Легитимность власти. Источники легитимности
Проблемные комплексы концепта легитимности сводились к поиску источников легитимности и определению факторов, способствующих усилению политической стабильности или ослабляющих подержку политического режима. Если власть опирается только на принуждение (физическое, материальное, психологическое), то возможности ее достаточно ограниченны. По природе своей властные отношения основываются на взаимосвязи принуждения и согласия. Двойственность власти состоит в том, что она может быть не только результатом принуждения кого-либо над кем-либо, но и результатом согласия населения добровольно подчиняться. Противоречивое единство внутри властных отношений (принуждения в согласии и согласия в принуждении) обеспечивается авторитетом власти, ее легитимностью, т.е. способностью власти обеспечивать себе поддержку населения.
Действительным основанием властвования является «нормативная рациональность»—добровольность, опирающаяся на знание о публично согласованных целях и способах их достижения, а также об устойчивых принципах и процедурах действий политических субъектов по реализации соответствующих обязательств. Новыми основаниями стабильности становятся нормативные аспекты —инструментальная рациональность дополняется коллективно формируемыми и утверждаемыми представлениями о «должном», справедливом и достойном. Регуляция осуществляется через признание и доверие к выработанным институциональным рамкам. При этом принятие решений достигается уже не большинством за счет меньшинства, а в результате согласования интересов и при вовлечении в этот процесс большого и все растущего числа заинтересованных участников. При этом функция применения силы отделяется от собственной власти.
Термин «легитимность» (франц. legitimite) имеет несколько значений. Первоначально он возник в начале XIX в. во Франции и практически отождествлялся с термином «легальность» — «legalite» (законность). Он использовался для обозначения законно установленной власти в отличие от власти, насильственно узурпированной. Однако ТеРмин «легитимность» не имеет строго юридического содержания и Не Фиксируется в конституциях. Легитимность представляет психологическую характеристику власти и противостоит чистой легальности, которая не может объяснить подчинение граждан законам. Легитимность—это символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан. Оно проистекает из убеждения, что власть в стране наделена правом принимать решения, которые ее граждане должны выполнять.
Подобное объяснение вытекает из теории легитимности М. Вебера, который включал в нее два положения: во-первых, признание власти правителей; во-вторых, обязанности управляемых подчиняться ей. Следовательно, принцип легитимности власти обеспечивает добровольное согласие граждан подчиняться ее решениям и правомочность применения властью принуждения. В силу этого легитимность является важнейшим признаком демократической власти, признания ее правомерности как гражданами, так и мировым сообществом, что в свою очередь возможно тогда, когда власть опирается на ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества. Вот почему даже авторитарные режимы стремятся обеспечить себе некоторые признаки легитимности (например, выборность, народное представительство и др.). Авторитарные лидеры понимают, что власть не может долго опираться на насилие ввиду ограниченности ресурса принуждения, поэтому они стремятся заручиться поддержкой населения.
Определяя легитимность как способность власти «создавать и поддерживать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими» (С. JIuncem), не следует думать, будто подобное убеждение разделяют все граждане. Естественно, в обществе всегда есть социальные группы, не разделяющие политический курс режима и не принимающие его. Однако, отражая ценности и предпочтения большинства общества, власть признается наилучшей, и ей следует подчиняться, даже несмотря на ее промахи и недостатки.
Теория идеальных типов легитимности М. Вебера
Создание убежденности в правомерности и эффективности данных политических институтов может достигаться различными способами. Немецкий социолог М. Вебер выделил три идеальных типа легитимности: традиционный, харизматический, рационально-легальный- Однако на практике обозначенные типы легитимности не так явно противостоят друг другу. Скорее, они переплетаются и могут дополнять друг друга. М. Вебер выделял три источника, обеспечивающие легитимацию политическому господству.
Исторически первым типом легитимности власти был традиционный (власть вождей, королей). Традиционная легитимность основывалась на глубокой вере в священный характер традиции и легитимность тех, кто пришел к власти благодаря этой традиции. Учреждаются правила престолонаследия для властителей, правила рекрутирования элиты, раздачи земель, сословные кодексы чести, которые опирались на божественный характер власти монарха. «Божественное право» гласило, что «власть тех, кто правит, будучи выражением власти Бога на земле, приобретает особое достоинство, стоящее выше человеческого»- Таким путем создавалось убеждение в правомерности и величии королевской власти, священности и справедливости существующего порядка. Сама же власть опиралась на традиции общества подчиняться монарху и на принуждение. Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени, хотя заметно трансформировался. Так, традиционная легитимность королевской власти является реальностью для ряда стран: Непала, Саудовской Аравии, Омана, Иордании, Кувейта и некоторых других. В современных же обществах, подобных Японии или Англии, сохранение королевской власти есть скорее дань традиции: институт монархии в них играет символическую роль и составляет неотъемлемую часть менталитета общества. В других развитых государствах (например, в Испании, Бельгии) институт монархии несет определенные представительские и исполнительные функции (так, король Испании является верховным главнокомандующим). Однако рационализация политической жизни привела к замене «божественного права», а вместе с ним и традиционной легитимности, достаточно разветвленной системой бюрократии и политических структур.
Второй тип легитимности, по М. Веберу — харизматический. Харизма в переводе с греческого означает «божественный дар, благодать». Понятие «харизм» М. Вебер заимствовал у теолога Р. Зона, поэтому оно имеет религиозный характер. Однако за термином «харизм» так и не сохранилось какого-то четкого содержания. Его трактуют предельно широко: от культа личности (в СССР—Я И. Ленина, И. В. Сталина и т.д.) до подлинных носителей харизматической власти (например, бывшего лидера Ирана аятоллы Хомейни). Очевидно, что термин «харизм» олицетворяет персонализацию власти в руках кого-то в переходных и нестабильных обществах. По М. Веберу, ранние формы господства имели харизматическую природу. Когда харизматический авторитет существует длительное время, происходит Рутинизация харизмы. Харизматическое господство, по М. Веберу, характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку власть в лице лидера наделяется выдающимися, а подчас и сверхъестественными качествами, как и созданный им политический порядок. В результате °браз лидера совпадает с чаяниями населения, что и делает его приказы и решения непререкаемыми и выполняемыми беспрекословно.
К носителям подлинной харизматической власти М. Вебер относил Моисея, Давида, Магомета, Будду. К современным лидерам харизматического типа можно отнести Л. Ганди, Ататюрка, Хомейни и др. Однако заметим, что харизматическая легитимность постепенно исчезает в результате процесса секуляризации, т.е. освобождения общественного и индивидуального сознания от влияния религии. Харизматический тип легитимности пока сохраняется в традиционных обществах Африки, где харизма становится формой организованного политического поклонения (т. е. «политической религией»).
Легально-рациональный тип легитимности власти основан на вере в справедливость формальных правил и процедур (например, формирования власти на свободных выборах, верховенство закона, законопослушности граждан и т.д.), в легальность пришедших к власти, их право управлять, в необходимость выполнения их предписаний. Легальное господство основывается на верховенстве законов, закрепляющих функционирующие правила. При этом властным предписаниям государства граждане следуют не потому, что в случае их нарушения им грозят неблагоприятные последствия (санкции), а потому, что существует представление об обязательном праве.
Веберовский идеальный тип рациональной легитимности в полном объеме распространяется на развитые плюралистические демократии. В них власть признается легитимной на свободных выборах большинством населения уже в течение продолжительного времени. Таких государств насчитывается примерно тридцать пять: страны Западной Европы, Северной Америки, Австралии, Новой Зеланд и др. Однако по сравнению с идеальным типом М. Вебера легальнорациональная легитимность на практике трансформировалась в смешанную легально-рационально-бюрократическую. В рамках данного типа легитимности сосуществуют различные типы режимов - как имеющие высокую легитимность, так и лишенные ее вообще.
С ним соседствуют авторитарно-бюрократические режимы, где правят либо военные, либо гражданские правительства. Уровень легитимности в них заметно снижается и часто подменяется поиском властью социальной поддержки у определенных групп населения с помощью обещаний либо адресной благотворительности. Примером таких режимов выступают государства Латинской Америки.
За пределами классической теории легитимности М. Вебера находятся тоталитарные режимы. Они не являются легитимными в об-l щепринятом смысле. Если и можно говорить об их легитимности, то только на уровне правящей элиты. Тоталитарный режим отражает интересы и ценности правящего класса, который обладает всеми ресурсами и навязывает нормы и стандарты жизни всему обществу- Однако, будучи нелегитимными, тоталитарные режимы в некоторый случаях (особенно в СССР, бывших странах Восточной Европы) оказываются достаточно эффективными.
Эффективность экономической и социальной политики (стабильность экономического роста, уровня жизни населения) вместе с разветвленной системой принуждения и контроля за обществом практически снимает проблему легитимности. В указанных странах, в частности, жизнь в условиях чрезвычайных обстоятельств, создававшихся как реальной опасностью иностранного порабощения, так и искусственно проводившимися кампаниями по борьбе с «врагами народа», обеспечила достаточно высокий потенциал развития и широкую поддержку режимам со стороны значительной части общества. Попытки различных групп оспорить легитимность режима жестоко подавлялись.
Однако это не означает, что в тех странах, где отсутствует насилие, непременно присутствует легитимность. Для большинства экономически бедных стран Африки и Азии проблема легитимности не представляется актуальной. Население этих стран не связывает нищету, войны, болезни с неэффективностью власти, а объясняет божьей немилостью. Приход к власти демократов рассматривается народами как знак судьбы, поэтому там и власть не нуждается в признании со стороны общества, и населению безразлично, насколько власть эффективна и демократична. Следовательно, современная политическая практика заметно расходится с идеальными типами легитимности М. Вебера. Многие режимы вообще лишены легитимности, другие строят ее на многоэлементной основе (например, на сочетании традиции и рациональности).
Современные интерпретации легитимности
Однако очевидно и то, что добиться полной легитимности также не удается нигде. Диапазон легитимности очень широк: от всенародного одобрения до полного отрицания режима. Даже в развитых демократиях граждане отмечают существенные изъяны в политической системе. В связи с этим современные авторы различают два основных понятия легитимности: нормативное и дескриптивное.
Нормативное понятие легитимности возникает на основе этической постановки вопроса: «как должна быть создана и действовать власть, чтобы иметь моральное право требовать содействия от граждан?». в основе нормативного понимания лежит соответствие политического порядка ценностям справедливости и общего блага. Напротив, дескриптивное понятие легитимности исходит из фактического состояния дел: считают ли граждане политический порядок оправданным и действуют ли соответственно. По С. Липсету, легитимность Налицо, если системе удалось создать и поддерживать в народе убежденность, что существующие политические институты в наибольшей епени отвечают интересам данного общества. В этом случае речь идет о фактической вере членов общества, о наличии мотивации, а не об истине и справедливости. Дескриптивное понятие легитимности предполагает, что правительство вызывает в гражданах готовность следовать его предписаниям. Конечно, даже в условиях режимов достаточно высокой легитимности население может высказывать (и даже активно) недовольство деятельностью конкретных институтов и лидеров. Это естественно. Так, по данным института Докса, ответы швейцарцев на вопрос: «Кому вы доверяете, рассматривая в совокупности институты и организации, а не отдельных лиц или групп лиц?» распределились следующим образом: 38% доверяют палате представителей, 36%—сенату, столько же—кантональному правительству и церкви, 42%—армии, 35% —суду, 13% —прессе, 12%—политическим партиям.
В связи с этим американский политолог Д. Истон различает диффузную и специфическую поддержку правительства. Диффузная поддержка не зависит от конкретных действий власти, она означает поддержку политического порядка вообще. Специфическая поддержка включает реакцию граждан на конкретные действия политической системы: достижение благосостояния, поддержание правопорядка, соблюдение законности и т.д. Если говорить о соотношении легитимности режима и его эффективности (способности функционировать), то обычно в краткосрочной перспективе обе стороны способны заменить друг друга, в долгосрочной- плохое функционирование снижает потенциал легитимности. Кроме того, по источникам поддержки режима Д. Истон выделяет три типа легитимности: а) идеологическую, когда население выражает моральную убежденность в справедливости существующего порядка; б) структурную (приверженность населения нормам и процедурам, с помощью которых принимаются решения в обществе); в) персональную (связанную с верой в личные качества политического лидера). Действие данных типов легитимности чаше всего не совпадает по времени. Так, по результатам обследований, проведенных в 2004 г. в 12 странах мира, режим нелегитимным склонны считать лишь 9% американцев, 3% немцев, 7% канадцев, 10% австралийцев. А вот во Франции доля тех, кто воспринимал режим как нелегитимный, составляла 26%, в Великобритании —24%, в Индии — 41%- В последнем случае налицо признаки того, что легитимность исчезает. Демократия никогда не считалась идеальной формой государства. Однако несомненное ее достоинство состоит в том, что она обеспечивает возможность перемен на основе правил, общих для всех участников политического процесса, и тем самым создает условия ДЛЯ совершенствования, поэтому ей нет лучшей альтернативы.
Для обществ демократического транзита (т. е. стран, переходящих от тоталитаризма к демократии, к таковым относится и Россия), проблема легитимности является одной из самых актуальных еще и по другой причине. Только высокий уровень легитимности власти позволяет реформаторам осуществлять широкомасштабные и радикальные преобразования. Однако именно в переходные периоды доминирует многоэлементная (смешанная) легитимность, которая опирается не только на закон, но одновременно и на традиции, рациональность, чувство и т.д. При этом законность и легитимность часто не совпадают. Так, российская Конституция (1993 г.) стала законной, но нелегитимной, поскольку не получила поддержки большинства общества. Неслучайно поэтому, что для России проблема легитимности сегодня представляет не только теоретический интерес, предстает но как практическая проблема. Обеспечение высокой легитимности режима означает создание политических условий «мягкого» и контролируемого перехода к демократии, сокращения опасности возвратного движения к тоталитаризму.
Для того чтобы не быть заложником в политической борьбе различных сил за власть, отличать непопулярность правительства от его нелегитимности, важно знать признаки проявления нелегитимности власти. Наиболее существенными признаками потери легитимности демократически сформированных режимов являются, во-первых, рост в них степени принуждения, ограничения прав и свобод личности; во-вторых, запрещение политических партий и движений; в-третьих, падение легитимности режимов может быть связано с растущей коррумпированностью всех институтов власти, их сращиванием с криминальным миром. Ситуация реального контроля «теневой властью» официальных институтов свидетельствует о параличе власти. Однако такая ситуация не является универсальной и не распространяется на все страны. Например, политические скандалы в США с продажей оружия Ирану или подслушивание переговоров в штаб-квартире демократической партии, санкционированное президентом Р. Никсоном (лидером республиканцев), ложь под присягой Б. Клинтона в сексуальном скандале с М. Ле- винской не обязательно являются признаками делегитимации режима. Скорее, это исключение из правил, следование которым является признаком стабильности системы; в-четвертых, наиболее существенный показатель делегитимации режима—его низкая экономическая эффективность. В частности, именно экономическая неэффективность привела к краху коммунистические режимы в Восточной Европе и СССР. В то же время экономический рост, ликвидируя нищету, расширяет границы и уровень легитимности, поскольку открывает возможности к согласию, преодолению конфликтов, возникающих из-за высокой степени социального неравенства, что подтверждает, например, опыт Южной Кореи, Сингапура, Тайваня
Власть выступает непосредственным содержанием политики. Однако, чтобы быть эффективной, т. е. обеспечивать целостность общества, согласовывать разнородные группы интересов, поддерживать стабильность системы и способствовать ее развитию, оперативно I реагировать на вызовы и угрозы, политическую власть недостаточно рассматривать исключительно как проявления воли субъекта (индивида, класса, нации). Прикладной аспект политологии заключается не в том, какова сущность власти, а в ответе на вопрос: «Каковы конкретные функции власти в обществе и как она их осуществляет?» I На практике власть как способность субъекта (воля) производить воздействие на людей и вещи обнаруживается в деятельности структур-институтов государства, органов принуждения, политических партий. Механизм организации и функционирования политической власти обозначается термином «политическая система». Содержание понятия «политическая система» включает наряду с совокупностью институтов по осуществлению политической власти все формы коммуникации между субъектами и объектами управления.