Государственное регулирование предпринимательства в современной экономике.
Предпринимательство – инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.
Государство является основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательства. Исходя из этого, безопасность предпринимательства следует понимать также как готовность и способность институтов власти создавать механизмы регулирования и защиты интересов предпринимателя. Государство осуществляет регулирование всей совокупности отношений, опосредствующих предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека.
Государственное регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с принципами, являющимися частью объективно существующих общих принципов управления государством, закрепленных в действующем законодательстве:Законность;Гуманность;Целесообразность;Справедливость;Сочетание государственного регулирования и независимости субъектов предпринимательства; Взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов; Соблюдение баланса интересов государства и предпринимателя; Ограниченность числа субъектов государственного регулирования.
Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность в России, находится в стадии становления. Существующая правовая система России не может обеспечить прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, поэтому большая часть предпринимательской деятельности осуществляется за ее пределами. Отсутствие эффективных правовых норм ведет к правовому нигилизму и незаконным методам ведения деятельности и разрешения споров.
Методы государственного регулирования предпринимательства:
Административные методы предполагают: ограничение необоснованной рисковой деятельности, ответственность за нарушение процессуальных норм; отзыв лицензий; текущий надзор и аудит; законодательное внедрение механизмов адаптации к рискам. (- государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;- государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;- налогообложение;- лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;- выдача предписаний антимонопольным органом и т.д.)
- государственный (муниципальный) заказ и др.
Экономические методы подразделяются на нормативные (прямые) и регулирующие (косвенные).
Следует отметить, что законодательство России отображает особенности ее экономики, специфику правовой системы:
§наряду с ограничениями монополистической деятельности предпринимателей - хозяйствующих субъектов предусматриваются меры к пресечению государственного монополизма - монополистических действий (актов, соглашений) органов государственной власти и управления,
§наряду с запрещением совершения монополистических действий и введением ответственности за это предусматриваются различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнения монополистических структур.
Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской деятельности. Одна из них - запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий.
Предпринимательская деятельность в современных условиях требует государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности.
По своей природе лицензирование - это достаточно простая форма государственного регулирования предпринимательства, а по существу - юридический запрет заниматься той или иной деятельностью без получения специального разрешения.
Эффективным средством гос. регулирования экономики, предпринимательства в рыночных условиях является осуществление налоговой политики в стране. Выполнение налоговых обязательств предпринимателями - налогоплательщиками - важнейшее требование государственной дисциплины. Налоговое законодательство предусматривает меры, обеспечивающие соблюдение порядка уплаты налогов и других обязательных платежей. За нарушения налогового законодательства налогоплательщик может нести финансовую, административную, дисциплинарную и уголовную ответственность.
В условиях реформирования российской экономики важное значение имеет создание благоприятных условий для развития малого предприн-ва (МП). ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12 мая 1995 г. Управляемое развитие МП является необх. условием выхода из кризиса и проведения реальных рыночных преобразований, тогда как недостаточ. поддержка малого и среднего бизнеса, сдерживают развитие последнего.
Формы государственной поддержки МП, используемые в мировой практике, чрезвычайно многообразны. Их можно классифицировать:
ü По инструментам воздействия: через предприятия; через специально созданные органы и структуры; через непоср. вмешательство гос-ва.
ü По масштабам осуществления: отраслевое; региональное; макроэкономическое; микроэкономическое.
ü По содержанию используемых методов: административные; экономические.
ü По характеру регулирования: прямого действия; косвенного действия.
ü По срокам: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные.
Среди основных целей государственной поддержки МП можно выделить:
· Поддержание равноправия рыночных субъектов;
· Создание благоприятных условий для развития бизнеса;
· Создание новых рабочих мест;
· Рост деловой активности и др.
Как показывает анализ законод. актов РФ, государственная поддержка предприн-ва становится постоянной и неотъемлемой функцией гос-ва. В основном, формами этой поддержки являются: дотации, субвенции, различ. рода льготы (по уплате налогов, кредитам, пошлинам, транспортным тарифам) и др.
Федеральная программа гос. поддержки МП в качестве приоритетных выделяет следующие направления:
· Формирование НП базы поддержки развития МП;
· Формирование инфраструктуры МП;
· Информационное обеспечение;
· Кадровое и научно-методическое обеспечение;
· Социальная защищенность и безопасность в МП.