Правовое обеспечение деятельности по противодействию коррупции
Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Рос-сийской Федерации, федеральные конституционные законы, общепри-знанные принципы и нормы международного права и международные до-говоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Россий-ской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государ-ственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные пра-вовые акты.
В 2006 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции от 31.10.2003 и Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999, которые, бесспорно, являются базовыми международными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность по противодействию коррупции. Ратификация указанных Конвенций предопределила деятельность государства по имплементации их положений в национальное законодательство.
01.04.2016 Президент Российской Федерации утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы, который определил стратегические направления деятельности органов государственной власти в данной сфере.
Применительно к органам внутренних дел Российской Федерации и внутренним войскам МВД России особый интерес представляют Федеральный закон от 25.12. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности госу-дарственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотврати-мость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информаци-онно-пропагандистских, социально-эк., правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) со-трудничество государства с институтами гражданского общества, междуна-родными организациями и физическими лицами.
РФ в соответствии с международными договорами РФ и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и спе-циальными службами, а также с междунар. организациями в целях:
1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении корруп-ционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;
2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупци-онных правонарушений или служащего средством их совершения;
3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;
4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;
5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с кор-рупцией.
2. Иностр. граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспо-собностью, созданные в соответствии с законодательством иностр. госу-дарств, междунар. организации, а также их филиалы и представительства (иностр. организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении кор-рупционных правонарушений за пределами РФ, подлежат отв-ти в соотв-ии с зак-вом РФ в случаях и порядке, предусмотренных международными до-говорами РФ и федеральными законами.
1. Президент Российской Федерации: 1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;
2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной вла-сти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области проти-водействия коррупции.
2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия корруп-ции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.
3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между фе-деральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.
Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы мест-ного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике кор-рупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах не-соблюдения государственным или муниципальным служащим ограниче-ний и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему про-куроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы без-опасности, таможенных органов Российской Федерации и других право-охранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полно-мочия в области противодействия коррупции, установленные федераль-ными законами.
7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Фе-дерации".
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей гос. или мун. службы, а также проверка в установл. порядке сведений, представляемых указанны-ми гражданами;
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государ-ственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установ-ленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с заме-щаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности не-представления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязатель-ствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имуще-ственного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государ-ственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государ-ственным или муниципальным служащим своих должностных обязанно-стей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов обществ. и парламентского контроля за соблюдени-ем законодательства РФ о противодействии коррупции.
Основными направлениями деятельности государственных органов по по-вышению эффективности противодействия коррупции являются:
1) проведение единой государственной политики в области противодей-ствия коррупции;
2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных госу-дарственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и института-ми гражданского общества;
3) принятие законодательных, административных и иных мер, направлен-ных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному по-ведению;
4) совершенствование системы и структуры государственных органов, со-здание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для со-ответствующей области деятельности единой системы запретов, ограниче-ний и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
6) унификация прав гос. и мун. служащих, лиц, замещающих гос должности РФ, гос. должности субъектов РФ, должности глав МО и др.