Лекция №8. Глава государства в зарубежных странах.

Лекция №8. Глава государства в зарубежных странах.

(2 часа)

1.Фактический и юридический статус главы государства и порядок замещения им должности.

2. Компетенция главы государства.

Вопрос №1.

В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства занимает юридически первое место, хотя его фак­тическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению.

Обычно глава государства рассмат­ривается как носитель исполнительной власти и высший представитель государства в сфере международных отношений. Он «возглавляет» и «представляет» государство.

Повсеместно в зарубежных странах существует индиви­дуальный глава государства, но есть отдельные исключения, когда функции главы государства осуществляются коллегиальным органом. Так, в Швейцарской конфедерации функции главы государства и правительства осуществляет федеральный совет, состоящий из 7 членов, избираемых на 4 года федеральным собранием (парламентом). Председательствует в федеральном совете президент конфедерации, который избирается сроком на один год федеральным собранием из числа членов федерального совета.

Традиционные функции главы государства исполняются как федеральным советом, так и президентом, которые (сов­местно) являются правительством Союза. В Швейцарии, таким образом, функции главы государства и правительства сосредо­точены в одном органе, который формируется так же, как изби­рается обычно президент парламентарной республики.

В чистом виде функции главы государства осуществляются коллегией очень редко и притом временно.Обычно это ре­гентский совет, который назначается в парламентарных монархиях при вакантности престола или до достижения установленного возраста малолетним монархом.

Единственной страной с респуб­ликанской формой правления, в которой функции главы государства осуществлялись коллегией, был Ирак до февраля 1963 года. В обращении к народу генерала А. К. Касема от 14 июля 1958 г., т. е. в день совершения революции, было сказано: «... идя навстречу пожеланиям народа, главой Иракской Республики временно назначаем Государственный совет, который будет пользоваться властью до тех пор, пока народ не изберет пре­зидента». Государственный совет Ирака состоял из трех членов, один из которых, согласно ст. 20 временной конституции Ирака, являлся президентом.

Таким образом, в подавляющем большинстве зарубежных стран существует единоличный глава государства, правовое по­ложение которого зависит от формы правления страны.

Монархия.

В странах смонархической формой правления главой госу­дарства является монарх, правовое положение которого отли­чается двумя основными особенностями:

- власть монарха юридически считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирательного корпуса. Монарх властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти. Монаршая прерогатива даже в парламентарных монархиях пронизывает всю государственную систему;

- все государственное управление осуществляется от имени монарха. Он имеет право участвовать в распоряжении всеми проявлениями государственной власти. В этом смысле можно сказать, что в монархии ни один акт государственной власти не совершается помимо или против воли монарха. Не всегда власть монарха безгранична. В конс­титуционной монархии он разделяет свою власть с народным собранием.

Республика.

В странах с республиканской формой правления главой госу­дарства является президент, который, как высшее должностное лицо республики, всегда избирается, за исключением тех случаев, когда этот пост занимается в результате государственного пе­реворота.

В зависимости от вида республики и особенностей конституции можно наметить три системы избрания президента:

1) Прямые выборы президента применяются во многих прези­дентских республиках, где, как правило, глава государства за­нимает свой пост согласно процедуре, не предусматривающей участие парламента (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Панама, Парагвай, Перу, Колумбия, Коста-Рика, Ю. Корея). Результаты голосования за выдвинутых кандидатов определяются по мажори­тарной избирательной системе абсолютного либо относительного большинства. В выборах президента юридически принимают участие все избиратели, внесенные в списки для голосования.

2) Косвенные выборы президента также в основном применяются в президентских республиках (США).

При косвенных выборах президента избиратели выбирают коллегию выборщиков, которая затем избирает президента. Эта система наиболее тщательно разработана конституцией, обычным законодательством и практикой США, хотя следует заметить, что подлинная картина этой процедуры значительно отличается от идеального образца, описанного в научной и пропагандистской литературе.

Президент США согласно конституции избирается коллегией выборщиков. Каждый штат избирает столько выборщиков, сколько сенаторов и представителей он посылает в конгресс. ХХШ поправка к конституции (1961 г.) предоставила Федеральному округу Колумбия право избрания трех выборщиков. Таким образом, число членов коллегии выборщиков равно 538 (435 + 100 + 3).

Выборщиков избирают списком по мажоритарной системе относительного большинства. Партия, набравшая наибольшее число голосов, получает все места выборщиков от данного штата. Подобная система создания коллегии электоров, которую в США именуют «системой общего списка» или «системой все или ни­чего», порождает резкие диспропорции между количеством голосов избирателей и количеством выборщиков, полученных конкурирующими кандидатами.

Косвенные выборы президента по сути своей мало отличаются от прямых, так как они также создают для главы государства возможность противопоставить себя парламенту.

В парламентарных республиках (за исключением Австрии, Ирландии, Исландии, где выборы президента прямые) президент избирается путем многостепенных выборов (чаще всего двухстепенных). Воля избирателей при многостепенных выборах опосредствуется в основном общенациональным представи­тельным учреждением - парламентом. В этой системе избрания президента можно выделить три разновидности.

1. Президент избирается парламентом, в голосовании при­нимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается. Такой порядок избрания президента принят в Израиле, Турции, Ливане. Согласно ст. 49 конституции Ливанской Республики президент избирается палатой депутатов боль­шинством в 2/3 голосов при тайном голосовании. В том случае, если в первом туре ни один кандидат не наберет квалифи­цированного большинства голосов, проводится второй тур, на ко­тором требуется для избрания простое (абсолютное) большинство голосов.

2. Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления крупнейших административно-терри­ториальных единиц. Наиболее типичный в этом отношении порядок устанавливает Конституция Итальянской Республики (ст. 83): «Президент республики избирается парламентом на сов­естном заседании его членов.

В выборах участвуют по три делегата от каждой области, избираемых областным советом с обеспечением представитель­ства меньшинства. Область Валль д'Аоста имеет лишь одного де­легата.

Избрание президента Республики производится тайным голо­сованием большинством двух третей собрания. После третьего голосования достаточно абсолютное большинство. Термин «со­брание», содержащийся в этой статье, имеет в виду избирательную коллегию, создающуюся на основе обеих палат парламента».

Участие делегатов областей носит символический характер, так как на их долю приходится лишь 7% голосов. Выборы фактически проводятся на совместном заседании обеих палат парламента.

3. В некоторых федеративных государствах для избрания президента также формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации. Например, в ФРГ федеральный президент, согласно конституции и закону о выборах федерального президента Федеральным собранием 1959 года, избирается Федеральным собранием, состоящим из членов бундестага (нижняя палата парламента) и представителей земель, избранных ландтагами на началах пропорционального представительства. Для избрания президента нужно абсолютное большинство голосов членов Федерального собрания. Если в двух первых турах голосования ни один кандидат не наберет абсолютного большинства, то президент избирается в следующем туре относительным большинством голосов.

Схожий порядок был установлен индийской конституцией 1950 года, согласно которой президент избирается особой изби­рательной коллегией, состоящей из выборных членов обеих палат центрального парламента и выборных членов законодательных собраний (нижних палат) штатов. И в ФРГ, и в Индии количество членов избирательной коллегии от союзного парламента равно количеству членов, представляющих соответственно земли и штаты. При избрании президента Индийской Республики приме­няется пропорциональная система представительства посредством единого передаваемого голоса.

Во всех трех вариантах выборов президента парламентарной республики глава государства получает мандат от парламента, его власть производна и он не может самостоятельно противопо­ставить себя общенациональному представительному учреж­дению. Избранный таким путем президент обладает номи­нальными полномочиями и не играет существенной роли в государственной жизни страны.

Вопрос №2.

Главы государств в зарубежных странах в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности.

1) В области государственного управления полномочия главы государства невелики даже формально, на практике же они выглядят еще скромнее. Однако следует оговориться, что в некоторых парламентарных республиках ему предоставляются обширные полномочия, но в действительности все его консти­туционные права осуществляются правительством.

Такая система действует, например, в Индии. Конституции всех парламентарных стран наделяют главу государства правом участия в формировании правительства. Так, ст. 92 итальянской конституции гласит: «Президент республики назначает председателя совета министров и по его предложению министров». Еще категоричнее говорит об этом конституция Дании: «Король назначает и увольняет премьер-министра и других министров. Он определяет их число и обязанности» (ст. 14). В Конституции Королевства Нидерландов (редакция 1983 г.) ска­зано: «Премьер-Министр и другие министры назначаются и смещаются Королевским Указом» (ст. 43).

Примерно в таком же духе трактуют этот вопрос конституции других парламентарных стран. На практике же роль главы государства в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Он может назначить премьером лишь лидера победившей партии или главу партийной коалиции .

Лекция №8. Глава государства в зарубежных странах.

(2 часа)

1.Фактический и юридический статус главы государства и порядок замещения им должности.

2. Компетенция главы государства.

Вопрос №1.

В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства занимает юридически первое место, хотя его фак­тическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению.

Обычно глава государства рассмат­ривается как носитель исполнительной власти и высший представитель государства в сфере международных отношений. Он «возглавляет» и «представляет» государство.

Повсеместно в зарубежных странах существует индиви­дуальный глава государства, но есть отдельные исключения, когда функции главы государства осуществляются коллегиальным органом. Так, в Швейцарской конфедерации функции главы государства и правительства осуществляет федеральный совет, состоящий из 7 членов, избираемых на 4 года федеральным собранием (парламентом). Председательствует в федеральном совете президент конфедерации, который избирается сроком на один год федеральным собранием из числа членов федерального совета.

Традиционные функции главы государства исполняются как федеральным советом, так и президентом, которые (сов­местно) являются правительством Союза. В Швейцарии, таким образом, функции главы государства и правительства сосредо­точены в одном органе, который формируется так же, как изби­рается обычно президент парламентарной республики.

В чистом виде функции главы государства осуществляются коллегией очень редко и притом временно.Обычно это ре­гентский совет, который назначается в парламентарных монархиях при вакантности престола или до достижения установленного возраста малолетним монархом.

Единственной страной с респуб­ликанской формой правления, в которой функции главы государства осуществлялись коллегией, был Ирак до февраля 1963 года. В обращении к народу генерала А. К. Касема от 14 июля 1958 г., т. е. в день совершения революции, было сказано: «... идя навстречу пожеланиям народа, главой Иракской Республики временно назначаем Государственный совет, который будет пользоваться властью до тех пор, пока народ не изберет пре­зидента». Государственный совет Ирака состоял из трех членов, один из которых, согласно ст. 20 временной конституции Ирака, являлся президентом.

Таким образом, в подавляющем большинстве зарубежных стран существует единоличный глава государства, правовое по­ложение которого зависит от формы правления страны.

Монархия.

В странах смонархической формой правления главой госу­дарства является монарх, правовое положение которого отли­чается двумя основными особенностями:

- власть монарха юридически считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирательного корпуса. Монарх властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти. Монаршая прерогатива даже в парламентарных монархиях пронизывает всю государственную систему;

- все государственное управление осуществляется от имени монарха. Он имеет право участвовать в распоряжении всеми проявлениями государственной власти. В этом смысле можно сказать, что в монархии ни один акт государственной власти не совершается помимо или против воли монарха. Не всегда власть монарха безгранична. В конс­титуционной монархии он разделяет свою власть с народным собранием.

Наши рекомендации