Управленческие решения и контроль их исполнения
Управленческое решение – основная форма воздействия субъекта управления на объект управления, направленного на достижение цели. Решение должно приниматься в тот момент, когда оно необходимо. Поспешное или запоздалое УР может привести к потерям.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям:
• всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения);
• правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);
• непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их);
• своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано);
• обеспеченность ресурсами;
• ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия).
Классификация управленческих решений.
• По степени влияния на будущее организации: стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели;тактические (конкретные методы достижения первых).
• По масштабам:глобальные - охватывают всю организацию в целом; локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.
• По продолжительности периода реализации: долгосрочные (более пяти лет); среднесрочные (от одного года до пяти лет); краткосрочные (менее одного года).
• По направленности воздействия: внешние, внутренние.
• По широте охвата: общие - распространяются на всю компанию в целом; специальные - рассматривают отдельные вопросы.
Процесс подготовки и реализации УР включает следующие этапы:
- выявление и формулирование проблемы;
- формирование группы по подготовке решения;
- сбор информации и анализ проблемы;
- подготовка и обоснование вариантов решения;
- выбор и принятие решения;
- организация исполнения решения;
- контроль и оценка результатов исполнения решения.
Контроль–сопоставление фактических результатов деятельности с запланированными. Направлен на обнаружение и исправление непреднамеренных ошибок и намеренных нарушений
Виды контроля в органах ГМУ: государственный и общественный.
Государственный контроль подразделяется на:
- Политический– осуществляется законодательными органами РФ (Федеральное собрание), законодательными органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления.
- Административный контроль осуществляется исполнительными органами государственной власти и м.с. В систему административных органов входят: Главное контрольное управление Президента РФ, контрольные органы субъектов РФ и муниципальных образований, ФСБ, МВД и т.д.
- Судебный контроль осуществляют все виды судов и Генеральная прокуратура РФ.
Общественный контроль осуществляется общественными организациями и движениями, отдельными гражданами и проявляется в СМИ, в обращениях граждан.
Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Обращения могут быть в виде нескольких форм, это могут быть:
Жалобы; предложение; заявления:
В течении 30 рабочих дней по закону, обязаны дать ответ на обращение ( каждый субъект федерации сам определяет в течении скольки дней давать ответ гражданам, но не более 30 дней).
Общие принципы контроля в органах управления
· массовость
· всесторонность
· объективность
· результативность
· гласность
недопустим к
· контроль по случаю
· тотальный контроль
· скрытый
· формальный
· поверхностный
критерии эффективного контроля
· затрата минимума усилий
· осуществление контроля, не мешая работе
· контроль в строк
1.6. Сущность и содержание системного подхода в управлении.
Системный подход - это методология исследования объектов как систем(под системным подходом (СП) 1понимают либо воздействия на все элементы системы управления, либо взаимоувязанную работу на всех участках управления. Другие видят смысл СП в «системном рассмотрении некоторых совокупностей элементов и связей между ними, которые исследователь, в соответствии со своими задачами, обозначает как системы»)
СП рассматривают как теорию и методологию.
· как теория – совокупность научных знаний о конкретной предметной области, выверенной и подтверждённой практикой. Только знать, не больше.
· как методология – способен наблюдать процесс познания, выявлять отклонения и предлагать элементы синтезирования. СП - это способ мышления и способ действия.
СП рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает конкретный результат (управленческие решения, товары, услуги) во внешнюю среду. Теория систем помогает понять руководителям взаимозависимость между отдельными частями организации и средой окружающей ее.
Принцип (в пер. с лат.) означает начало, основу. Под принципом СПпонимаются объективные основы, на которых строится СП как теоретический раздел системных исследований, в которых абстрагированы закономерности формирования, функционирования и развития систем. СП базируется на 2-х принципах: целеполагания и целостности.
· Целеполагание заключается в том, что любая система обладает целью, под влиянием которой осуществляется интеграция элементов системы в единое целое, а также ее функционирование и развитие. Цель + Функция = целеполагание
· Целостности - наличие всего состава элементов системы и их связей.
Из принципа целеполагание вытекают 7 принципов:
· Эмерджентность – это несводимость суммы свойств элементов, составляющих систему, к сумме свойств системы. Другими словами, этот принцип предполагает наличие у системы нового качества, которое отсутствует у элементов (их суммы) системы.
· Самоуправление – выбор поведения самоуправляемой системой для достижения своих целей обеспечивается в результате реализации процесса управления, осуществляемого управляющей частью системы. Это говорит о том, что в любой организационной (социальной) системе должна быть управляющая часть (подсистема).
· Иерархичность –разделение цели системы должно осуществляться по уровням субординации (подчиненности) систем.
· Делимость - всякий целостный объект как система состоит из элементов. Разделение системы на элементы следует рассматривать как принцип системного подхода делимости системы.
· принцип макро- и микроуровнего рассмотрения системы, представляется возможным на основе выявления внешних связей (макроуровень) выделить систему из окружающей среды, а выявлением внутренних связей (микроуровень) – ее подсистемы и элементы.
· Обусловленность функций и структуры системы её целью – имеет важное методологическое значение. Он лежит в основе системно-структурно-функционально-целевого подхода к анализу и синтезу систем.
· Двуединость – если изменить хотя бы 1 элемент изменится и вся система.
Т.о, сущность системного подхода к ГМУ заключается:
à в рассмотрении объектов и субъектов управления в качестве систем как взаимосвязанных совокупностей элементов;
à в руководстве принципами системного подхода при анализе и синтезе объектов и субъектов управления как систем.
СП основан на применении ряда основополагающих понятий и положений, среди которых в первую очередь следует выделить:
1. Система – целостность, состоящая из элементов, находящихся в отношениях и связях м/д собой, выделенная из внешней среды с определённой целью в рамках определённого времени. Системы бывают физические (конкретные системы, состоящие из людей, машин и др.физ. объектов) и абстрактные (теоретически построенные, нет аналога в реальности, например, модели систем). с позиций СП, управление – это перевод системы в состояние, соответствующее целям её функционирования путём изменения организации системы в динамике, воздействием на элементы системы.