Количество полученных бюллетеней из территориальной комиссии (число не может измениться).

Вежливо, но настойчиво попросить показать полученные бюллетени, обязательно убедиться в том, что в верхнем правом уголке каждого бюллетеня есть росписи двух членов комиссии, заверенные печа­тью избирательной комиссии.

Проверить, чтобы в кабинах для голосования находились ручки, а не карандаши, и не было агита­ционных материалов на избирательном участке и вблизи него, так как запрещено размещать печатные агитационные материалы в помещениях избирательных комиссий, помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них (п. 10 ст. 54 ФЗ «Об основных гарантиях избиратель­ных прав...» ).

Необходимо убедиться, что список избирателей сброшюрован (прошит), подписан председателем избирательной комиссии и на нем стоит печать избирательной комиссии.

Помните, что в избирательной комиссии может быть только два экземпляра списка избирателей. Второй экземпляр может быть использован только при порче или утрате первого. Никакого другого дополнительного списка члены комиссии составлять не должны!

Перед началом голосования необходимо осмотреть все ящики для голосования и убедиться в их пустоте (проверить на наличие второго дна). Все ящики для голосования (стационарные и перенос­ные) опечатываются сразу после осмотра печатью участковой комиссии. Стационарные ящики для голосования выставляются так, чтобы они находились в поле зрения всех членов комиссии и наблю­дателей. Переносить или вскрывать их до окончания голосования недопустимо. Переносные ящики для голосования также должны находиться на виду у всех членов комиссии и наблюдателей, к ним не должно быть доступа посторонних лиц.

В ходе голосования и подсчета голосов наблюдатель имеет право находиться в помещении для голосования на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему полный обзор действий чле­нов комиссии.

Перед началом голосования председатель УИК объявляет количество досрочно проголосовавших, вскрывает конверты и, не разглашая тайны волеизъявления избирателей, опускает бюллетени в стаци­онарный ящик.

Выясните у председателя или членов избирательной комиссии, оснащен ли избирательный участок веб-камерами и где они размещены. Обязательно сообщите о наличии на избирательном участке веб­камер в избирательный штаб КПРФ.

В ходе голосования наблюдатель следит за порядком выдачи бюллетеней избирателям. Бюллетень выдается членом комиссии с правом решающего голоса лично избирателю, включенному в список из­бирателей, по предъявлении им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Если избиратель голосует по открепительному удостоверению, то предъявляет также открепитель­ное удостоверение.

Обратить особое внимание на выдачу бюллетеней избирателям, проживающим на территории дан­ного участка, но не включенным в список. Они включаются в так называемый дополнительный список только в случае наличия в паспорте штампа об их регистрации на территории данного избирательного участка.

Нужно обращать внимание:

· на то, чтобы каждый избиратель, получив бюллетень, опускал его в ящик для голосования. Если вынос бюллетеней с избирательного участка имеет массовый и систематический характер, то, скорее всего, это говорит о попытке фальсификации выборов на данном участке;

· на факты повторного голосования одних и тех же избирателей по паспортам членов их семей либо иных избирателей;

· на то, что при входе в помещение для голосования проводится агитация избирателей;

· на то, что организована доставка (подвоз) избирателей для участия в голосовании.

· вбросу бюллетеней могут предшествовать манипуляции со списком избирателей, поэтому внима­тельно следите, делает ли член избирательной комиссии какие-либо записи в списке избирателей, если рядом никаких избирателей нет.

Наблюдатель обязан решительно пресекать любую (даже косвенную, в виде подсказок) агитацию в поддержку политических партий, кандидатов. Нельзя вступать в политические дискуссии, пререка­ния, поддаваться на возможные провокации, эмоциональные проявления участников избирательного процесса, чтобы не дать повода для удаления с участка.

Наблюдение за голосованием вне помещения для голосования:

· голосование вне помещения проводится только в день голосования на основе устного или пись­менного обращения избирателя либо иного лица. Внимание! Обращения принимаются не позднее, чем за 4 часа до окончания голосования;

· УИК должна зарегистрировать обращение в специальном реестре с указанием даты и времени поступления, фамилии избирателя, адреса его места жительства;

· председатель УИК обязан объявлять о том, что члены УИК будут проводить голосование вне помещения участка не позднее, чем за 30 минут до выезда (выхода);

· УИК должна располагать в необходимом количестве переносными ящиками;

·

голосование проводят не менее двух членов УИК с решающим голосом, получающие перенос­ной ящик, выписку из реестра об избирателях, избирательные бюллетени (в количестве примерно равном зарегистрированным в реестре) и письменные принадлежности;

· голосование обязательно должно проводиться под наблюдением не менее двух членов УИК с правом совещательного голоса и/или наблюдателей от разных партий.

· Члены УИК не вправе выдавать бюллетень другим избирателям, не зарегистрированным в рее­стре.

· По окончании голосования УИК составляет акт, в котором указывает количество выданных бюл­летеней, количество заявлений избирателей, неиспользованных и испорченных бюллетеней, а также сведения о членах УИК и сопровождавших их наблюдателей, присутствовавших при голосовании вне помещения для голосования.

· Необходимо убедиться, что в списке избирателей напротив фамилий избирателей, проголосо­вавших вне помещения для голосования, в графе «Примечания» внесены отметки «Голосовал вне помещения для голосования».

Помните:

ВЫНОСНЫЕ ЯЩИКИ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ - ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ВЫБОРОВ!

Подсчет голосов

Подсчет голосов производится сразу после закрытия избирательного участка, без всякого перерыва на отдых, и осуществляется только (!) на территории участка.

В руках у членов комиссии, принимающих участие в подсчете бюллетеней, не должно быть автору­чек и иных пишущих принадлежностей.

После окончания времени голосования председатель УИК объявляет лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей, общую последовательность дальнейших действий членов УИК с правом решающего голоса.

1. Подсчитываются и погашаются неиспользованные бюллетени, а также бюллетени, испорченные избирателями при проведении голосования, сданные в избирательную комиссию (у них отрезается левый нижний угол), оглашается и вносится их число в протокол об итогах голосования и его увели­ченную форму.

2. Оглашают число погашенных (неиспользованных) открепительных удостоверений и заносят его в протокол и его увеличенную форму.

Наблюдатели вправе визуально ознакомиться с погашенными бюллетенями и погашенными (не­использованными ) открепительными удостоверениями.

3. Председатель, заместитель председателя или секретарь УИК оглашает и вносит в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму число бюллетеней, полученных УИК. Общее число неис­пользованных, испорченных и обнаруженных в ящиках бюллетеней не должно превышать числа бюл­летеней, полученных УИК из территориальной комиссии. Иначе это означает попытку фальсификации выборов, о чем немедленно необходимо доложить в свой избирательный штаб КПРФ, написать заявление и составить акт.

4. Члены УИК подсчитывают число избирателей, проголосовавших по их спискам, объявляют это количество председателю. Суммарные данные оглашаются и вносятся в протокол и его увеличенную форму.

Наблюдатель вправе визуально ознакомиться со списком избирателей. Председатель или секретарь УИК обеспечивает хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в под­счете голосов.

5. Непосредственный подсчет голосов избирателей.

Необходимо помнить: наблюдатель имеет право визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей (пп. «г» п. 9. ст. 30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан...» ).

Подсчет голосов производится без перерыва членами УИК с правом решающего голоса.

Членам УИК, кроме председателя, заместителя председателя и секретаря УИК, запрещается поль­зоваться письменными принадлежностями при подсчете голосов избирателей, за исключением случаев, когда заверяются бюллетени, признанные недействительными.

5.1. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования. Проверяют целостность и невредимость печати на них. Подсчет (сортировка) ведется так, чтобы не нарушалась тайна голосования. Вскрытию переносного ящика предшествует объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного ящика.

При сортировке бюллетеней члены УИК отделяют бюллетени неустановленной формы, которые при подсчете голосов не учитываются. Они упаковываются отдельно и опечатываются

Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.

Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике, решением УИК признаются недействительны­ми, о чем составляется акт, прилагаемый к протоколу об итогах голосования, с указанием членов УИК, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования.

После вскрытия всех переносных ящиков для голосования данные по всем из них суммируются и оглашаются.

5.2. Стационарные ящики для голосования вскрывают после проверки невредимости печатей на них.

Бюллетени извлекаются, подсчитывается их общее количество, которое заносится в протокол и его увеличенную форму, отделяются бюллетени неустановленной формы.

5.3. После этого бюллетени из стационарных и переносных ящиков смешиваются и начинается их сортировка. Сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосова­ния, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, каждый список кандидатов. Одновременно от­деляют недействительные бюллетени.

ВНИМАНИЕ: в случае проведения одновременного голосования на выборах в органы власти различ­ных уровней соблюдается следующий подсчет голосов избирателей. В первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти; затем - в органы государ­ственной власти субъекта Российской Федерации; затем - в органы местного самоуправления.

 
 

Член комиссии громко оглашает содержащиеся в каждом бюллетене отметки избирателей и представляеткаждый бюллетень для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.

Наблюдатель имеет право находиться настолько близко от места сортировки и подсчета бюл­летеней, чтобы своим присутствием не мешать членам комиссии и при этом иметь возможность достоверно контролировать попадание бюллетеня с отметкой за кандидата в стопки бюллетеней именно за этого кандидата, а не в стопку бюллетеней за другого кандидата.

Отдельно подсчитывают и суммируют недействительные бюллетени. Недействительные бюллетени- это бюллетени:

· которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилии кандидатов, наи­менований избирательных объединений;

· в которых отметка проставлена более чем в одном квадрате;

· в которых отметки проставлены в квадратах напротив наименования политической партии, федеральный список кандидатов выбыл.

В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя бюллетень откладывается и по окончании сортировки этот бюллетень рассматривается на заседании комиссии. На оборотной стороне бюллетеня указывается причина признания его действительным или недействительным, заверяется подписями двух членов УИК и печатью.

По окончании сортировки бюллетеней определяют общее количество недействительных бюллетене которое оглашается и заносится в протокол и его увеличенную форму.

Производят подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по голосам, поданным по каждому кандидату, списку кандидатов. При подсчете бюллетеней их перекладывают по одному, чтобы присутствующие могли видеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается.

Полученные данные после оглашения вносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.

5.4.Проводится контрольная проверка данных, внесенных в протокол.

Если контрольные соотношения не выполняются, УИК принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительно подсчете бюллетеней.

5.5. Бюллетени упаковываются в отдельные пачки, затем - в мешки или коробки, которые опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда.

5.6. Затем проводится итоговое заседание УИК, на котором рассматриваются поступившие заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов. УИК принимает решение об утверждении итого голосования на избирательном участке.

Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса с указанием даты и времени подписания (часы и минуты).

Не допускается заполнение протокола карандашом и внесение в него каких-либо изменений.

Наши рекомендации