Глава vii. ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
Статья 56. Возложение ответственности
Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Статья 57. Освобождение от ответственности
Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:
если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
если они получены от информационных агентств;
если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;
если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;
если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:
осуществления цензуры;
вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции;
незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации;
нарушения права редакции на запрос и получение информации;
незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;
принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;
установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации
Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 настоящего Закона, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в нарушении требований статей 50 и 51 настоящего Закона, либо несоблюдение обязанностей журналиста, - влечет уголовную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 60. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации
Нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, выразившееся:
в учреждении средства массовой информации через подставное лицо, получении свидетельства о регистрации либо лицензии на вещание обманным путем, скрытой уступке лицензии, уклонении от уплаты потиражного сбора, повышенного регистрационного сбора или неправомерном получении льгот, установленных для специализированных средств массовой информации;
незаконном изготовлении продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности, уклонении от перерегистрации, а также предъявлении при регистрации не предусмотренных настоящим Законом требований;
в воспрепятствовании осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации, установлении незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания;
в незаконном распространении продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности или без разрешения на выход в свет (в эфир), в незаконном коммерческом распространении, осуществлении вещания без лицензии либо с нарушением лицензионных условий;
в нарушении правил распространения обязательных сообщений, рекламы, эротических изданий и программ;
в нарушении порядка объявления выходных данных, представления обязательных экземпляров, хранения мате.
Предвыборная агитация
Закон предусмотрел множественность форм предвыборной агитации через СМИ. Однако это многообразие относится в основном к электронным СМИ. "Предвыборная агитация через средства массовой информации, - говорится в ст. 52, - проводится в виде публичных дебатов, "дискуссий, круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, избирательном объединении, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах".
Почти ничего из сказанного не относится к печатным СМИ. Что бы это значило? Видимо, из-за максимального воздействия электронных СМИ в них были наиболее заинтересованы участники избирательного процесса. Это и отразилось на законодательной регламентации. Но при этом остались без заслуженного внимания некоторые спорные вопросы о допустимости и границах использования в печатных СМИ художественных произведений, изобразительных средств (рисунки, карикатуры) для целей предвыборной агитации.
Перечислив формы проведения предвыборной агитации через СМИ, законодатель указал на возможность и "иных не запрещенных законом форм". На этой вроде ничем не примечательной формулировке юридический глаз должен задержаться. Не правильней было бы вместо "не запрещенных законом", сказать "разрешенных законом"?
Модная в начале перестройки идея о допустимости (правомерности) всего, что прямо не запрещено законом, приемлемая с большими оговорками в отношении частного лица, совершенно неприменима к деятельности государственных и общественных институтов, к определению границ их полномочий, характера общественных отношений при выборах органов власти. Здесь допустимо (правомерно) только то, что прямо разрешено законом.
Это теоретизирование было бы излишним, если бы закон не оставлял без ответа существенные в избирательном процессе вопросы. Например, как расценивать предвыборную агитацию, распространяемую по телекоммуникационным сетям? Известно, что в Интернете размещаются электронные версии изданий, не идентичные их печатным вариантам. Известно также, что в этой информационной "барахолке" периодически обновляемые сайты вполне отвечают признакам средства массовой информации.
Предвыборная борьба в этой сфере сейчас уже не кажется чем-то фантастическим, подобно звездным войнам. Видимо, по этим и многим другим вопросам еще потребуются разъяснения Центральной избирательной комиссии.
В связи с расширением форм предвыборной агитации и ухищрениями, к которым прибегают СМИ для маскировки агитационной природы своих выступлений, вновь вернемся к проблеме равенства кандидатов. Закон декларирует равенство их статуса. В ст. 41 говорится: "Все кандидаты обладают равными правами и обязанностями, за исключением случаев, установленных настоящим законом". Ничего себе "оговорочка"! Значит, неравенство кандидатов прямо заложено в законе.
Мы уже анализировали некоторые положения, допускающие неравенство кандидатов в зависимости от их социального и должностного положения. Еще раз повторим: кандидатам, занимающим государственные и муниципальные должности, закон запрещает использовать преимущества своего должностного или социального положения, включая преимущественный по сравнению с другими кандидатами доступ к СМИ (ст. 41, ч. 1, 2, п. _с_).
Особенно обстоятельно разработаны нормы, обеспечивающие равенство в использовании СМИ для целей предвыборной агитации (ст. 55, 56, 57). Но ведь как легко благодаря тому же закону обходить эти препоны. Вспомним знакомые всем сюжеты, когда лидер общественного движения месяцами не сходит с экранов телевидения. Вот он любовно изображен на фоне нового жилого массива, на закладке очередного храма, на открытии памятника поэту, на юбилейных торжествах театра, на выступлении перед университетской аудиторией, на открытии автомагистрали, на палубе линкора, на балу любителей пива и пр., и др., и т.п., и т.д.
И все это не считается агитацией, поскольку может быть признано репортажем о выполнении данным лицом своих служебных обязанностей (ст. 48, ч. 7 Закона). Ну можно ли сравнить эту звезду телеэкрана с другим не столь "раскрученным" кандидатом? Равны ли они? Нет, наш герой и его соратники, конечно, "равнее". И здесь уж ничего не поделаешь: "Закон-с"!
Не снимает этого парадокса и указание закона о том, что в информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться отдельным блоком без комментариев и без предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению и блоку, в том числе и по времени освещения их предвыборной деятельности (ст. 56, ч. 24).
Информационные программы по определению сообщают о событиях общественной значимости (событийная, фактическая информация) и не должны сопровождаться какими-либо оценками, мнениями, суждениями об этих событиях и действующих в них лицах (оценочная информация). Из теории и практики пропаганды хорошо известно, что агитационно-пропагандистский эффект обусловлен не только буквальным значением сказанного, но и общим контекстом сообщения, подбором фактов, невербальными средствами выразительности и пр.
Наличие прямых призывов, комплиментарных высказываний, идеологических проповедей не является обязательным признаком агитации. Ту же роль выполняют демонстрация симпатичных черт и поступков, описание не одобряемых общественным мнением действий, шокирующих явлений. И при этом какие-либо комментарии бывают излишними.
Поэтому производство стерильно чистой фактической информации - дело очень сложное, иногда почти невозможное, обедняющее палитру отражения общественной жизни. В случае претензий к СМИ по поводу нарушения упомянутого предписания закона может потребоваться экспертиза спорной информационной программы.
Столь же трудно выполнимым является требование равного по времени освещения в информационных программах предвыборной деятельности кандидатов. Различная активность кандидатов и избирательных штабов, несинхронность их предвыборных мероприятий создает несовпадающие по времени и значимости информационные поводы для новостных программ. Поэтому строгое соблюдение "паритета" в каждой отдельной программе невозможно. Какое-то относительное равенство, может быть, и достижимо в пределах достаточно длительного периода, хотя и это сомнительно. Во всяком случае, можно предвидеть возникновение конфликтов со СМИ по этому поводу.
Закон предоставил кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам право по своему усмотрению использовать выделенное им бесплатно эфирное время и печатную площадь. Они самостоятельно определяют форму и характер своей предвыборной агитации (ст. 52, ч. 2, ст. 55, ч. 5 Закона).
Опыт прошлых избирательных кампаний показал, что при этом используются наименее обременительные и незамысловатые формы, не требующие от претендентов особых усилий и способностей. Это были выступления по заготовленным спичрайтерами текстам и интервью по заранее согласованным вопросам. Роль тележурналиста была ничтожной. Она была и вовсе нулевой в другой преобладающей форме агитации: прокате рекламных роликов и видеофильмов.
И здесь телезритель также был лишен возможности непосредственного, живого восприятия кандидатов, как это имеет место в открытой полемике, на встречах за "круглым столом", "лицом к лицу", когда особенно наглядно проявляются личные качества кандидата, убедительность его взглядов, весомость возражений оппонентам.
Чтобы хотя бы отчасти защитить телевидение и телезрителя, не заполняя самое зрелищное время нудными формами предвыборной агитации, теперь установлено, что одна треть общего объема бесплатного эфирного времени, выделенного для предвыборной агитации, отводится под "круглые столы" и другие аналогичные совместные агитационные мероприятия. Они, конечно, потребуют более высокого мастерства ведущих тележурналистов и могут оказаться не по силам некоторым участникам избирательной борьбы, как это было на прошлых выборах.
Отказ кандидата, избирательного объединения, блока или региональной группы кандидатов от участия в совместных агитационных мероприятиях не компенсируется увеличением соответствующей доли бесплатного эфирного времени (ст. 56, ч. 7, 8).
Оставшаяся часть (две трети) бесплатного эфирного времени распределяется в равных долях между кандидатами, региональными группами кандидатов, избирательными объединениями, избирательными блоками и используется ими для самопрезентации по своему усмотрению. Можно ожидать, что форму подачи агитматериала они будут выбирать выгодную для себя, а не для избирателей. И здесь уж работники телевидения ничего поделать не смогут, а всякая попытка защитить интересы телезрителей будет восприниматься как нарушение прав искателей депутатских мест.
Что же касается использования платного эфирного времени, то форма предвыборной агитации и условия участия журналиста (ведущего) в процессе теле-, радиопередачи определяется договором, содержание которого зависит от соглашения между заказчиком и исполнителем.
При нарушении сторонами законодательных предписаний и условий договора он по решению суда расторгается, а если нарушения имеют место со стороны кандидата (объединения, блока), то высвободившееся эфирное время организация телерадиовещания не вправе использовать для целей предвыборной агитации (ст. 56, ч. 21 Закона).
Прерывать передачу любых предвыборных агитационных материалов, в частности, рекламой товаров, работ и услуг запрещается. Запрещено также перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов на каналах государственных СМИ трансляцией иных теле- и радиопрограмм.
В информационных программах сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны подаваться отдельным блоком, как правило, в начале этих программ, без всяких комментариев и предпочтений (ст. 57, ч. 22, 23, 24 Закона).
Теперь о формах предвыборной агитации в печатных СМИ. Как уже отмечалось, закон почти ничего не говорит об этом в норме об общих условиях проведения предвыборной агитации и лишь несколько слов - в специальной статье об условиях ведения предвыборной агитации через периодические печатные издания. Здесь он ограничился следующими положениями.
Прежде всего в связи с вопросом о равенстве претендентов на услуги прессы вскользь упоминаются такие полиграфические тонкости, как место на полосе, шрифт и другие условия (ст. 57, ч. 1).
Далее указывается, что публикация предвыборных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками (ст. 57, ч. 17).
И, наконец, во всех материалах, помещаемых в печатных СМИ, должно быть указано, за счет избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения или блока оплачена данная публикация. А если публикация произведена бесплатно, то об этом должно быть сообщено и указано, какому кандидату (объединению, блоку) была предоставлена возможность размещения данной публикации в счет доли бесплатной печатной площади.
Столь скупая по сравнению с электронными СМИ регламентация агитационной деятельности печатных изданий возмещается положениями Закона о СМИ, которые преимущественно относятся к печатной прессе.
Закон признает предвыборной агитацией рекламу коммерческой и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений и блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей, а также организаций, учредителями, собственниками или членами руководящих органов которых являются эти лица.
Такая реклама осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда, а в государственных СМИ она должна быть ограничена размерами доли платного эфирного времени и платной печатной площади, выделенных для ведения предвыборной агитации данному кандидату, избирательному объединению (блоку).
Реклама деятельности перечисленных лиц относится на счет избирательного фонда того кандидата, избирательного объединения (блока), которого представляют или поддерживают эти лица (ст. 60, ч. 3).
В связи с этой нормой необходимо уточнить некоторые моменты. Прежде всего будем руководствоваться понятием рекламы, которое определяется в ст. 2 Закона о рекламе.
Однако при этом возникает вопрос: что означает "реклама коммерческой и иной деятельности"? Включается ли в понятие "иной деятельности" любая служебная, профессиональная, творческая, научная, спортивная деятельность и любительские занятия всех лиц, причастных к избирательному процессу, названные в упомянутой статье Закона о выборах.
Если, например, имеется в виду служебная деятельность, то избирательные фонды некоторых кандидатов и общественных объединений (блоков) будут моментально исчерпаны только такой рекламой, и ни на что другое не хватит средств.
С другой стороны, как положения данной статьи соотносятся с указанием закона о том, что ограничения на ведение предвыборной агитации не касаются выполнения должностных, служебных обязанностей депутатами, выборными лицами, высшими государственными служащими?
Означает ли также, что реклама коммерческой деятельности представителей бизнеса, если они как-либо участвуют в избирательном процессе, ограничена данной статьей?
Отмеченные неясности, весьма существенные для СМИ, требуют компетентных разъяснений Центральной избирательной комиссии.
Одной из форм предвыборной агитации, скрытой в научной _упаковке_, закон признает публикацию различных социологических исследований, связанных с выборами.
Доказано, что результаты изучения общественного мнения, опросов населения и экспертов, уровень доверия, рейтинги популярности, симпатии и политические предпочтения, прогнозы итогов голосования и т.п. - все это, будучи обнародовано, способно влиять на сознание и поведение людей, особенно на неопределившуюся часть электората.
На прошлых выборах недобросовестно проведенные и невежественно истолкованные данные социологических исследований широко использовались некоторыми СМИ в агитационных и пропагандистских целях.
Во избежание манипулирования этими данными Закон вводит ряд требований к публикации таких материалов, и прежде всего к качеству проведенных исследований.
При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения СМИ обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую погрешность.
СМИ, публикующие результаты таких опросов, направляют копии публикации в ЦИК или окружную избирательную комиссию. Не допускается обнародование этих данных за три дня до и в день голосования (ст. 54). Запрет на их публикацию в те же дни, что и любой иной агитационной деятельности, свидетельствует о признании использования результатов социологических исследований одной из форм предвыборной агитации.