Система управления государственной гражданской службой: правовые основы и современные технологии.
N 58-ФЗ"О системе государственной службы Российской Федерации" Статья 16. Управление государственной службой
Система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, профессионального образования и дополнительного профессионального образования государственных служащих, проведения ротации государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе.
В соответствии с федеральным законом №58-ФЗ «О системе государственной службы в РФ», Система управления государственной службой формируется на федеральном уровне и на уровне субъекта.
Цели:
- координация деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу;
- формирование кадрового резерва прохождения и прекращения государственной службы;
- ведение Сводного реестра государственных служащих, использование кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации государственных служащих;
- осуществление вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах законодательства РФ и законодательства субъектов Федерации о государственной службе.
Внутриведомственный контроль осуществляется федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Федерации. Государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства РФ о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Кадровый резерв формируется для замещения вакантной должности гражданской службы
- в государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
- в другом государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
- назначение на которую и освобождение от которой гражданского служащего осуществляются Президентом или Правительством РФ.
Особенности
• формирование Сводного кадрового резерва Российской Федерации для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации;
• включение гражданского служащего в федеральный кадровый резерв оформляется правовым актом соответствующего государственного органа по управлению государственной службой.
Сводный реестр государственных гражданских служащих РФ Формируется на конкурсной основе для замещения должностей гражданской службы. Выделяют 4 кадровых резерва
• федеральный кадровый резерв,
• кадровый резерв федерального государственного органа,
• кадровый резерв субъекта Федерации
• кадровый резерв государственного органа субъекта Федерации.
Данные вопросы регулируются Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Однако, фактически, до настоящего времени, единая система управления государственной службой всех видов в России отсутствует. На это обращено внимание в Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы), в которой создание системы управления государственной службой включается в перечень основных и первоочередных задач. Анализ прошедших административных реформ показывает, что именно недооценка важности создания единой системы управления государственной службой зачастую лежала в основе неудовлетворительных результатов этих реформ.
Кроме того, важнейшими элементами системы управления государственной службой должны быть кадровые службы. Однако анализ статуса и содержания деятельности кадровых служб государственных органов говорит о том, что на настоящий момент их роль крайне ограничена. Установившийся низкий статус кадровых подразделений ведомств, качество их собственного кадрового корпуса не соответствуют возросшему объему задач и требуемому качеству современной организации государственной службы.