Вопрос 54. Правовой режим космического пространства и небесных тел.

Международное космическое право можно опре­делить как совокупность международно-правовых норм, уста­навливающих режим космического пространства и небесных тел и регулирующих отношения, субъектами которых выступают государства, а также международные организации в связи с исследованием и использованием космоса.

Источниками международного космического права являются международные договоры и международно-правовые обычаи. Принципы Устава ООН действуют и в космическом праве. Главным источником этой отрасли является Договор о прин­ципах деятельности государств по исследованию и использова­нию космического пространства, включая Луну и другие небес­ные тела, от 27 января 1967 г. Широко применяются двусторонние соглашения о сотруд­ничестве в космосе. На формирование международного космического права большое влияние оказали резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, прежде всего Декларация правовых принципов, регули­рующих деятельность государств по исследованию и использо­ванию космического пространства, 1963 г. Существенное значение для реализации норм международ­ного космического права имеет Закон РФ "О космической дея­тельности".

Правовой режим космического пространства и небесных тел:

Договор 1967 г. по космосу содержит основополагающие принципы деятельности государств в космическом пространст­ве и нормы, непосредственно характеризующие его правовой режим.

Государства — участники Договора осуществляют деятель­ность по исследованию и использованию космического простран­ства, в том числе Луны И других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст. 111). Таким образом, сферой применения международного права ста­новятся не только территории и пространства на Земле, но и внеземное — космическое — пространство. Это обусловлено интересами всех государств, всего человечества.

Исследование и использование космического пространст­ва, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их эко­номического или научного развития, и являются достоянием всего человечества.

Космос и небесные тела не могут рас­сматриваться в качестве "общей вещи" или "общей собственно­сти" человечества. Они лишь находятся в его общем пользовании. Произвольное присвоение объектов, имеющих статус об­щего наследия человечества, недопустимо. Такие объекты долж­ны использоваться на справедливой и рациональной основе. Концепция общего "наследия человечества призвана обеспечить равенство всех государств в использовании этих объектов.

На Луне провозглашается сво­бода научных исследований, проводимых с учетом равенства всеми участниками Соглашения о Луне без какой бы то ни было дискриминации. Государства имеют право собирать на Луне об­разцы минеральных и других веществ, вывозить их с Луны, а также распоряжаться ими, принимая во внимание желатель­ность предоставления части таких образцов в распоряжение других участников

Вместе с тем государства-участники обязуются установить международный режим для урегулирования эксплуатации при­родных ресурсов Луны, когда станет очевидно, что такая экс­плуатация возможна. Целями данного режима, в частности, бу­дут: упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов Луны, рациональное их регулирование, "справедливое распре­деление между всеми государствами-участниками благ, полу­чаемых от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые пря­мо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны".

Вопрос о границе между воздушным и космическим про­странством договорно не урегулирован. Сложилась обычно-пра­вовая норма, согласно которой эта граница проходит на высоте минимальных перигеев орбит искусственных спутников Земли, т. е. на высоте 100—110 км над уровнем океана.

Важным элементом космического права является принцип частичной демилитаризации космического простран­ства и полной демилитаризации небесных тел.

Это означает, что государства — участники Договора обя­зуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массо­вого уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом.

Исключительно в мирных целях используются Луна и дру­гие небесные тела: запрещается создание военных баз, соору­жений и укреплений, испытание любых типов оружия и прове­дение военных маневров. Следовательно, на Луне и других не­бесных телах установлен режим полной демилитаризации. Со­глашением о деятельности государств на Луне и других небес­ных телах от 18 декабря 1979 г. установлены дополнительные ограничения военной деятельности государств: на Луне запре­щаются угроза силой или применение силы, любые другие вра­ждебные действия

Принципом международного космического права является содействие международному сотрудничеству в мирном иссле­довании и использовании космического пространства. В связи с этим участники Договора 1967 г. обязуются в максимально воз­можной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря ООН, а также общественность и меж­дународное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах космической деятельности.

К принципам космического права относится и недопуще­ние вредного загрязнения космоса, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного ве­щества.

Наши рекомендации