Органы законодательной власти в России
Введение
Конституция России устанавливает принадлежность власти народу и называет три основные формы осуществления власти - непосредственно, через органы государственной власти и через органы местного самоуправления.
Роль органов государственной власти в реализации власти народа, их роль в осуществлении социально-экономических преобразований в России трудно переоценить. Возрастание экономической роли государства, экономической деятельности всех ветвей государственной власти выступает как совокупность объективных экономических факторов, которые оказывают существенное влияние на формирование в России социального государства, государства с рыночной экономикой, на формирование и деятельность всей системы государственной власти.
Государственная власть в России осуществляется на федеральном и региональном уровнях. На первом из них государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство РФ и федеральные суды. На региональном уровне государственная власть осуществляется образуемыми в субъектах Федерации органами государственной власти.
Целью настоящей работы является рассмотрение органов государственной власти в Российской Федерации.
Органы законодательной власти в России
Органы законодательной (представительной) власти образуются непосредственно народом, ответственны перед ним и уполномочены осуществлять государственную власть в интересах народа. Поскольку в федеративных государствах законодательная власть осуществляется на двух уровнях - федеральном и региональном, такими органами являются: Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы; государственные советы, законодательные собрания, думы и другие органы законодательной власти субъектов РФ. Этой группе органов государственной власти присущи следующие характерные особенности: сочетание в них представительного и законодательного начал1.
Представительное начало проявляется в порядке формирования этих органов - путем свободных, всеобщих, равных выборов как на федеральном, так и на региональном уровне, а также в том, что парламенты (законодательные собрания) выражают волю избирателей, представляют их интересы. В состав этих органов входят представители разных социальных слоев общества, граждане разных национальностей, разных профессий и т.д., что позволяет законодательным органам государственной власти решать вопросы, касающиеся различных сфер жизни экономических, политических, социальных, духовных сфер жизнедеятельности общества и государства.
Законодательное начало в деятельности представительных органов государственной власти заключается в том, что названная деятельность является основной функцией этих органов. Представительное и законодательное начала тесно взаимосвязаны. Форма рассмотрения и решения вопросов в органах законодательной власти - коллективная. Это так же, как и их выборность, обеспечивает демократизм этой ветви власти.
_______________________
1 См.: Чиркин В.Е. Государствоведение. - М.: Юристъ, 2011. - 384 с.
Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации[1]. Федеральное Собрание является представительным государственным органом власти народа и в этом качестве Федеральное Собрание представляет интересы всего многонационального народа, выражает его государственную волю. Представительная функция является одним из основных свойств российского парламента. Этот представительный характер реализуется как в процессе формирования Федерального Собрания, так и в процессе его деятельности. Избирательная кампания должна обеспечить условия для выявления интересов всего народа и его различных социальных классов, групп, проживающих в разных регионах.
Как отмечала Е.И. Козлова, тем самым устанавливается, что «формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения»[2].
Наряду с представительной функцией Федеральное Собрание РФ выполняет другую важную функцию - законодательную. Характеризуя Федеральное Собрание как законодательный орган, Конституция РФ[3] отвечает на вопрос о главной функции парламента. Законодательствование - наиболее важная и объемная по своему значению и содержанию работа парламента.
Законодательная функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т.е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом состоит всесилие парламента, т.е. возможность в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов.
Контрольная функция российского парламента обозначена в Конституции лишь косвенно, с указанием на то, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату[4].Отсутствие конституционного перечня прямых контрольных полномочий парламента во многом ослабляет положение его в системе государственной власти, что, естественно, влияет и на положение Счетной палаты как особой структуры законодательной власти.
Закрепление за Федеральным Собранием контрольных полномочий становится все более нарастающей тенденцией в законодательстве последнего времени.И это не случайный фактор, а закономерная настоятельная потребность государственного строительства, которая должна быть реализована посредством законодательного закрепления реальных механизмов осуществления парламентского контроля[5].
Конституция РФ 1993 г. законодательно закрепила двухпалатность Федерального Собрания - парламента России. Обе палаты - Государственная Дума и Совет Федерации - являются равноправными частями единого органа законодательной власти, но у каждой из палат свои полномочия, свой порядок формирования, свой порядок деятельности.