Устав ООН и Международный Билль о правах человека 3 страница
Международные соглашения, действующие в современном ми-
ре, содержат систему принципов и норм, касающихся прав человека.
Эти соглашения следует разделить на три группы. В первую входят
такие международные документы, как Всеобщая декларация прав че-
ловека, Пакты о правах человека и др., которые содержат принципы
и нормы, касающиеся прав человека в основном в условиях мира.
Во вторую группу входят международные конвенции о защите
прав человека в период вооруженных конфликтов. Сюда относятся
главным образом отдельные положения Гаагских конвенций 1899 и
1907 гг. о законах и обычаях войны, а также четыре Женевские кон-
венции 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к
ним, принятые в 1977 г.
Наконец, в третью группу входят международные документы, в
которых регламентируется ответственность за преступное нарушение
прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных кон-
1 См.: PictetJ. The Principles of International Humanitarian LAW. Geneva, 1966.
2 См.: Robertson A. Human Rights in the world. 174-
3 См.: БлшиенкоИ. Л. Обычное оружие и международное право. М., 1984. С. 75.
4 См.: Там же. С. 76.
§ 3. Принципы и нормы в области прав человека 449
фликтов. К этой группе относятся главным образом Нюрнбергский
устав и приговоры Международных военных трибуналов в Нюрнберге
и Токио, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и на-
казании за него, Конвенция о неприменимости срока давности к воен-
ным преступлениям и преступлениям против человечества и Конвен-
ция о пресечении преступления апартеида и наказании за него,
проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человече-
ства.
Характерной особенностью принципа ответственности за нару-
шения прав человека является своеобразная правовая ситуация, при
которой преступные действия совершаются не только в отношениях
между государствами. Во многих случаях речь идет о преступлениях,
совершаемых государством против своих собственных граждан или
лиц, проживающих на его территории. Именно поэтому ряд между-
народных соглашений, касающихся преступных нарушений прав че-
ловека (геноцида, апартеида), предусматривают создание Между-
народного уголовного трибунала.
Права человека как отрасль международного права состоят
из совокупности принципов и норм, закрепленных во всех трех
группах перечисленных международных документов. Все эти принци-
пы и нормы должны соблюдаться как в мирное время, так и в период
вооруженных конфликтов. Действие некоторых из них может быть
приостановлено государствами во время войны или в период
чрезвычайного положения. В то же время ряд фундаментальных прав
и свобод человека должен соблюдаться каждым государством незави-
симо от военной ситуации или чрезвычайного положения.
Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны специаль-
но запрещают следующие действия в отношении лиц, которые не-
посредственно не принимают участия в военных действиях:
«а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновен-
ность, в частности всякие виды убийства, увечья, жесткое обращение,
пытки и истязания,
b) взятие заложников,
c) посягательство на человеческое достоинство, в частности ос-
корбительное или унижающее обращение,
о) осуждение и применение наказания без предварительного
судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным
17*
450 Глава IX. Права человека и развитие международного права
судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми
цивилизованными нациями» (ст. 3 Женевских конвенций 1949 г.).
Пакт о гражданских и политических правах подтвердил прин-
цип современного международного права, согласно которому опреде-
ленные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в лю-
бой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов. В соот-
ветствии с п. 1 ст. 4 этого Пакта «во время чрезвычайного положения
в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о
наличии которого официально объявляется», государства «могут при-
нимать меры в отступление от своих обязательств, только в такой сте-
пени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что та-
кие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами
по международному праву и не влекут за собой дискриминации ис-
ключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или
социального происхождения...». Государство, использующее это «пра-
во отступления», должно немедленно информировать другие госу-
дарства — участники Пакта через Генерального секретаря ООН о
«положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к
такому решению» (п. 3 ст. 4). «Право отступления» не применяется,
согласно п. 2 ст. 4 Пакта, к следующим фундаментальным правам и
свободам: к праву на жизнь (ст. 6); к запрещению подвергать кого-ли-
бо пыткам или жестокому, бесчеловечному, унижающему достоин-
ство обращению или наказанию (ст. 7); к запрещению рабства, рабо-
торговли и подневольного состояния (п. 1 и 2 ст. 8); к запрещению ли-
шать свободы за невыполнение какого-либо договорного обязатель-
ства (ст. 11); к запрещению отмены принципа «уголовный закон не
имеет обратной силы» (ст. 15); к праву каждого на свободу мысли, со-
вести и религии (ст.18).
Обязанность государств соблюдать ряд основных прав человека
в любых ситуациях, включая периоды вооруженных конфликтов,
неоднократно подтверждалась в резолюциях Генеральной Ассамблеи
ООН. «Основные права человека, — подчеркивается, например, в ре-
золюции 2675 (XXV), — в том виде, как они признаны в между-
народном праве и изложены в международных документах, продол-
жают полностью применяться в ситуациях вооруженного конфлик-
та».
Гуманитарное право является частью системы норм, каса-
ющихся прав человека в целом. Генеральная Ассамблея ООН и Ко-
§ 3. Принципы и нормы в области прав человека 451
миссия по правам человека рассматривают как общие вопросы прав
человека, так и специальные, относящиеся, в частности, к защите
прав человека в период вооруженных конфликтов. Эти же органы об-
суждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав
человека.
Таким образом, права человека как отрасль современного меж-
дународного права состоят из совокупности принципов и норм,
определяющих обязанность государств по обеспечению и соблюдению
основных прав и свобод человека без всякой дискриминации как в
мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, а также уста-
навливающих ответственность за преступное нарушение этих прав.
Данное определение, впервые сформулированное автором настоящего
раздела1, поддерживается и другими юристами-международника-
ми2.
Эта отрасль занимает особое место среди других отраслей меж-
дународного права, определяемое спецификой объекта и характер-
ными чертами метода правового регулирования, тесной связью с
внутригосударственным правом, значением в системе современных
международных отношений и многими другими особенностями.
Характерная черта этой отрасли права — создание и функционирова-
ние международного механизма, осуществляющего контроль за пре-
творением в жизнь обязательств, взятых государствами по междуна-
родным соглашениям.
Наличие системы договоров по правам человека и оформление
этой отрасли права не означают завершения процесса ее развития.
Рассматриваемая отрасль права обогащается все большим числом раз-
личных международно-правовых актов. Ее развитие будет и дальше
идти главным образом по пути заключения многосторонних между-
народных договоренностей и усиления роли контрольного механизма
по наблюдению за выполнением государствами взятых ими на себя
обязательств.
1См.: Карташкин В. А. Международная защита прав человека (Основные проблемы сотрудничества государств).М., 1976. С. 46.
2 См., например: Менее Б. Г. ООН и содействие осуществлению соглашений о правах человека. М., 1986. С. 19.
Глава X. Полномочия универсальных и региональных органов
Глава X. Полномочия универсальных
и региональных органов в области прав человека
Одной из характерных особенностей развития сотрудничества
государств в области прав человека на современном этапе является
создание системы международного контроля за претворением в жизнь
взятыхими на себя юридических обязательств. Его учреждение и
функционирование как на универсальном, так и на региональном
уровнях являются одним из наиболее значительных достижений в
международном регулировании прав человека второй половины
XX столетия.
Роль контрольных органов в современных условиях постоянно
возрастает. Все большее внимание уделяетсяих функциям и полно-
мочиям в деятельности ООН и в различных универсальных и регио-
нальных соглашениях. Как известно, в международных отношениях
нет надгосударственной власти, которая могла бы контролировать
осуществление принципов и норм международного права, в необходи-
мых случаях принудительно претворятьих в жизнь или налагать сан-
кции за нарушение взятых обязательств. Поэтому государства и
предусмотрели создание международного контрольного механизма,
возникшего в результате расширения международного правотвор-
чества, усложнения межгосударственных связей, появления глобаль-
ных проблем, затрагивающих судьбы всего человечества.
В этом процессе значительную роль играет и тот фактор, что ряд
вопросов, ранее относившихся к внутренней компетенции государств,
ныне регулируется и международным правом, функции между-
народного контроля постоянно расширяются, при этом некоторые его
формы и методы заимствуются из внутренней практики государств.
Контроль оказывает серьезное влияние на эффективность примене-
ния согласованных норм и принципов международного права, на их
реальное соблюдение каждым государством — участником между-
народных соглашений. Формы такого контроля во многом зависят от
характера нарушений прав человека и могут быть самыми разнооб-
разными. Они определяются Уставом, решениями ООН и ее специа-
лизированных учреждений, международными соглашениями уни-
версального и регионального характера.
Цель контрольного механизма состоит не в принуждении или
применении санкций к государствам за невыполнение взятых ими на
себя обязательств, а лишь в контроле за претворением в жизнь поло-
§ 1. Контрольные функции органов ООН 453
жений международных соглашений. Одна из основных задач органов
контроля — оказывать содействие и помощь государствам в выполне-
нии ими международных обязательств путем принятия соответству-
ющих решений и рекомендаций.
Институт контроля за последние годы получил широкое рас-
пространение в различных областях межгосударственных отношений,
и в особенности в сфере прав человека. Государства, соглашаясь на
международно-правовое регулирование основных прав и свобод чело-
века, берут на себя соответствующие обязательства. Объекты таких
обязательств — права человека — претворяются в жизнь самими го-
сударствами. Однако их осуществление подлежит контролю со
стороны международного сообщества. В этом состоит одна из принци-
пиальных специфических черт международно-правового регулирова-
ния прав человека.
В современных межгосударственных отношениях имплемента-
ция прав человека осуществляется законодательными, администра-
тивными и иными средствами, имеющимися в распоряжении каждого
государства, а международные органы лишь контролируют этот
процесс. Поэтому нельзя согласиться с утверждениями ряда юристов-
международников, что контрольные органы обладают функциями не-
посредственного претворения в жизнь прав человека с помощью
средств, находящихся в их распоряжении1. Таких средств в между-
народных отношениях у контрольных органов в области прав челове-
ка нет. В настоящее время ряд контрольных органов создан в соответ-
ствии с Уставом ООН, другие учреждены на основании между-
народных соглашений по правам человека как универсального, так и
регионального характера.
§ 1. Контрольные функции главных
и вспомогательных органов ООН
и повышение их эффективности
1. Функции и полномочия Организации Объединенных Наций
в области прав человека чрезвычайно разнообразны. Они принимают
рекомендации, выносят решения, созывают международные конфе-
1 См.: Folk R. Human Right and Slate Sovereignly. N. Y., 1981; Robertson A. The
Implementation System: International Measures/International Bill of Rights. N. Y., 1981.
P. 332—370.
454_______Глава X. Полномочия универсальных и региональных органов
ренции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследования,
оказывают консультативную и техническую помощь отдельным
странам. В ряде случаев они осуществляют и контрольные функции
за соблюдением государствами обязательств, взятых по Уставу ООН
и по международным соглашениям.
Фактически все главные и значительное число вспомогатель-
ных органов ООН в той или иной степени занимаются вопросами прав
человека.
Главную ответственность за выполнение функций Организа-
ции по содействию всеобщему уважению и соблюдению основных
прав и свобод человека несет Генеральная Ассамблея ООН и под ее
руководством Экономический и Социальный Совет (ст. 60 Устава
ООН). Полномочия Генеральной Ассамблеи в области прав человека
определены в ст. 13 Устава ООН. «Генеральная Ассамблея, — подчер-
кивается в этой статье, — организует исследования и делает рекомен-
дации в целях... содействия международному сотрудничеству в обла-
сти экономической, социальной, культуры, образования, здравоохра-
нения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод
для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
Вопросы прав человека, обычно включаются в повестку дня Ге-
неральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов докла-
да Экономического и Социального Совета и решений, принятых Ге-
неральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Время от времени они
также предлагаются для обсуждения другими главными органами
ООН, государствами — членами Организации и Генеральным секре-
тарем.
Подавляющее большинство вопросов, относящихся к правам
человека, рассматривается Третьим комитетом Ассамблеи (социаль-
ные и гуманитарные вопросы и вопросы культуры), однако некоторые
из них обсуждаются и другими комитетами. Принятые комитетами
решения подлежат обсуждению и утверждению на пленарных заседа-
ниях Генеральной Ассамблеи. Согласно Уставу ООН решения Ге-
неральной Ассамблеи «по важным вопросам» принимаются большин-
ством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов
Ассамблеи (п. 2 ст. 18). Решения по другим вопросам принимаются
простым большинством. Давая перечень «важных вопросов», Устав
ООН не включает вих число права человека. Однако Генеральная
Ассамблея может простым большинством голосов решить вопрос о
расширении такой категории (п. 3 ст. 18). В отношении прав человека
§ 1. Контрольные функции органов ООН 455
такого общего, универсального решения Генеральная Ассамблея ни-
когда не принимала. Однако в ряде случаев Ассамблея выносила
решения об отнесении тех или иных вопросов, касающихся прав чело-
века, к числу важных, требующих для своего принятия большинства
в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамб-
леи.
Согласно упомянутой выше ст. 13 Устава ООН функции Ге-
неральной Ассамблеи состоят главным образом в организации иссле-
дований и в принятии рекомендаций. Исследования, относящиеся к
правам человека, по поручению Генеральной Ассамблеи, как прави-
ло, выполняются Экономическим и Социальным Советом и его вспо-
могательными органами, специализированными учреждениями и Ге-
неральным секретарем ООН.
Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей как в
области прав человека, так и по другим вопросам, согласно Уставу
ООН не являются юридически обязательными для государств — чле-
нов ООН. Оценивая юридический характер резолюций Генеральной
Ассамблеи по вопросам прав человека, необходимо иметь в виду, что
согласно ст. 55 и 56 Устава ООН государства — члены ООН взяли на
себя обязательство предпринимать совместные и самостоятельные
действия в сотрудничестве с Организацией в целях развития всеобще-
го уважения к правам человека иих соблюдения. Поэтому несомнен-
но, что резолюции Генеральной Ассамблеи, за принятие которых го-
лосовало подавляющее большинство государств — членов Организа-
ции, могут свидетельствовать о существовании определенных прин-
ципов и норм международного права, обязательных для всех госу-
дарств.
Для осуществления своих функций в области прав человека Ге-
неральная Ассамблея в соответствии со ст. 22 Устава ООН создает по
мере надобности различные вспомогательные органы. Некоторые из
них создаются ad hoc, другие являются, по сути дела, постоянными
или функционируют в течение длительного времени.
Согласно Уставу ООН, наряду с Генеральной Ассамблеей от-
ветственность за выполнение функций Организации в области прав
человека несет Экономический и Социальный Совет, который рабо-
тает под руководством Ассамблеи. ЭКОСОС уполномочивается Уста-
вом ООН «делать рекомендации в целях поощрения уважения и со-
блюдения прав человека и основных свобод для всех» (п. 2 ст. 62),
«подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты
456 Глава X. Полномочия универсальных и региональных органов
конвенций» (п. 3 ст. 62), «созывать в соответствии с правилами, пред-
писанными Организацией, международные конференции» (п. 4
ст. 62).
Для выполнения возложенных на него функций Экономиче-
ский и Социальный Совет создает специальные комиссии (ст. 68 Уста-
ва ООН). В соответствии с этой статьей образованы и активно функ-
ционируют Комиссия по правам человека, Комиссия по положению
женщин и Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защи-
те меньшинств, работа которых сосредочена исключительно на
вопросах, относящихся к правам человека1.
2. Определенное распространение в ООН получила и практика
создания специальных органов для изучения конкретных ситуаций и
проведения расследований грубых, массовых и систематических на-
рушений прав человека, включая политику апартеида и расовой дис-
криминации, а также нарушений на территориях, оккупированных в
результате совершения агрессии.
В соответствии с резолюцией 2 (XXIII) Комиссия по правам че-
ловека в 1967 г. создала специальную рабочую группу в составе пяти
экспертов, которой было поручено расследовать обвинения в приме-
нении пыток и плохом обращении с заключенными, с задержанными
и находящимися под надзором полиции лицами в ЮАР. ЭКОСОС
одобрил это решение Комиссии, осудил правительство ЮАР за отказ
сотрудничать с рабочей группой [резолюция 1236(XLII) ]и поручил ей
также расследовать утверждения о нарушении прав профсоюзов в
ЮАР [резолюция 1216(ХЫ1)].
На своей 24-й сессии в 1968 г. Комиссия по правам человека
решила расширить мандат специальной рабочей группы, которой бы-
ло поручено вести расследование плохого обращения с заключенными
в Намибии, Южной Родезии и на африканских территориях, нахо-
дившихся под господством Португалии; провести расследование по-
следствий, вытекающих из незаконного ареста и привлечения к суду
властями ЮАР граждан Намибии — территории, за которую ООН не-
сла прямую ответственность; провести тщательное расследование од-
ного из заключений рабочей группы по вопросу о том, не содержит ли
1 См. подробнее о функциях и полномочиях основных и вспомогательных
органов ООН в области прав человека: United Nations Action in the Field of Human Rights.
N.Y„ 1988. P. 5—24.
§ 1. Контрольные функции органов ООН 457
политика, проводимая ЮАР, элементы преступления геноцида
(резолюция 2 [XXIV)].
В 1969 г. 25-я сессия Комиссии по правам человека вновь
расширила мандат специальной рабочей группы, включив в него
расследование вопроса о смертных казнях в ЮАР; расследование
вопроса об обращении с политическими заключенными, а также об
обращении с захваченными борцами за свободу в ЮАР; расследова-
ние условий, в которых находятся африканцы в пересыльных лагерях
и туземных резервациях в ЮАР, Намибии и Южной Родезии;
расследование грубых проявлений апартеида и расовой дискримина-
ции [резолюция 21 (XXV)].
Специальная рабочая группа экспертов организовывала выезд-
ные миссии, заслушивала свидетелей, получала необходимую пись-
менную информацию, подготавливала исследования и представляла
доклады Комиссии по правам человека со своими выводами и
рекомендациями. Основываясь на докладах группы, различные
органы ООН, включая Генеральную Ассамблею, принимали реше-
ния, касавшиеся конкретных аспектов проявления политики апартеи-
да и расизма, и выносили рекомендации о мерах по борьбе с ними.
Контроль за выполнением государствами обязательств по
пресечению апартеида и геноцида, являющихся международными
преступлениями, не ограничивается рамками проверки и может соче-
таться с мерами принудительного характера, принимаемыми по
решению Совета Безопасности.
Специальные органы создавались ООН для расследования на-
рушений прав человека тоталитарными режимами. Правомерность
создания указанных органов определялась тем, что политика,
проводимая такими режимами, представляет собой отрицание целей
и принципов Устава ООН и сопровождается массовыми и системати-
ческими нарушениями прав и свобод человека. 31-я сессия Комиссии
по правам человека, состоявшаяся в феврале—марте 1975 г., учреди-
ла специальную рабочую группу из пяти членов для проведения
«расследования существующего положения в области прав человека в
Чили» путем посещения Чили и на основе устных и письменных по-
казаний, которые будут собраны из всех соответствующих источни-
ков [резолюция 8 (XXXI)].
Комиссия ООН по правам человека в 1979 г. назначила специ-
ального докладчика по Чили для изучения нарушений прав человека
458 Глава X. Полномочия универсальных и региональных органов
в этой стране. Преодолев многочисленные препятствия и посетив Чи-
ли, он в 1986 г. представил доклад, в котором констатировал такие
факты нарушений прав человека в этой стране, как убийства и исчез-
новения лиц, похищения лиц, пытки и истязания заключенных1. Ко-
миссия ООН по правам человека одобрила работу специального до-
кладчика и осудила правительство Чили за массовые и грубые на-
рушения прав человека.
Специальные докладчики или представители Комиссии ООН
по правам человека назначались по Ираку, Сальвадору, Гаити и ряду
других стран. Они выезжают на место совершения нарушений прав
человека, проводят расследования, представляют свои предложения и
рекомендации.
Одной из распространенных контрольных форм работы Комис-
сии ООН по правам человека является создание так называемых спе-
циализированных механизмов. Первым подобным механизмом стала
Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезнове-
ниям, учрежденная Комиссией в 1980 г. Затем Комиссия в 1982 г. на-
значила специального докладчика по вопросу о казнях без надле-
жащего судебного разбирательства, или произвольных казнях, а в
1985 г. — специального докладчика по вопросу о пытках.
Эта Комиссия назначает также специальных докладчиков для
защиты особой категории жертв нарушений прав человека. Так, в
1986 г. был учрежден институт специального докладчика по вопросу
об осуществлении Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости
и дискриминации на основе религии и убеждений. В 1990 г. назнача-
ется специальный докладчик по вопросу о торговле детьми, детской
проституции и детской порнографии, а в 1991 г. учреждается Рабочая
группа по произвольным задержаниям, в круг ведения которой входят
задержания, несовместимые с такими основными свободами, как сво-
бода выражения мнений, свобода ассоциаций и собраний, свобода со-
вести. К концу 1992 г. Комиссией ООН по правам человека было
учреждено 11 тематических процедур, и их число продолжает расти.
Представители этих органов выезжают в страны, где нарушаются
права человека, налаживают диалог с соответствующими госу-
дарствами, ежегодно представляют Комиссии по правам человека до-
клады о своей деятельности.
1 См.: Doc. UN E/1986/22.
§ 1. Контрольные функции органов ООН 459
Опыт многолетнего обсуждения вопросов о правах человека в
ООН со всей очевидностью показал, что продуманная организация и
деятельность контрольных органов имеет важное значение для плодо-
творного функционирования всей системы взаимоотношений госу-
дарств в рассматриваемой области. Однако в настоящее время конт-
рольная деятельность еще далека от совершенства. Система конт-
рольных органов ООН в области прав человека исключительно
громоздка, наблюдается дублирование и параллелизм в ее работе,
рассмотрение ряда вопросов повестки дня из года в год переносится на
последующие сессии. Поскольку работа этих органов носит сессион-
ный характер, они неспособны принимать экстренные меры в услови-
ях крупных кризисов. Массовые злодеяния в Сомали, Курдистане,
Руанде и других странах показали необходимость срочного вмеша-
тельства ООН в подобные конфликты, причем в форме не только
расследований и установления системы контроля, но и применения
принудительных мер.
3. Продолжающиеся массовые нарушения основных прав и сво-
бод человека во многом определяются отсутствием политической воли
государств — членов ООН к созданию соответствующего механизма с
необходимыми полномочиями, который бы не только координировал
программу работы многочисленных контрольных органов, но и дейст-
вовал в чрезвычайных обстоятельствах быстро, эффективно и реши-
тельно.
Не случайно многие ученые, дипломаты и государственные де-
ятели, анализируя сложившуюся ситуацию, говорят о «кризисе», «ту-
пиковом положении», необходимости реорганизации всей системы де-
ятельности органов ООН в области прав человека на основе «нового
подхода»1.
В 1990 г. Генеральная Ассамблея приняла решение созвать Все-
мирную конференцию по правам человека в Вене. Одной из ее целей,
согласно резолюции Генеральной Ассамблеи 45/155 от 18 декабря
1990 г., была оценка эффективности методов деятельности и меха-
низмов ООН в области прав человека и разработка конкретных реко-
мендаций по улучшению такой деятельности. В ходе подготовки к
Конференции и ее проведения по этому поводу вносились различные
предложения. Одним из наиболее спорных было предложение
1 Doc. UN A/44/668 1989. 8 Nov.
460 Глава X. Полномочия универсальных и региональных органов
учредить пост Верховного комиссара ООН по правам человека, сде-
ланное в докладе Подготовительного комитета. Однако Конференция
приняла решение рекомендовать Генеральной Ассамблее ООН, чтобы
«при рассмотрении доклада Конференции на своей сорок восьмой сес-
сии она в первоочередном порядке начала изучение вопроса об
учреждении поста Верховного комиссара по правам человека в целях
поощрения и защиты всех прав человека»1.
Предложение о создании должности Верховного комиссара по
правам человека не ново. Подобные предложения широко обсужда-
лись еще в 50-х и 60-х гг. В 1967 г. Комиссия по правам человека при-
няла резолюцию 14 (XXIII), в которой она просила ЭКОСОС реко-
мендовать Генеральной Ассамблее принять проект резолюции об
учреждении Управления Верховного комиссара по правам человека.
ЭКОСОС согласился с рекомендациями Комиссии по правам челове-
ка и на 42-й сессии принял соответствующую резолюцию [резолю-
ция 1237 (XII)].
Генеральная Ассамблея рассматривала вопрос об учреждении
должности Верховного комиссара на XXIV, XXV и XXVI сессиях; за-
вершено было обсуждение этого вопроса на XXVIII сессии. Генераль-
ная Ассамблея отвергла предложение Комиссии по правам человека и
ЭКОСОС об учреждении Управления Верховного комиссара ООН по
правам человека и решила искать «альтернативные подходы, пути и
средства в рамках системы ООН для содействия эффективному осу-
ществлению прав и свобод человека». Поиски «альтернативного под-
хода» и отказ от создания должности Верховного комиссара объясня-
лись главным образом нежеланием государств — членов ООН отка-
заться от части своих суверенных прав в пользу этого органа. Годы,
прошедшие после принятия этого решения Генеральной Ассамблеей,
показали его полную несостоятельность.