Управленческие решения и контроль их исполнения

Управленческое решение – основная форма воздействия субъекта управления на объект управления, направленного на достижение цели. Решение должно приниматься в тот момент, когда оно необходимо. Поспешное или запоздалое УР может привести к потерям.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям:

• всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения);

• правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);

• непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их);

• своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано);

• обеспеченность ресурсами;

• ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия).

Классификация управленческих решений.

• По степени влияния на будущее организации: стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели;тактические (конкретные методы достижения первых).

• По масштабам:глобальные - охватывают всю организацию в целом; локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.

• По продолжительности периода реализации: долгосрочные (более пяти лет); среднесрочные (от одного года до пяти лет); краткосрочные (менее одного года).

• По направленности воздействия: внешние, внутренние.

• По широте охвата: общие - распространяются на всю компанию в целом; специальные - рассматривают отдельные вопросы.

Процесс подготовки и реализации УР включает следующие этапы:

- выявление и формулирование проблемы;

- формирование группы по подготовке решения;

- сбор информации и анализ проблемы;

- подготовка и обоснование вариантов решения;

- выбор и принятие решения;

- организация исполнения решения;

- контроль и оценка результатов исполнения решения.

Контроль–сопоставление фактических результатов деятельности с запланированными. Направлен на обнаружение и исправление непреднамеренных ошибок и намеренных нарушений

Виды контроля в органах ГМУ: государственный и общественный.

Государственный контроль подразделяется на:

- Политический– осуществляется законодательными органами РФ (Федеральное собрание), законодательными органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления.

- Административный контроль осуществляется исполнительными органами государственной власти и м.с. В систему административных органов входят: Главное контрольное управление Президента РФ, контрольные органы субъектов РФ и муниципальных образований, ФСБ, МВД и т.д.

- Судебный контроль осуществляют все виды судов и Генеральная прокуратура РФ.

Общественный контроль осуществляется общественными организациями и движениями, отдельными гражданами и проявляется в СМИ, в обращениях граждан.

Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Обращения могут быть в виде нескольких форм, это могут быть:

Жалобы; предложение; заявления:

В течении 30 рабочих дней по закону, обязаны дать ответ на обращение ( каждый субъект федерации сам определяет в течении скольки дней давать ответ гражданам, но не более 30 дней).

Общие принципы контроля в органах управления

· массовость

· всесторонность

· объективность

· результативность

· гласность

недопустим к

· контроль по случаю

· тотальный контроль

· скрытый

· формальный

· поверхностный

критерии эффективного контроля

· затрата минимума усилий

· осуществление контроля, не мешая работе

· контроль в строк

1.6. Сущность и содержание системного подхода в управлении.

Системный подход - это методология исследования объектов как систем(под системным подходом (СП) 1понимают либо воздействия на все элементы системы управления, либо взаимоувязанную работу на всех участках управления. Другие видят смысл СП в «системном рассмотрении некоторых совокупностей элементов и связей между ними, которые исследователь, в соответствии со своими задачами, обозначает как системы»)

СП рассматривают как теорию и методологию.

· как теория – совокупность научных знаний о конкретной предметной области, выверенной и подтверждённой практикой. Только знать, не больше.

· как методология – способен наблюдать процесс познания, выявлять отклонения и предлагать элементы синтезирования. СП - это способ мышления и способ действия.

СП рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает конкретный результат (управленческие решения, товары, услуги) во внешнюю среду. Теория систем помогает понять руководителям взаимозависимость между отдельными частями организации и средой окружающей ее.

Принцип (в пер. с лат.) означает начало, основу. Под принципом СПпонимаются объективные основы, на которых строится СП как теоретический раздел системных исследований, в которых абстрагированы закономерности формирования, функционирования и развития систем. СП базируется на 2-х принципах: целеполагания и целостности.

· Целеполагание заключается в том, что любая система обладает целью, под влиянием которой осуществляется интеграция элементов системы в единое целое, а также ее функционирование и развитие. Цель + Функция = целеполагание

· Целостности - наличие всего состава элементов системы и их связей.

Из принципа целеполагание вытекают 7 принципов:

· Эмерджентность – это несводимость суммы свойств элементов, составляющих систему, к сумме свойств системы. Другими словами, этот принцип предполагает наличие у системы нового качества, которое отсутствует у элементов (их суммы) системы.

· Самоуправление – выбор поведения самоуправляемой системой для достижения своих целей обеспечивается в результате реализации процесса управления, осуществляемого управляющей частью системы. Это говорит о том, что в любой организационной (социальной) системе должна быть управляющая часть (подсистема).

· Иерархичность –разделение цели системы должно осуществляться по уровням субординации (подчиненности) систем.

· Делимость - всякий целостный объект как система состоит из элементов. Разделение системы на элементы следует рассматривать как принцип системного подхода делимости системы.

· принцип макро- и микроуровнего рассмотрения системы, представляется возможным на основе выявления внешних связей (макроуровень) выделить систему из окружающей среды, а выявлением внутренних связей (микроуровень) – ее подсистемы и элементы.

· Обусловленность функций и структуры системы её целью – имеет важное методологическое значение. Он лежит в основе системно-структурно-функционально-целевого подхода к анализу и синтезу систем.

· Двуединость – если изменить хотя бы 1 элемент изменится и вся система.

Т.о, сущность системного подхода к ГМУ заключается:

à в рассмотрении объектов и субъектов управления в качестве систем как взаимосвязанных совокупностей элементов;

à в руководстве принципами системного подхода при анализе и синтезе объектов и субъектов управления как систем.

СП основан на применении ряда основополагающих понятий и положений, среди которых в первую очередь следует выделить:

1. Система – целостность, состоящая из элементов, находящихся в отношениях и связях м/д собой, выделенная из внешней среды с определённой целью в рамках определённого времени. Системы бывают физические (конкретные системы, состоящие из людей, машин и др.физ. объектов) и абстрактные (теоретически построенные, нет аналога в реальности, например, модели систем). с позиций СП, управление – это перевод системы в состояние, соответствующее целям её функционирования путём изменения организации системы в динамике, воздействием на элементы системы.


Наши рекомендации