Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем – 208

Создание ВФ, не предусмотренных ФЗ, служит потенциальным источником экстремизма и терроризма. В ФЗ «Об обороне» сформулирован запрет на создание военизированных организаций, не предусмотренных федеральным законом: «Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону».

Формирование – отряд, дружина, объединение или иная группа – организованное объединение с внутренней дисциплиной, управлением, распределением обязанностей, субординацией, установленными нормами поведения, формализованными отношениями и общими отличительными признаками (формой, опознавательными знаками и т.д.).

Вооруженность как обязательный признак незаконного формирования – наличие в нем оружия в соответствии со штатным расписанием и установленными для него нормами. Формирование следует признавать вооруженным и тогда, когда оно оснащено боевыми припасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами.

Объективная сторона преступления характеризуется:

1.действиями, направленными на создание незаконного вооруженного формирования (ч. 1); 2.руководством этим формированием (ч. 1)

3.участием в его деятельности (ч. 2).

Незаконность формирования – непредусмотренность его ФЗ. Незаконными являются не только формирования, созданные без всякого нормативного основания, но и создаваемые на основе нормативных актов, не являющихся федеральными законами (например, постановлений федеральных органов исполнительной власти, законов, постановлений и распоряжений органов власти субъектов РФ, решений органов МС).

Создание – действия, в результате которых было создано незаконное вооруженное формирование. К ним можно отнести

1.решение о создании формирования и издание соответствующих нормативных актов об этом

2.разработку структуры формирования, утверждение штатного расписания

3.подбор кадров, назначение командиров

4.решение вопросов финансирования, материального и организационного обеспечения.

Руководство – управление деятельностью уже созданного формирования, например, издание приказов и распоряжений по текущим вопросам и контроль за их исполнением; решение вопросов взаимоотношений с органами власти; руководство военной операцией.

Участие – вступление в него и в выполнении любых заданий руководителя формирования (служба в формировании, выполнение разовых поручений или каких-либо работ, участие в выполнении боевого задания т.д.).

Состав – формальный. Преступление следует считать оконченным:

1.для организатора формирования – с момента создания незаконного вооруженного формирования

2.для руководителя – с момента начала выполнения действий по руководству таким формированием

3.для участника формирования – с момента фактического вступления в него.

Действия, направленные на создание незаконного вооруженного формирования, но не завершившиеся его созданием по причинам, не зависящим от виновного, должны квалифицироваться как покушение на создание незаконного вооруженного формирования.

Субъективная сторона – прямой умысел. Цели и мотивы на квалификацию преступления не влияют.

Субъект – лицо, достигшее возраста 16 лет.

В соответствии с примечанием лицо может быть освобождено от уголовной ответственности при одновременном наличии следующих условий:

1.добровольности прекращения участия независимо от мотивов, по которым лицо принимает такое решение

2.сдаче оружия

3.отсутствии в действиях лица иного состава преступления.

Поскольку в примечании речь идет о прекращении именно участия, а не создания незаконного вооруженного формирования или руководства им, по указанным основаниям может быть освобожден от уголовной ответственности только рядовой участник такого формирования.

Поскольку создание незаконного вооруженного формирования, руководство им, а равно участие в таком формировании образует оконченное преступление, совершение в составе данного формирования каких-либо иных преступлений (против личности, общественной безопасности, порядка управления и т.д.) требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК.

Наши рекомендации