Вопрос 66. Международный организационно-правовой механизм борьбы с преступностью. Международная организация уголовной полиции (Интерпол).

Интерпол:

Международная организация уголовной полиции (Интерпол) была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав Международной организации уголовной полиции. В 1982 г. Интерпол получил статус международной межправительственной организации. Его членами являются более 170 государств, и по численности он уступает только ООН.

В соответствии с Уставом Интерпола каждая страна может уполномочить выступать в качестве члена Интерпола любой полицейский орган, функции которого совпадают со сферой деятельности этой организации. Просьба о приеме в члены Интерпола направляется от имени компетентного правительственного органа его Генеральному секретарю. Решение о принятии в члены выносит Генеральная Ассамблея Интерпола большинством в две трети голосов.

Целями Интерпола объявлены:

1) обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции;

2) развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней.

Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Организационная структура:

1. Генеральная Ассамблея состоит из делегатов, назначаемых государствами-членами. Ассамблея определяет задачи и принципы деятельности Интерпола, избирает должностных лиц Интерпола, дает рекомендации членам Организации. Ассамблея проводит свои сессии ежегодно.

2. Исполнительный комитет состоит из Президента Интерпола, трех вице-президентов и девяти делегатов, избираемых Генеральной Ассамблеей (Президент на четыре года, остальные лица - на три года). Исполком готовит заседания Генеральной Ассамблеи, контролирует исполнение ее решений, выполняет другие функции. Исполком собирается на заседания не реже одного раза в год.

3. Постоянно действующим органом Интерпола является Генеральный секретариат, состоящий из Генерального секретаря (избирается Генеральной Ассамблеей на пять лет) и технического и административного персонала (назначается Генеральным секретарем).

Местопребывание штаб-квартиры Интерпола - г. Лион (Франция).

Основные направления деятельности Интерпола следующие:

1. Уголовная регистрация. Объект регистрации - сведения о "международных" преступниках и преступлениях, носящих международный характер.

2. Международный розыск. Основной вид розыска по каналам Интерпола - это розыск преступников. Однако в задачи Интерпола входит и розыск лиц, пропавших без вести, похищенного имущества (автомобилей, произведений искусства и т.д.).

3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.

4. Розыск лиц, пропавших без вести.

5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.).

В задачи Национальное Центральное Бюро Интерпола в Российской Федерации входят:

1) обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях;

2) оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

3) наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является Российская Федерация.

нцб Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.

НЦБ Интерпола осуществляет следующие функции:

1) принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ других государств запросы, следственные поручения и сообщения госорганов РФ для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления обыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов;

2) принимает меры по исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами государств - членов Интерпола запросов из Российской Федерации;

3) определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола и обязательным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международным договорам РФ исполнению на территории РФ запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных государств, и направляет их в соответствующие госорганы РФ;

4) иные функции, предусмотренные Положением о НЦБ.

Вопрос 67. Международные уголовные судебные учреждения: общая характеристика.

Международные судебные учреждения -судебные органы, создаваемые на основе международных договоров для рассмотрения споров между государствами или между государствами и частными лицами.

Характеристика:

• имеет право выносить обязательные решения для участников спора, в том числе и государств,

• создаются и действуют в соответствии с международным договором или по решению соответствующей международной организации и тем самым не подпадают под юрисдикцию какого-либо государства, в том числе и того, на территории которого они действуют,

• формулируют и выражают собственную позицию, а не согласованную позицию учредителей,

• основой деятельности и вынесения ими решений является международное право, как материальное, так и процессуальное,

• каждое учреждение имеет свой собственный процессуальный порядок рассмотрения дел, который может быть схож с процедурой в других международных судах или заимствовать определенные черты процесса разных государств, но при этом он остается единственным в своем роде,

• важную роль в определении направления деятельности учреждения играет его обвинитель, который принимает решение, в отношении каких деяний будет осуществляться уголовное преследование данным международным судом, а в отношении каких - нет, и тем самым, по существу, определяет ту роль, которую будет играть данное судебное учреждение в общей системе международных отношений.

Международные судебные учреждения:

• Международный Суд Организации Объединенных Наций,

• Международный третейский суд - не имеет статуса самостоятельного органа. Он форми­руется и выполняет судебные функции в связи с определенной ситуацией. Его можно квалифицировать как суд ad hoc (применительно к конкретно­му случаю),

• Международный трибунал по морскому праву,

• Европейский Суд (Суд Европейского Союза),

• Экономический суд Содружества Независимых Государств,

• Европейский Суд по правам человека (в рамках Совета Ев­ропы),

• Межамериканский Суд по правам человека,

• Международный трибунал по бывшей Югославии,

• Международный трибунал по Руанде.

Классификация судебных учреждений:

1. По субъектно-пространственной сфере —

• универсальные, охватывающие международное сообщество в целом (Междуна­родный Суд ООН, Международный трибунал по морскому пра­ву)

• региональные (Европейский Суд, Экономический суд СНГ).

1. По предметному содержанию —

• общей юрисдикции (Ме­ждународный Суд ООН, Европейский Суд)

• специальной юрис­дикции (Международный трибунал по морскому праву, ЕСПЧ).

1. По субъектно-юрисдикционным ориентирам —

• для раз­решения межгосударственных споров (Международный Суд ООН, Экономический суд СНГ),

• для рассмотрения индивиду­альных и коллективных обращений лиц (ЕСПЧ),

• для уголовного преследования лиц, совер­шивших международные преступления (Международный три­бунал по бывшей Югославии).

Правовая основа: договорные акты в форме конвенций или уставов:

• Международный Суд ООН — Устав ООН и Статут Международного Суда ООН, образую­щий неотъемлемую часть Устава;

• Международный трибунал по морскому праву — Конвен­ция ООН по морскому праву, включающая в себя в виде прило­жения VI Статут Трибунала;

• ЕСПЧ — Конвенция о за­щите прав человека и основных свобод и Протокол № 11 к Кон­венции.

Ныне действующие международ­ные трибуналы по бывшей Югославии и по Руанде учреждены резолюциями Совета Безопасности в 1993 и 1994 гг.; одновре­менно были утверждены уставы (статуты) обоих трибуналов.

Субъекты:к процедуре судебного разбирательства — в зависимости от компетенции и статуса судебного учреждения —- могут обра­щаться государства, международные межправительственные организации, юридические лица, международные неправитель­ственные организации, индивиды, группы лиц

Наши рекомендации