вещателей стоит интендант, который отвечает перед Телевизионным советом. Этот совет состоит из представителей основных важнейших общественных групп (таких, как церкви, спортивные клубы, партии, профсоюзы и прочие объединения граждан), которые путем голосования влияют на политику общественных вещателей.