Структура управленческой деятельности.
Управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления с целью его упорядочения, сохранения и развития. Но процесс управления не сводится только к «воздействию» субъекта на объект, а предполагает так же и обратную связь
Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие.
Объект управления – то, на что направлено властное воздействие субъекта управления (физ или юр лицо, социально-экономические системы и процессы)
Под социальным управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления, в качестве которого могут выступать общество в целом или его отдельные сферы – экономика, политика, наука, (а так же социальные общности, организация, индивид и т. п.)
Государственное управление — это практическое, целенаправленное организующее и регулирующее воздействие государства (через систему органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования
Принципы управления –это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления.
В современной теории управления отсутствует единый и общепризнанный набор принципов управления. Можно перечислить основные из них:
разделение труда: Посредством специализации сокращается количество объектов, на которые должны быть направлены внимание и усилия работника.
Дисциплины: заключении соглашений между организацией и ее наемными работниками, при этом предусматривается применение санкций в случае невыполнения соглашений.
принцип эффективности. Предполагает рациональное и эффективное использование ресурсов производства, выпуск конкурентоспособной продукции;
профессионализма и компетентности: высокий уровень подготовки кадров управления, их мастерство, творческий подход и т.д. Компетентность – это высшая форма проявления профессионализма.
согласование личных и общественных интересов (требует от руководителей таких действий, при которых соблюдались бы в полной мере интересы организации и максимально учитывались бы интересы работников):
справедливости и равенства, (равенство - равенство прав и обязанностей лиц, стоящих на одной ступени служебной лестницы. справедливость - соблюдение этих прав и обязанностей
устойчивости состава персонала (наиболее эффективно реализует себя
единение персонала (способности объединять усилия для эффективного решения практических задач. этот принцип умножает силы всех и каждого участника трудового процесса)
• адаптации к новым условиям деятельности (адаптацией персонала к новым условиям. Работники боятся консерваторов)
принцип контроля и проверки исполнения принятых решений. Предполагает разработку конкретных мероприятий по вскрытию недостатков, мешающих выполнению производственных заданий.
так ж есть Частные (специальные) принципы управленияимеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, организации. Каждая отрасль или отдельная организация вырабатывают собственные принципы:
· Принцип состязательности, конкурсную систему отбора кадров, создание необходимых условий для самовыражения
· Принцип стимулирования. справедливое вознаграждение.
· Принцип воспитания, связанный с ответственностью за выполнение служебного долга.
· Принцип ротации кадров на ГС, позволяющий своевременно обновлять кадровый потенциал,
Методы управления — способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью координации их деятельности в процессе функционирования организации
Методы классифицируются по различным признакам:
По масштабам применения – общие и особенные.
По отраслям и сферам – в гос управлении, в бизнесе, промышленности и т.д
По роли на различных этапах жизнедеятельности организации – методы исследования организации, формирующие, упорядочивающие, стабилизирующие, развивающие.
По степени опосредованного воздействия – прямые и косвенные.
Экономические методы призваны стимулировать деятельность персонала, повышать материальную заинтересованность в эффективности его работы. (повышение оплаты труда, премии, льготы)
Социально-психологические методы. активизируют творческую или исполнительскую деятельность. использование моральных стимулов
Правовые методы основаны на регулирующей роли норм права, установленных для определенных видов деятельности. Правовые методы включают в себя:
♦ Императивные (обязательные к исполнению).
♦ Диспозитивные (предписывающие, что можно делать, а чего делать нельзя).
♦ Рекомендательные.
♦ Поощрительные.
Правовые методы являются важным средством формирования у персонала системы социальной защиты правосознания, правовой ответственности и культуры.
Административные методы – привлечение способных работников к принятию управленческих решений, поддержание у персонала высокого уровня организованности, дисциплины.
Морально-этические методы –предполагает опору на понятие добра; нравственные санкции, связанные с одобрением или осуждением поступков
Фордизм.
Генри Форд (1863—1947), основатель американского автомобилестроения
Как и Тейлор, он был активным сторонником масштабного использования разносторонних научных знаний в организации производства и управления. Работать 48 часов в неделю!
О́рган управле́ния — общее название структуры где-либо (государство, общество) выполняющей задачи по управлению чем-либо.
Структура органов управления:
Линейная: самая простая иерархическая структура руководитель и несколько подчиненных
Функциональная: создаются подразделения,
Штабная: При руководителе штабы
Матричная: линейная + программно-целевая
Комбинированная из нескольких
Виды управленческой деятельности:
Эвристическая: творческое
организационно-административная
оперативная: хаотический процесс экстренного реагирования
Основные задачи УД:
Ø Определение основной цели или стратегии
Ø Формирование корпоративной культуры
Ø организованная мотивация персонала
Ø организационного порядок в фирме
Ø Разработка и осуществление технологии изменений — в ногу со временем
Ø Точки управляймости-неуправляймости
Ø системы контроля за выполнением принятого решения
Организационные основы
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Туда входят:
представительный орган муниципального образования - выборный орган
глава муниципального образования является высшим должностным лицом
местная администрация (исполнительно-распорядительный орган
Контрольно-счетный орган муниципального образования
1)В целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган
иные органы местного самоуправления (избирательная комиссия)
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
наиболее типичных проблем реформирования МСУ в РФ:
Недостаточная финансовая обеспеченность органов МСУ.
Необходимость самостоятельного выполнения новых, ранее не исполняемых процессов управления.
Несовершенство федеральной и региональных нормативно-правовых баз, регламентирующих деятельность МСУ.
• Отсутствие необходимого количества подготовленных муниципальных служащих.
11. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Статья 10 Конституции РФ
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п.
Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая "система сдержек и противовесов". Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей.
По вертикали - это разделение на федеральные, региональные и местные.
По горизонтали - между 3 ветвями власти на законодательную, исполнительную и судебную.
В соответствии с действующей Конституцией РФ на федеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
- Президент РФ (является главой государства);
- Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) - парламент Российской Федерации (является представительным и законодательным органом Российской Федерации);
- Правительство РФ (исполнительная власть в Российской Федерации)
- суды Российской Федерации.
Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ. При этом Президент РФ хотя и назван первым среди органов, осуществляющих государственную власть в России, тем не менее не входит ни в одну из ее ветвей.
РОЛЬ СМИ
Четвёртая власть — словосочетание, определяющее и саму прессу, и её влияние в социуме. Утверждается, что «журналисты обладают большой властью в обществе».
большое значение для реального разделения властей имеет существование "четвертой власти". Конституция 1993 года закрепила ряд положений, обеспечивающих независимость СМИ и их возможность влиять на государственную власть. Гарантируется свобода средств массовой информации. Цензура запрещена."(29 ст.).
12. Административная реформа: концепция и механизмы реализации.
Административная реформа - цепь последовательных, поэтапных шагов, позволяющих внедрять новые принципы, методы, структуры без нарушения управляемости.
Главной целью является преобразование системы и порядка работы органов исполнительной власти, которое сориентирует их деятельность на реализацию интересов населения. направлена на повышение качества государственных услуг, ликвидацию возможностей для коррупции.
ЭТАПЫ:
Указ Президента от 2003 г. «О мерах по проведению административной реформы в 2003 – 2004 гг.»
завершен процесс разграничения полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти. Почти наполовину было сокращено количество госучреждений, а значит сохранили бюджет.
Концепция административной реформы в РФ в 2006 -2010 гг. Предусматривает:
создание и реализацию механизмов регулирования коррупции
создание механизмов досудебного обжалования и административного судопроизводства
обеспечение прозрачности органов исполнительной власти
3. Распоряжение Правительства РФ 2011
Административная реформа проходит неотрывно от реформы государственной службы, так как она играет ключевую роль в сфере государственного управления. именно чиновничий аппарат и является двигателем проведения данной реформы.
Регулирование служебной деятельности государственных служащих проводится не только с помощью формальных инструментов, но и с использованием таких неформальных механизмов как:
общественное мнение о поведении
контроль за репутацией
МЕТОДЫ
1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;
2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;
3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Все методы правового регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.
В общей части административного права рассматриваются основные институты административного права:
• Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях
• Административное правонарушение и административная ответственность
• Административное наказание
• Назначение административного наказания
Принципы административного права — это основные идеи:
1. Принцип равенства перед законом.
2.Принцип презумпции невиновности — отвечает за что виноват
3.Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Свобода человека- высшая ценность
4.Принцип обеспечения законности :
5.Принцип разделения властей
6.Принцип законности
7.Принцип гласности о
8. Принцип ответственности.
ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА РОССИИ
развивается в крайне сложных условиях.
Начиная с 1991 г., страна прошла через период распада, и воровства и поэтому. Наверху оказались не столько образованные люди, случайно попали на верх.
Бюрократии по Веберу
ввел его в 1745 г. для обозначения исполнительной власти.
Вебер предложил следующие принципы
▪ иерархическое построение организации;
▪ иерархия приказа,
▪ подчинение нижестоящего работника вышестоящему и ответственность не только за свои действия, но и за действия подчиненных;
▪ система продвижения и пребывания в должности, основанная на умениях и опыте и измеряемая стандартами;
Бюрократия по К. Марксу:
- бюрократия составляет, особое, замкнутое общество в государстве;
- бюрократия есть мнимое государство наряду с реальным государством.
В.И. Ленин, опираясь на марксистскую теорию, выступал за искоренение буржуазного бюрократизма. Он был против использования профессиональных управленцев в советском государственном аппарате. Отсюда его знаменитый тезис: "Каждая кухарка может управлять государством".
Управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления с целью его упорядочения, сохранения и развития. Но процесс управления не сводится только к «воздействию» субъекта на объект, а предполагает так же и обратную связь
Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие.
Объект управления – то, на что направлено властное воздействие субъекта управления (физ или юр лицо, социально-экономические системы и процессы)
Под социальным управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления, в качестве которого могут выступать общество в целом или его отдельные сферы – экономика, политика, наука, (а так же социальные общности, организация, индивид и т. п.)
Государственное управление — это практическое, целенаправленное организующее и регулирующее воздействие государства (через систему органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования
Принципы управления –это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления.
В современной теории управления отсутствует единый и общепризнанный набор принципов управления. Можно перечислить основные из них:
разделение труда: Посредством специализации сокращается количество объектов, на которые должны быть направлены внимание и усилия работника.
Дисциплины: заключении соглашений между организацией и ее наемными работниками, при этом предусматривается применение санкций в случае невыполнения соглашений.
принцип эффективности. Предполагает рациональное и эффективное использование ресурсов производства, выпуск конкурентоспособной продукции;
профессионализма и компетентности: высокий уровень подготовки кадров управления, их мастерство, творческий подход и т.д. Компетентность – это высшая форма проявления профессионализма.
согласование личных и общественных интересов (требует от руководителей таких действий, при которых соблюдались бы в полной мере интересы организации и максимально учитывались бы интересы работников):
справедливости и равенства, (равенство - равенство прав и обязанностей лиц, стоящих на одной ступени служебной лестницы. справедливость - соблюдение этих прав и обязанностей
устойчивости состава персонала (наиболее эффективно реализует себя
единение персонала (способности объединять усилия для эффективного решения практических задач. этот принцип умножает силы всех и каждого участника трудового процесса)
• адаптации к новым условиям деятельности (адаптацией персонала к новым условиям. Работники боятся консерваторов)
принцип контроля и проверки исполнения принятых решений. Предполагает разработку конкретных мероприятий по вскрытию недостатков, мешающих выполнению производственных заданий.
так ж есть Частные (специальные) принципы управленияимеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, организации. Каждая отрасль или отдельная организация вырабатывают собственные принципы:
· Принцип состязательности, конкурсную систему отбора кадров, создание необходимых условий для самовыражения
· Принцип стимулирования. справедливое вознаграждение.
· Принцип воспитания, связанный с ответственностью за выполнение служебного долга.
· Принцип ротации кадров на ГС, позволяющий своевременно обновлять кадровый потенциал,
Методы управления — способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью координации их деятельности в процессе функционирования организации
Методы классифицируются по различным признакам:
По масштабам применения – общие и особенные.
По отраслям и сферам – в гос управлении, в бизнесе, промышленности и т.д
По роли на различных этапах жизнедеятельности организации – методы исследования организации, формирующие, упорядочивающие, стабилизирующие, развивающие.
По степени опосредованного воздействия – прямые и косвенные.
Экономические методы призваны стимулировать деятельность персонала, повышать материальную заинтересованность в эффективности его работы. (повышение оплаты труда, премии, льготы)
Социально-психологические методы. активизируют творческую или исполнительскую деятельность. использование моральных стимулов
Правовые методы основаны на регулирующей роли норм права, установленных для определенных видов деятельности. Правовые методы включают в себя:
♦ Императивные (обязательные к исполнению).
♦ Диспозитивные (предписывающие, что можно делать, а чего делать нельзя).
♦ Рекомендательные.
♦ Поощрительные.
Правовые методы являются важным средством формирования у персонала системы социальной защиты правосознания, правовой ответственности и культуры.
Административные методы – привлечение способных работников к принятию управленческих решений, поддержание у персонала высокого уровня организованности, дисциплины.
Морально-этические методы –предполагает опору на понятие добра; нравственные санкции, связанные с одобрением или осуждением поступков
Структура управленческой деятельности.