Система управления государственной гражданской службой: правовые основы и современные технологии.

N 58-ФЗ"О системе государственной службы Российской Федерации" Статья 16. Управление государственной службой

Система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, профессионального образования и дополнительного профессионального образования государственных служащих, проведения ротации государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе.

В соответствии с федеральным законом №58-ФЗ «О системе государственной службы в РФ», Система управления государственной службой формируется на федеральном уровне и на уровне субъекта.

Цели:

  • координация деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу;
  • формирование кадрового резерва прохождения и прекращения государственной службы;
  • ведение Сводного реестра государственных служащих, использование кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации государственных служащих;
  • осуществление вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах законодательства РФ и законодательства субъектов Федерации о государственной службе.

Внутриведомственный контроль осуществляется федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Федерации. Государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства РФ о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Кадровый резерв формируется для замещения вакантной должности гражданской службы

  • в государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
  • в другом государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
  • назначение на которую и освобождение от которой гражданского служащего осуществляются Президентом или Правительством РФ.

Особенности

• формирование Сводного кадрового резерва Российской Федерации для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации;

• включение гражданского служащего в федеральный кадровый резерв оформляется правовым актом соответствующего государственного органа по управлению государственной службой.

Сводный реестр государственных гражданских служащих РФ Формируется на конкурсной основе для замещения должностей гражданской службы. Выделяют 4 кадровых резерва

• федеральный кадровый резерв,

• кадровый резерв федерального государственного органа,

• кадровый резерв субъекта Федерации

• кадровый резерв государственного органа субъекта Федерации.

Данные вопросы регулируются Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Однако, фактически, до настоящего времени, единая система управления государственной службой всех видов в России отсутствует. На это обращено внимание в Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы), в которой создание системы управления государственной службой включается в перечень основных и первоочередных задач. Анализ прошедших административных реформ показывает, что именно недооценка важности создания единой системы управления государственной службой зачастую лежала в основе неудовлетворительных результатов этих реформ.

Кроме того, важнейшими элементами систе­мы управления государственной службой должны быть кадровые службы. Однако анализ статуса и со­держания деятельности кадровых служб государственных органов говорит о том, что на настоящий момент их роль крайне ограничена. Установившийся низкий статус кадровых подразделений ведомств, качество их собственного кадрового корпуса не соответствуют возросше­му объему задач и требуемому каче­ству современной организации госу­дарственной службы.

Наши рекомендации