Правовое государство и гражданское общество. Для нормального и плодотворного функционирования государства в обществе оно должно быть контролируемо со стороны населения

Для нормального и плодотворного функционирования государства в обществе оно должно быть контролируемо со стороны населения, лишь в этом случае государство станет правовым. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Как полагают исследователи и подтверждает практика, правовое государство неразрывно связано с гражданским обществом.

Гражданское общество представляет собой систему негосударственного социального самоуправления организованных групп населения[2]. Под гражданским обществом понимается определенное качество населения страны, а именно, его способность к самоорганизации, самоуправлению и контролю над государством. Если в стране не развито гражданское общество, то импульсы управления страной исходят исключительно от государства, оно является единственным и полновластным «хозяином» в стране и, будучи бесконтрольным, часто действует во вред обществу в целом, допускает произвол, не соблюдает законов. При отсутствии противодействия государству со стороны общества обычно начинается процесс его деградации.

Для того, чтобы государство стало правовым, население должно стать гражданским обществом. Это означает способность людей через различные общественные организации и политические партии влиять на государственный аппарат и направлять его деятельность в соответствии со своими интересами. Здесь крайне велика роль независимых СМИ, держащих под постоянным наблюдением государственный аппарат, отдельных чиновников, критикующих их за ошибки и злоупотребления властью. Население должно также научиться самостоятельно решать различные проблемы в области экономики, образования, здравоохранения, жилищного хозяйства, создавая для этого многочисленные ассоциации, комитеты взаимопомощи, товарищества и т.п. Таким образом, чтобы население стало гражданским обществом, оно должно быть структурировано в различные ассоциации, способные к воздействию как на население, другие подобные ассоциации, так и на государство. Разумеется, гражданское общество требует граждански активных людей, не замыкающихся в кругу своей семьи, а стремящихся участвовать в решении социально значимых проблем на производстве, по месту жительства, в регионе, в стране в целом.

Становление гражданского общества имеет свою историю. Ряд исследователей видят его еще в древних цивилизациях Междуречья, то есть за несколько тысячелетий до нашей эры. Там гражданское общество проявляло себя в виде самоуправления городских и сельских общин[3]. Высокой гражданской активностью отличалось население ряда античных демократий. Не случайно слово «идеотоес» в переводе с греческого языка означает «частное лицо»: всякий, кто сторонился общественной жизни и предпочитал жить частным лицом, казался грекам чудаком и даже дураком, одним словом – идиотом. Но в управлении обществом участвовали только его небольшая часть: только свободные граждане и только мужчины. Античные демократии являли собой пример скорее прямой, нежели представительной демократии. Гражданское общество в современном его понимании стало формироваться в Европе в позднем средневековье в связи с ростом городов и укреплением третьего сословия, противостоящего власти феодала. Процесс становления гражданского общества протекал там в течение нескольких столетий без серьезных препятствий и срывов. В России же он тормозился отсутствием конституции, сдерживающей власть самодержавного монарха. В экономическом плане становлению гражданское общества мешало наличие крепостного права, низкий жизненный уровень населения. Во второй половине XIX века после отмены крепостного права и вследствие других законодательных мер формирование гражданского общества в России ускорилось, но после Октябрьской революции 1917 года и последовавшим за ней установлением тоталитарного политического режима этот процесс был прерван. Тоталитарные режим стремился к атомизации личности, подавлению ее самостоятельности, разрушал все не инициированные сверху формы самоорганизации людей, подавлял всякие попытки критики власти. Формирование гражданского общества возобновилось по существу лишь в конце 80-х годов прошлого века.

За истекшие 10-15 лет в плане формирования гражданского общества в России произошли серьезные сдвиги, но и на сегодняшний день эта задача остаётся крайне актуальной. Для функционирования гражданского общества необходим достаточно представительный средний класс. Если в странах Запада он составляет примерно 2/3 общества, то в России не более 15-20%. Обнищавшее население, борющееся за элементарное выживание, отчуждено от политической жизни. Оно еще не имеет ни достаточных навыков, ни желания в отношении самоорганизации, самоуправления, контроля над государством, что во многом объясняет часто встречающийся произвол со стороны различных звеньев государственного аппарата. Парадоксально, но как отмечают исследователи особенностью России является то, что существенную роль в формировании гражданского общества должно сыграть государство. Это требует присущего отчуждения населения от власти. Власть и общество должны быть союзниками (см.: Бондар А. Оптимизация роли государства в современной России // Власть. – 2007. - № 12. – С.9-11).

Хотя в 1-й статье Конституции РФ отмечается, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство…», о правовом государстве в России скорее можно говорить как о цели, а не как о достигнутом результате. Развитие гражданского общества является продолжающейся задачей и для стран с развитой демократией.

Без гражданского общества при слабом государстве, его ослаблении – наступает хаос и архаизация, что показал опыт России и стран СНГ.

Особым видом современного конституционного государства является социальное государство. Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, к выравниванию реальных возможностей для самореализации всех членов общества.В статье 10-й Конституции РФ отмечается, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В этой статье также отражена, прежде всего, желаемая перспектива, нежели реальное положение дел.

Литература (основная)

Мухаев, Р.Т. Политология : учеб. для вузов / Р.Т. Мухаев. – М., 2000. – Тема 10,11.

Пугачев, В.П. Введение в политологию : учеб. для студентов вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – М., 2001. – Гл. 14.

Прокопов, М.В. Политология : курс лекций / М.В. Прокопов. – М., 2002. – Гл.9.

Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии : учебник для студентов вузов / А. И. Соловьев. – М., 2001. – Гл. 9.

Шилов, В.Н. Политология : конспект лекций / В.Н. Шилов., В.Ф. Чуркин. – Белгород, 2002. – Тема 6.

Шилов, В.Н. Политология : конспект лекций / В.Н. Шилов. – http:// sdo. bsu. edu.ru/Resource/. – Тема 6.

Литература (дополнительная)

Авцинова, Г.И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г.И. Авцинова //Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 3.

Алексеев, С. Конституция и современность / С. Алексеев // Свободная мысль. – 2005. – № 6.

Багратуни, К.Ю. К проблеме совершенствования федеративной модели государственного устройства в России / К.Ю. Багратуни // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 2.

Бурганов, А.Х. Гражданское общество в России как сообщество граждан / А.Х. Бурганов // Социологические исследования. – 2000. – № 1.

Волков, В.В. Монополия на насилие и скрытая фрагментация российского государства (Исследовательская гипотеза) / В.В. Волков // Политические исследования. – 1998. – № 5.

Гончаров, П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель / П.К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 2.

Граждан, В. Гражданское общество как система негосударственного управления / В. Граждан // Власть. – 2004. – № 3.

Добрынин, Н. От федерализма к корпоративному государству / Н. Добрынин // Свободная мысль. – 2005. – № 6.

Краснов, М.А. Перспективы правового государства в России / М.А. Краснов // Общественные науки и современность. – 2003. – № 2.

Иванов, В.Н. Федерализм и безопасность государства / В.Н. Иванов // Социологические исследования. – 2004. – № 6.

Кривошеев, В.Т. Социальное государство и его роль в становлении социального партнерства / В.Т. Кривошеев // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 3.

Кувалдин, В.Б. Президентская и парламентская республики как форма демократического транзита (Российский и украинский опыт в мировом контексте) / В.Б. Кувалдин //Политические исследования. – 1998. – № 5.

Рогов, С. Функции современного государства / С. Рогов // Свободная мысль. – 2005. – № 7-9.

Смольков, В.Г. Социальное государство / В.Г. Смольков // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 5.

Стрельцина, М.М. Институциональные условия создания правительственных ведомств в России и США (На примере МЧС России и Министерства внутренней безопасности США) / М.М. Стрельцина // Политические исследования. – 2004. – № 4.

Фарукшин, М.Х. Сочетание симметрии и асимметрии как принцип федерализма / М.Х. Фарукшин // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 3.

Христенко, В. Развитие бюджетного федерализма в России: итоги 1990-х годов и задачи на перспективу / В. Христенко // Вопросы экономики. – 2002. – № 2.

Темы докладов и рефератов

1. Монополия на насилие и фрагментация российского государства.

2. Президентская и парламентская республики.

3. Особенности российского федерализма.

4. Проблемы формирования гражданского общества в России.

5. Особенности социально-правового государства.

6. Функции современного государства.

Наши рекомендации