Безоговорочная капитуляция побежденной стороны.
Как общее правило, прекращение военных действий в виде перемирия или безоговорочной капитуляции представляет собой этап на пути к прекращению состояния войны.
Прекращение состояния войны — это окончательное урегулирование политических, экономических, территориальных и иных проблем, связанных с завершающейся войной и прекращением военных действий.
Важные правовые последствия прекращения состояния войны:
• восстановление между находившимися до этого момента в состоянии войны государствами официальных отношений в полном объеме,
• обмен дипломатическими представительствами,
• возобновление ранее заключенных двусторонних договоров, действие которых было прервано войной.
Формой осуществления окончательного мирного урегулирования, прекращения состояния войны является заключение мирного договора
В статьях договоров говорится о границах соответствующих государств, об их политических обязательствах осуществлять демократическое развитие и не допускать возрождения каких бы то ни было фашистских организаций, о репарациях и реституциях в пользу стран антигитлеровской коалиции, о репатриации военнопленных, о финансовых и экономических взаимоотношениях и т. д.
Послевоенной практике международных отношений известны и иные формы прекращения состояния войны. Так, состояние войны с Германией было прекращено в первой половине 50-х годов односторонними актами США, Великобритании, Франции и других государств. Прекращение состояния войны между СССР и Германией и установление мирных отношений было объявлено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г. В нем говорилось, что все возникшие в связи с войной юридические ограничения в отношении германских граждан, рассматривавшихся в качестве граждан вражеского государства, утратили силу.
Прекращение состояния войны между находившимися в конфликте государствами — это не только акт нормализации соответствующих двусторонних отношений, но и важный фактор упрочения международного мира.
Дополнительно:
Создание норм международного права:
Субъекты создания - государства и международные организации. Процесс создания норм международного права проходит две стадии:
1. согласование воли государств относительно содержания правила поведения;
2. согласование воли государств по вопросу признания данного правила в качестве юридически обязательного.
Арбитражный (третейский) суд:
Создается государствами по взаимному соглашению из назначенных или выбранных ими из списка членов Постоянной палаты третейского суда лиц — арбитров (третейских судей), которые могут квалифицированно и беспристрастно разрешить возникший между ними спор.
Соглашения об обращении к арбитражной процедуре могут быть трех видов:
1. Специальное соглашение (третейская запись, компромисс) об учреждении арбитражного суда в связи с возникновением спора, где указываются предмет спора, порядок и срок назначения арбитров, полномочия, порядок принятия решений, место заседания, язык, который будет использоваться арбитрами.
2. Арбитражное соглашение, в котором государства принимают на себя обязательства передавать на арбитражное разбирательство любые споры, которые возникнут между ними в будущем.
3. Соглашение как элемент международного договора, в котором содержится положение об обращении к арбитражной процедуре в случае возникновения спора о применении или толковании этого договора, а также предусматривается порядок формирования арбитражного суда.
Число членов арбитражного суда должно быть нечетным. Каждая сторона назначает равное количество арбитров. После назначения по договоренности стороны назначают председателя (суперарбитра). Он не должен быть гражданином ни одного из государств — участников спора и не иметь гражданства, в котором состоят ранее выбранные арбитры.
Решение принимается большинством, члены суда не могут воздерживаться при голосовании. Решение является окончательным и обязательным (только для спорящих сторон). Стороны могут обратиться к арбитражному суду, вынесшему решение, с просьбой о его пересмотре.
Постоянная палата третейского суда (ППТС) не является самостоятельным судебным органом, а обеспечивает возможность оперативного урегулирования споров посредством арбитражного (третейского) разбирательства.
ППТС была учреждена Первой конференцией мира (1899 г.). Ее правовой статус определялся Конвенцией о мирном решении международных столкновений 1899 г., которая затем стала основой Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г.
ППТС компетентна для всех случаев арбитражного разбирательства.
В ее структуру входят: Международное бюро, которое служит канцелярией Палаты, оно составляет список назначенных государствами членов Палаты, доводит его до сведения государств (возглавляется Бюро Генеральным секретарем); Административный совет, состоящий из аккредитованных в Гааге дипломатических представителей государств-участников и министра иностранных дел Нидерландов, рассматривающий вопросы, касающиеся деятельности Палаты.
Местопребывание ППТС — г. Гаага (Нидерланды).
Международный трибунал по морскому праву:
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г, Статут Международного трибунала по морскому праву
Состоит из 21 члена, которые избираются из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся авторитетами в области морского права, принципы представительства основных правовых систем и справедливого географического распределения.
В его составе не может быть 2 граждан одного и того же государства. В нем должно быть не менее 3 членов от каждой географической группы. Ссостав Трибунала обновляется каждые три года на одну треть. Члены Трибунала при исполнении ими обязанностей в Трибунале являются независимыми и пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Трибунал устанавливает свой регламент, избирает председателя, его заместителя и секретаря. Для выполнения функций необходимо присутствие 11 членов.
Местопребывание Трибунала — г. Гамбург (ФРГ), но его заседания могут проходить и в других местах.
Сторонами спора, передаваемого на рассмотрение в Трибунал, могут быть: а) государства — участники Конвенции ООН по морскому праву; б) Международный орган по морскому дну;в) Предприятие (орган, который непосредственно осуществляет деятельность в Районе морского дна за пределами национальной юрисдикции); г) юридические и физические лица, имеющие гражданство государств — участников Конвенции и осуществляющие деятельность в Районе; д) государства — участники других соглашений, касающихся вопросов, охватываемых Конвенцией или предусматривающих обращение в Трибунал.
Споры и заявления выслушиваются и разрешаются либо Трибуналом, либо камерами (специальной или по спорам, касающимся морского дна). Решения, принятые камерами, считаются вынесенными Трибуналом.
Слушание дела ведется под руководством Председателя. Оно проводится публично, если не принято иного решения. Трибунал определяет сроки и форму изложения спорящими сторонами своих доводов, принимает меры, необходимые для получения доказательств.
Решение принимается большинством голосов присутствующих членов Трибунала. Любой член трибунала имеет право представлять свое особое мнение.Решение является окончательным и обязательным только для сторон в споре и только по данному делу.
Камера по спорам, касающимся морского дна, состоит из 11 членов. Они выбираются большинством членов Трибунала, и из их числа Камера на три года избирает своего Председателя. Для образования присутствия требуется кворум в семь членов.
Европейский Суд (Суд Европейского Союза):
Устав Суда.
В состав Суда ЕС входят судьи и генеральные адвокаты, которые назначаются с общего согласия государствами членами на 6 лет и могут быть назначены на новый срок. Суд избирает председателя и первого генерального адвоката. Их мандат должен подтверждаться ежегодно.
Обращаться в Суд ЕС могут все субъекты права: государства-члены, органы ЕС, юридические и физические лица, а также национальные суды с просьбой о толковании права ЕС.
Суд ЕС наделен весьма широкой компетенцией. К важнейшим функциям относятся: разрешение споров между членами ЕС, контроль за законностью деятельности органов Союза и государств-членов, обеспечение выполнения права ЕС и его единообразного толкования, защита прав и интересов физических и юридических лиц.
Экономический суд СНГ:
Соглашение о статусе Экономического суда СНГ, Положение об этом Суде.
Состоит из представителей (по 2 человека) всех государств — участников СНГ, избираемых или назначаемых на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений. Срок их полномочий — 10 лет. Председатель Суда и его заместители избираются и утверждаются Советом глав государств сроком на 5 лет.
К ведению Экономического суда относится разрешение:
а) споров, возникающих при исполнении экономических обязательств; б) споров о соответствии нормативных и других актов по экономическим вопросам, принятых в государствах-участниках, соглашениям и иным актам Содружества; в) по договоренности между государствами — других споров, связанных с исполнением соглашений и иных актов Содружества.
Суд рассматривает споры по заявлению заинтересованных государств, а также институтов Содружества, не возбуждает дела по собственной инициативе.
Международные трибуналы:
Это международные учреждения, созданные для осуществления судебных функций в особых ситуациях.
Международный военный трибунал выполнял судебные функции в отношении государственных и военных лидеров гитлеровской Германии. Основа: Соглашение между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8 августа 1945 г. Состоял из 4 членов и 4 заместителей — по 1 от каждого из названных государств. Каждое государство назначило также своего главного обвинителя и соответствующий персонал. Трибунал был наделен правом судить и наказывать лиц, совершивших действия, влекущие индивидуальную ответственность: преступления против мира (планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров), военные преступления (действия, нарушающие закон или обычаи войны), преступления против человечности, убийства (истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости в отношении гражданского населения). Его постоянным местонахождением был назначен Берлин. На практике его деятельность ограничилась Нюрнбергским процессом.
Токийский военный трибунал был предназначен для суда над главными японскими преступниками. Включал представителей 11 государств, лишь 1 главный обвинитель, назначавшийся главнокомандующим оккупационными войсками в Японии (представитель США); все остальные государства, представленные в трибунале, назначали дополнительных обвинителей. Токийский процесс был проведен в период с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. и завершился вынесением обвинительного приговора.
Резолюция Совета Безопасности ООН 827 относительно учреждения Международного трибунала, с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии, где разгорелся трагический для народов вооруженный конфликт. Основа - Устав (Статут) трибунала, он определяет юрисдикцию трибунала в отношении лиц, совершающих серьезные нарушения правил Женевских конвенций 1949 г. и других норм, в том числе такие деяния, как умышленное убийство или причинение тяжелых страданий, пытки и бесчеловечное обращение, взятие гражданских лиц в качестве заложников или их незаконное депортирование, применение видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий, геноцид и т. д. Состоит из 11 независимых судей, выделяемых государствами и избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на 4 года из представляемого Советом Безопасности списка, а также включает обвинителя, назначаемого Советом Безопасности по рекомендации Генерального секретаря ООН. Местопребывание — г. Гаага.
В 1994 г. также в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН был создан Международный трибунал по Руанде с целью судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права в период межэтнического конфликта в Руанде.
Международный уголовный суд:
Междунаро́дный уголо́вный су́д— первый постоянный международный орган уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности и агрессию. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Официально начал свою работу с 1 июля 2002 года.
МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.
Местопребыванием является Гаага, однако по желанию суда заседания могут проходить в любом другом месте.
МУС не входит в официальные структуры ООН, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.
Предметная юрисдикция суда ограничена следующими видами преступлений:
1. Геноцид
2. Преступления против человечности
3. Военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.
Временна́я юрисдикция - компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после даты вступления Римского статута в силу.
Территориальная и персональная юрисдикция - в компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника.
Суд не может автоматически осуществить правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют это право:
• одно из государств-участников передаёт прокурору суда некоторую ситуацию;
• Совет Безопасности ООН передаёт Суду некоторую ситуацию (в том числе и в отношении тех государств, которые не являются участниками МУС);
• прокурор МУС начинает расследование в отношении какого-либо государства-участника по своей инициативе (proprio motu).
В последнем случае действия прокурора должны быть подтверждены палатой предварительного производства, состоящей из трёх независимых и беспристрастных судей.
Каждый ордер на арест и каждое обвинение, выданное прокурором, должны утверждаться комитетом из трёх судей, принимающим решения исключительно в соответствии со строго о