Недаром английский историк Томас Маколей утверждал, что «истинную историю страны можно найти в ее прессе».
Зачем нужно знать историю журналистики?
Задачи лекции:
- Заинтересовать слушателей историей журналистики, убедить в важности знания основ истории журналистики для всех образованных людей, особенно, гуманитариев;
- Показать значение журналистики в развитии общества, неразрывную взаимосвязь развития журналистики и важнейших политических, технических, литературных и др. процессов;
- Дать представление, в самом общем виде, об основных проблемах и ключевых направлениях развития журналистики, о наиболее ярких и выдающихся личностях, повлиявших на это развитие;
- Подсказать, к каким источникам можно обратиться для более глубокого изучения истории журналистики.
Кому-то может показаться, что знание того, как развивались журналистика и СМИ в разных странах, может быть актуально только для самих журналистов. Но это абсолютно не так.
Долгое время и в научных кругах, и на уровне обыденного сознания господствовало представление, что будущий гуманитарий и вообще образованный человек, в какой бы отрасли он ни специализировался, должен знать основы теории и истории литературы, политологии, философии и т.д., но вот журналистика, история журналистики долгое время не входили в этот перечень «общеобязательных» дисциплин. Только в последнее время ситуация стала меняться; хотя бы самые основы журналистики начинают преподаваться и на нежурналистских факультетах. Это абсолютно оправданно. СМИ всегда играли очень важную роль в жизни общества (а сейчас, в «информационную эпоху», их значение многократно и постоянно возрастает).
Кому-то может показаться, что история российской или зарубежной журналистики – очень «узкоспециальный» предмет. (Что-то вроде «истории производства дамских кожаных сумочек» или «истории австралийского футбола». Для общей эрудиции знать вроде и полезно; по крайней мере, не вредно. Но жить прекрасно можно и без этих знаний. В том числе и сумочками пользоваться, и в футбол играть, голы забивать).
Но представление об истории журналистики как об узкоспециальном предмете абсолютно не верно.
Кому-то может показаться, что даже самые выдающиеся достижения в сфере журналистики в общечеловеческих масштабах меркнут перед выдающимися достижениями, скажем, в сфере литературы, искусства, математики, и что они менее значимы для развития культуры и общества в целом. Категорически не согласен. Не меркнут и не менее значимы.
Эти тезисы я и постараюсь доказать.
Дело, прежде всего, в самой природе журналистики. Ведь журналистика - один из важнейших социально-политических институтов, и в то же время, это неотъемлемая и значимая часть культуры того или иного народа, той или иной эпохи.
Но давайте сначала дадим определение журналистики.
Журналистика – это вид общественной и творческой деятельности по сбору, обработке и распространению социально-значимой информации (иными словами, информации, важной и актуальной для многих людей, для общества в целом).
Настоящие журналисты всегда служат, прежде всего, интересам общества (а не какой-то конкретной компании или человека, как, например, пиарщики, рекламисты или пропагандисты). Это их важнейшее отличие и важнейшая особенность. Служение интересам общества налагает особые требования к журналистским текстам. Основными из них принято считать следующие:
- достоверность, опора на реальные факты. Журналисты, в отличие от писателей, не имеют права выдумывать факты. Они должны, прежде всего, как можно более точно информировать о реальных событиях, интересных людях, важных явлениях. А также – анализировать события, выявлять тенденции.
- стремление к объективности сообщаемой информации, к ее всесторонности и полноте. Если журналист пишет о какой-то проблеме (событии) – он должен представить читателю ВСЕ важные аспекты этой проблемы (события), имеющие к ней непосредственное отношение. Даже если какая-то информация самому журналисту не нравится и даже если ее распространение невыгодно для акционеров средства массовой информации! (этим и отличаются настоящие журналисты от пиарщиков и рекламистов, которые подают информацию «выборочно» - только ту, которая выгодна их заказчикам).
- актуальность (важность, значимость для аудитории, своевременность). Читателей газеты, зрителей новостной программы обычно не интересует, что случилось месяц назад. Их интересует, что случилось вчера или несколько часов назад или что происходит в данный момент времени. Причем, интересует обычно только в том случае, если как-то затрагивает их интересы, позволяет лучше «приспособиться» к окружающей действительности, лучше ее понять.
Таким образом, журналистику можно назвать «дневником жизни» или зеркалом общества – зеркалом, в котором отражаются самые яркие, выдающиеся события своего времени, отражается дух времени. Зеркалом, в котором общество может увидеть себя во всех ипостасях (отмечу, что многие бывают очень недовольны своим отражением, но не всегда проблема оказывается в зеркалах… Есть даже русская пословица про это). Получается, что изучение истории журналистики – это изучение не только собственно развития прессы, радио, телевидения, разных журналистских жанров, приемов и технологий, и даже не только знакомство с опытом самых выдающихся изданий всех времен и народов и деятельностью наиболее выдающихся издателей, редакторов и публицистов. Ведь изучая их статьи, репортажи, изучая тематику публикаций, содержание газет (а все это тоже предусмотрено курсом по истории журналистики), мы очень много узнаем о самом времени, в котором жили эти люди, и о той стране, в которой они жили. Причем, знания эти – не холодные и абстрактные. Это, в основном, не длинные колонки статистических данных (хотя и подобная информация публикуется в прессе). Это, прежде всего – яркий, эмоционально насыщенный и интересный рассказ об окружающей действительности. Причем часто - рассказ непосредственных очевидцев, видевших, переживших сами все эти события. В отличие от художественной литературы (ее роль я, конечно, не умаляю, у нее есть много своих достоинств), рассказ не выдуманный, передающий реальные факты действительности, достоверные подробности событий.
Недаром английский историк Томас Маколей утверждал, что «истинную историю страны можно найти в ее прессе».
Сделаю некоторые оговорки и уточнения.
Да, и в литературе существуют такие направления, как натурализм и реализм, которые стремятся отражать социальную реальность «как она есть», со всеми ее проблемами. Но даже в них допускается значительная доля вымысла: выдуманные события, персонажи и т.д. Что касается журналистики – да, существовали и существуют так называемая «желтая» пресса, существуют также СМИ, занимающиеся откровенной политической пропагандой… В подобных СМИ мы часто можем встретить «высосанные из пальца» сенсации, искажение фактов, сознательную ложь… Но прошу обратить внимание вот на что. За той невидимой, но важной чертой, где все это начинает доминировать над правдивым описанием реальной действительности со всеми ее проблемами – за той чертой уже заканчивается журналистика и, соответственно, история журналистики. И начинается другое. Это уже история PR, пропаганды, политтехнологий, политической рекламы и т.п. Конечно, все это в курсах по истории журналистики тоже затрагивается (так как граница между разными видами массово-коммуникационной деятельности порой очень размыта) но с соответствующими пояснениями и акцентами.
Да, трудно порой отделить журналистскую деятельность человека от его пропагандистской или PR-деятельности, политической активности. Зачастую на практике все это тесно переплеталось и переплетается. Например, кто такие были Бенджамен Франклин, Томас Джефферсон, Дэниэл Дефо, Жан Поль Марат, Карл Маркс, Владимир Ленин (список можно продолжать долго)? Они были редакторами и публицистами? Да, причем очень яркими, выдающимися (Франклина часто называют «отцом-основателем» настоящей американской журналистики, а Дефо – «отцом-основателем» английской; Маркс, Энгельс и Ленин не только разработали теорию коммунистической печати, но и уже сами блестяще воплотили ее в жизнь). Эти люди были политическими деятелями? Безусловно, еще какими! Они были пиарщиками и пропагандистами определенных идей? Несомненно!
Неудивительно, что и журналисты, и политики, и пиарщики считают их «своими», и подробно изучают их деятельность. Просто каждый со своей точки зрения и в определенном ракурсе,
Кстати, вы, может быть, знаете, что такие выдающиеся правители, как Гай Юлий Цезарь, Кардинал Ришелье, Царь Петр I тоже имеют самое непосредственное отношение к журналистике?.. Ведь по указу Цезаря в древнем Риме стали выходить первые европейские прообразы газет – «Acta Senatus» и «Acta Diurna». Что же касается Ришелье и Петра Великого, то печатная пресса во Франции и России (соответственно) появилась во многом благодаря им. Знаменитый кардинал так интересовался газетным делом, что даже одну из своих любимых кошек назвал в честь первой французской газеты: «La Gazette».
…Раз уж речь зашла о конвергенции, разных переплетениях, можно спросить:
Считаете ли вы выдающимися писателями таких авторов, как, например, Джонатан Свифт, Марк Твен, Чарлз Диккенс, Герберт Уэллс?.. Так вот, все они еще были и журналистами (и эта сторона их творчества, соответственно, изучается на курсе по истории журналистики). В отечественной истории тоже много примеров переплетения литературной и журналистской деятельности. Более того, одна из особенностей российской журналистики заключается в том, что она вышла именно из недр литературы и была очень тесно связана с нею практически всегда. Достоевский, Некрасов, Горький, Булгаков, Ильф и Петров, Твардовский, Симонов, многие другие – не только прекрасные писатели, поэты, но и яркие журналисты.
Кстати всем им журналистская деятельность очень помогала в их писательской работе. Ведь во многом благодаря журналистике они узнавали правду жизни, знакомились с реальной действительностью в ее разнообразных проявлениях. И конечно, красота стиля, языка изложения характерны не только для литературных, но и для многих журналистских произведений этих авторов.
…Ну что, хотите узнать, что конкретно упомянутые люди сделали в сфере журналистики? Надо полагать, что в журналистике достижения таких ярких личностей не менее значимы и интересны, правда!?.. Но это не входит в задачи лекции и никак не уместится в формат одной лекции. Для этого надо хоть чуть-чуть изучить историю журналистики (см. рекомендуемую литературу).
Жизнь настоящих журналистов обычно бывает (и всегда была) насыщенной, динамичной, интересной… Хоть при этом и не простой. Или даже очень трудной, полной разных бед и лишений. Сама судьба многих из них – как захватывающий приключенческий роман или драма. С той оговоркой, что все события происходили на самом деле… Судьбы многих журналистов – яркие и в то же время трагические. Они – как лакмусовая бумажка своей эпохи, на которой запечатлеваются самые важные, характерные (и, зачастую, противоречивые) ее черты. Например, тирания, коварство, произвол властей, потрясающая жестокость и, в то же время, - преданность идеалам и своей профессии, готовность пойти на страдания, даже на смерть ради Правды и ради блага людей… Всякий уважающий себя английский издатель восемнадцатого века обязательно сидел в тюрьме (как, скажем, Дефо или основатель знаменитой газеты «The Times» Джон Уолтер), а также иногда подвергался другим суровым наказаниям за свои убеждения и свою деятельность (бичевание, выставление к позорном столбу и т.д.). И английские, и американские, и российские, советские журналисты, и их коллеги из других стран сотни тысяч раз рисковали своими жизнями во время различных войн, чтобы донести обществу информацию о них, донести правду – как они ее видели и понимали. И многие погибали… Ради того, чтобы правдиво и ярко рассказать обществу о разных проблемах, журналисты зачастую стремятся не только увидеть все собственными глазами, но и испытать на себе. Поэтому они неоднократно перевоплощались в гастарбайтеров, нищих, таксистов, путешественников и т.д. (американская журналистка Элизабет Кокрейн в конце XIX например, совершила кругосветное путешествие побив рекорд героя Жюль Верна и став настоящей национальной героиней). Этот метод называется «включенное наблюдение». Некоторые поневоле вынуждены использовать этот метод… Мы не имеем права, например, забывать о журналистах, выпускавших нелегальные газеты в опаснейших условиях нацистской оккупации. Такие имена, как имя чехословацкого редактора Юлиуса Фучика (в честь которого ежегодно 8 сентября – день его казни - отмечается День международной солидарности журналистов)… Думаю, любого, кто прочтет «Репортаж с петлей на шее» Фучика, написанный в тюрьме, в перерывах между гестаповскими пытками, это произведение не оставит равнодушным. Вне зависимости от политических убеждений читающего. О-очень многое можно понять о той страшной и героической эпохе и о том, что за люди ДЕЛАЛИ ТУ ЭПОХУ, чем они жили на самом деле и к чему стремились, прочтя один только этот репортаж! (есть в сети Интернет).
А многих журналистов преследуют за их публикации, жестоко избивают и даже убивают казалось бы в мирное время, и не на оккупированных территориях… Например, только в 2009 г. в мире были убиты 110 журналистов, пятеро из которых – в России. Потому что влиятельным людям часто не нравятся журналистские расследования или просто критические материалы (за время существования журналистики СМИ разоблачили множество фактов коррупции, злоупотреблений властью и т.п.).
Конечно, журналисты – тоже люди. Не все из них Герои. Многие – просто не очень заметные и талантливые. А некоторые – яркие, но совсем неоднозначные личности... Издатель крупнейшей французской газеты XIX в. «Figaro» Жан-Ипполит де Вильмессан, к примеру, готов был опубликовать все что угодно под видом журналистских материалов, лишь бы за это кто-то заплатил (известно его высказывание: «Сегодня мы выпустили лучший номер, в нем нет ни одной непроплаченной строчки!»). К сожалению, похожей позиции придерживались и придерживаются многие издатели, не только французские… Или американский медиамагнат Уильям Херст, один из основателей «желтой прессы». Он ради повышения тиража (и соответственно, прибыли), готов был не только абсолютно выдуманные скандальные истории публиковать, но и разжигать войны.
Упомянутые люди – знаковые личности. Можно сказать, основоположники целых направлений в развитии прессы.
Все они серьезно ВЛИЯЛИ НА УМЫ ЛЮДЕЙ (а значит, и на их поведение, и на окружающую действительность). И «герои от журналистики». И такие вот неоднозначные личности – тоже.
Захватывающие и трагические, яркие судьбы выдающихся публицистов, редакторов, судьбы, в которых, повторяю, отражаются характерные черты целых эпох – тоже предмет изучения истории журналистики. Причем, его важная часть. Получается изучение эпохи через судьбы непосредственных (и очень активных!) участников событий.
ВРЕМЯ, в которое живут люди, в том числе и журналисты конечно, самым непосредственным образом влияет на них. На их судьбы, взгляды, убеждения, на их деятельность.