В механизме правового регулирования

Правовой стимул — это правовое побуждение к законопос­лушным действиям, создающее для удовлетворения собствен­ных интересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки реализации правовых стимулов:

1) они связаны с благоприятными условиями для осущест­вления собственных интересов личности, так как обещают либо предоставляют ценности, а иногда отменяют либо снижают меру лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);

2) расширяют объем возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные пра­ва, законные интересы, льготы, поощрения;

3) обозначают собой положительную правовую мотивацию;

4) предполагают повышение положительной активности;

5) направлены на упорядоченное изменение общественных связей, выполняют функцию их развития. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.

Виды правовых стимулов:

по элементу структуры нормы права можно выделить юри­дический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, закон­ный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);

по предмету правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.;

по объему — основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота);

по времени действия — постоянные (право на собствен­ность) и временные (разовая премия);

по содержанию — материально-правовые (зарплата) и мо­рально-правовые (благодарность).

Правовое ограничение — это правовое сдерживание проти­возаконной акции, создающее условия для охраны и защиты интересов контрсубъекта и общественных интересов.

Общие признаки реализации правовых ограничений:

1)они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собст­венных интересов субъекта, ибо направлены на их сдержива­ние и одновременно на удовлетворение интересов противостоя­щей стороны и общественных интересов в охране и защите;

2)сообщают об уменьшении объема возможностей, свобо­ды, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обя­занностей, запретов, наказаний и т. п.;

3)обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

4)предполагают снижение отрицательной активности;

5)направлены на защиту общественных отношений, вы­полняют функцию их охраны.

Виды правовых ограничений:

по элементу структуры нормы права можно выделить юри-дический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязан­ность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция);

по предмету правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.;

по объему — полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

по времени действия — постоянные (установленные зако­ном избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);

по содержанию — материально-правовые (лишение пре­мии) и морально-правовые (выговор).

5. Правовые льготы: понятие, признаки, функции

Правовая льгота — это. правомерное облегчение положе­ния субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собст­венные интересы и выражающиеся как в предоставлении до­полнительных особых прав (преимуществ), так и в освобожде­нии от обязанностей.

Признаки правовых льгот:

1) связаны с более полным удовлетворением собственных интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятель­ности, что обязательно должно осуществляться в рамках обще­ственных интересов (цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязан­ностей выступают в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычай­ного положения, освобождение иностранцев от воинской служ­бы не являются правовыми льготами, так как перед ними стоят другие цели);

2) представляют собой специфические исключения из об­щих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступая способом юридической дифференциации (льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта возможностями юридического характера);

3) в отличие от привилегий выступают правомерными ис­ключениями, законными изъятиями, установленными компетент­ными органами в нормативных актах в соответствии с демокра­тическими процедурами нормотворчества.

Правовые льготы выполняют две основные функции: компенсационную (создают хотя бы примерно равные воз­можности для развития лиц неравных в силу биологических и социальных причин);

стимулирующую (побуждают к отдельным видам общест­венно-полезной деятельности, обеспечивая благоприятные ус­ловия для удовлетворения собственных интересов лица).

2. Правовые поощрения:

Наши рекомендации