Конституционные основы организации государственного управления и местного самоуправления в Российской Федерации.
Конституционные основы государственной власти и государственного управления - те базовые принципы, на которых основаны государственная власть и государственное управление в России.
Конституция России:
· закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
· обладает высшей юридической силой;
· обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
· отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
· является базой для текущего законодательства.
Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
· Преамбула
· Раздел первый
· Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
· Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)
· Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)
· Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)
· Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)
· Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
· Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118—129)
· Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
· Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)
· Раздел второй. Заключительные и переходные положения
Глава 1. Основы конституционного строя
1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Конституция РФ закрепляет следующие основополагающие принципы государственной власти и управления:
• республиканскую форму правления - государство может быть только республикой, исключено учреждение должности монарха и монархического правления как в России в целом, так и в ее отдельных частях;
• принадлежность власти народу, признание народа единственным источником власти (это значит, что ни один человек, ни одна партия не может присвоить власть, провозгласить себя источником власти);
• осуществление власти народом непосредственно или через органы государственной власти. Это значит, что: - народ может осуществлять свою власть или путем голосования (на выборах, референдуме), или через своих представителей в выборных или назначаемых органах власти; - власть может осуществляться только через официально установленные органы власти - ее нельзя осуществлять через какие-либо органы, учрежденные не правовым путем (например, через самопровозглашенный реввоенсовет или какой-либо личностью от собственного имени;
• разделение государственной власти на 3 ветви - законодательную, исполнительную и судебную (это значит, что власть нельзя концентрировать в одних руках - невозможно, чтобы один и тот же орган принимал законы, исполнял их и судил (что было принято в средние века));
• разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Для этого Конституция РФ закрепляет. - вопросы исключительного ведения Российской Федерации; - вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ; - все иные вопросы - в ведении субъектов РФ;
• самостоятельность местного самоуправления. Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
• право граждан России участвовать в управлении государством: - избирать и быть избранными в органы государственной власти; - иметь равный доступ к государственной службе,
• право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные жалобы в органы государственной власти и местного самоуправления;
• право граждан обжаловать в суд решения и действия органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц. 3. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют.
• Президент Российской Федерации;
• Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
• Правительство Российской Федерации;
• суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
• светский характер государства; Конституция РФ устанавливает, что Россия - это светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в стране в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания. • права и свободы человека, гражданина как высшая ценность,
• федеративное устройство. Местное самоуправление в систему органов государственной власти не входит.
Глава 8. Местное самоуправление |
Статья 130
1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 131
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 132
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статья 133
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Федеральное законодательство о государственной и муниципальной службе
ГС – это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий ФОГВ, иных ФГО, субъектов РФ, ОГВ субъ-ектов РФ, иных ГО субъектов РФ, лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должностиРФ), лиц, замещающих должности, устанавливаемые кон-ституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (ФЗ РФ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе ГС РФ»).
Федеральное законодательсво о ГМС включ.в себя:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) ФЗ РФ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе ГС РФ»(дается понятие ГС, системы ГС, основн.принципы ГС, должности ГС, реестры должностей, определяет общие условия ГС(формирование кадров.состава, поступление и прохождение и прекращение ГС, классн.чины,дипломатич.ранги,спец.звания, стаж), систему управления ГС)
3) ФЗ РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О ГГС РФ»(понятие ГГС, Должности гражданской службы, . Законодательство РФ о ГГС РФ, Взаимосвязь граж-данской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов, Правовое положение (статус) гражданского служащего, Поступление на гражданскую службу, Служебный контракт, Основания и последствия прекращения служебного контракта , Персональные данные гражданского служаще-го. Кадровая служба государственного органа, Служебное время и время отдыха, Оплата труда гражданских служащих, Государственные гарантии на граж-данской службе, Поощрения и награждения. Служебная дисциплина на гражданской службе, Финансирование гражданской службы. Программы развития гражданской службы)
4)О муниципальной службе в РФ, март 2007 года № 25-ФЗ (понятие муниц.службы, Основные принципы муниципальной службы, Взаимосвязь муни-ципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, Должности муниципальной службы, Правовое положение (статус) му-ниципального служащего, Рабочее (служебное) время и время отдыха, Общие принципы оплаты труда муниципального служащего. Гарантии, предоставля-емые муниципальному служащему. Стаж муниципальной службы, Поощрение муниципального служащего. Дисциплинарная ответственность муниципаль-ного служащего, Кадровая работа в муниципальном образовании)
5)другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;( 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, )
6) указами Президента Российской Федерации;УП РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»УП РФ от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации ГГС РФ»
УП РФ от 01.02.2005 № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена ггс РФ и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уров-ня)»УП РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности ГГС РФ»УП РФ от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохране-ния классных чинов ГГС РФ федеральным государственным гражданским служащим»УП РФ от 16.02.2005 № 159 «О примерной форме служебного кон-тракта о прохождении ГГС РФ и замещении должности ГГС РФ»
7) постановлениями Правительства Российской Федерации; Распоряжение Правительства «Об утверждении анкеты, подлежащей представлению в госор-ган гражданином РФ, изъявившим желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности ГГС РФ»Постановление Правительства РФ «О ти-повом регламенте внутренней организации ФОИВ»,«Об особенностях статуса и типовом должностном регламенте статс-секретарей – заместителей руково-дителей ФОИВ»
8) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
9) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ
10) нормативными правовыми актами государственных органов.