Тема № 20 Законность и правопорядок в современном обществе
Законность – это строгое и неукоснительное соблюдение всеми субъектами права действующих законов и подзаконных правовых актов.
Для законности необходимы два условия:
1) наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);
2) точное выполнение законов, так как только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).
Принципы законности:
1) единство законности (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны);
2) верховенство Конституции и закона (подчиненность Конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов);
3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией; с другой стороны, сами права и свободы, их осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе);
4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества);
5) связь законности с целесообразностью (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона);
6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации 1993 года, где зафиксировано следующее: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».
Гарантии законности – это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.
Выделяют следующие виды гарантий законности:
1) социально-экономические (это степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.);
2) политические (степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.);
3) организационные (деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов, – прокуратуры, суда, милиции и т.д.);
4) общественные (сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства);
5) идеологические (степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе и т.д.);
6) специально-юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований). К специально-юридическим гарантиям, в частности, относятся установленные в законодательстве специальные принципы (например, презумпции невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощрений и наказаний и т.п.).
Правопорядок – это состояние фактической урегулированности правом связей в обществе, качественное выражение законности. Правопорядок – это система взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: субъектов правопорядка; отношений и связей между субъектами; правовых норм, регулирующих данные связи, и актов реализации права.
Структуру правопорядка составляют:
1) правовая организация общества;
2) правоотношения и связи в обществе;
3) упорядоченность правоотношений и связей.
Правовая организация включает в себя:
1) конституцию, устанавливающую основы конституционного строя, формы правления и государственного устройства, систему органов государственной власти, основы правопорядка в целом;
2) государство, как организацию политической власти общества;
3) органы государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения и связи между ними;
4) негосударственные образования;
5) граждан.
Правоотношения и связи в обществе могут быть:
1) вертикальными (императивными);
2) горизонтальными (диспозитивными);
3) статическими (то есть длительное время находящимися в одном и том же состоянии, например гражданство);
4) динамическими (находящимися в развитии - большинство правоотношений, например гражданско-правовые, трудовые, семейные, жилищные, земельные и др.).
Упорядоченность правоотношений и связей предполагает охват и регламентацию правовыми нормами:
1) всех участников правоотношений в обществе;
2) четкое определение их статуса, субъективных прав, юридических обязанностей, полномочий;
3) разнообразных связей в обществе; методов правового регулирования; иных вопросов, нуждающихся в регламентации.
В общетеоретическом значении дисциплина – это подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах. Понятие «дисциплина» является весьма сложным по содержанию и характеризуется следующими признаками:
1) дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе совместной деятельности (служебной, трудовой, учебной и т.п.);
2) сопряжена с подчинением одного субъекта другому, которое предполагает определенные властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры;
3) связана с наличием юридических и иных социальных (нравственных, партийных и пр.) обязанностей;
4) предполагает выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных и индивидуальных неюридических предписаниях. Причем о дисциплине в большей степени можно говорить лишь тогда, когда реализуются не столько акты-документы, сколько акты-действия, т.е. многочисленные устные приказы, задания и распоряжения руководителей. Ее нельзя отождествлять с самими нормативными и индивидуальными предписаниями. Дисциплина есть их исполнение, фактическое поведение субъектов, соответствующее данным правилам;
5) целью дисциплины является состояние упорядоченности социальных связей, ибо ее результатом выступает общественный порядок.
Виды дисциплины:
В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют на государственную, трудовую, учебную, партийную и т.п.
Государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых – орган государства) юридических обязанностей, содержащихся в правовых нормах, установленных государством. Ее существенный признак состоит в том, что одним из участников отношений здесь является государство, представляемое органом или должностным лицом.
Государственная дисциплина в свою очередь может подразделяться на служебную, воинскую, финансовую, налоговую и т.д.
Под парламентской дисциплиной можно понимать подчинение депутатов обязанностям, содержащимся в регламенте палаты, к которой принадлежат данные депутаты.
Наряду с парламентской дисциплиной, которая может считаться разновидностью государственной, все больше заявляет о себе и дисциплина голосования как разновидность партийной дисциплины. Дисциплина голосования –есть политическое обязательство, взятое на себя депутатом, следовать директивам и голосовать так, как решила его партия (парламентская группа).
Планы семинарских занятий
Тема № 1. Теория государства и права как наука
(интерактивная форма занятия – «круглый стол» на тему:
«Объект и предмет теории государства и права:
понятие, содержание, взаимосвязь»)
Цель занятия: сформировать у студентов понимание объекта и предмета теории государства и права.
Подготовительный этап:
1. Предварительное распределение между студентами и подготовка сообщений длительностью 3-5 мин. по основным вопросам проблемы дискуссии: объект и предмет теории государства и права: понятие, содержание, взаимосвязь (список литературы приведён ниже):
а) общее понятие объекта науки;
б) понятие объекта гуманитарных и юридических наук;
в) понятие объекта теории государства и права и его содержание;
г) общее понятие предмета науки;
д) понятие предмета отдельных видов гуманитарных и юридических наук;
е) понятие и особенности предмета теории государства и права и его содержание;
ё) взаимосвязь объекта и предмета теории государства и права.
2. Подготовка учебной аудитории к занятию: ученические столы ставятся по центру помещения и студенты занимают места напротив друг друга через одного: 7 выступающих, между ними 2-5 человек, которые будут выполнять функции оппонентов. Все оппоненты предварительно делятся на 2 группы: поддерживающие точку зрения докладчика и опровергающие точку зрения докладчика, при этом до всех студентов группы на предыдущем семинаре доводятся задания и вся информация о проведении «круглого стола».
3. Постановка проблемы дискуссии. Вступительное слово преподавателя:
Категории «объект» и «предмет» теории государства и права являются родственными и указывают на изучаемую наукой область. Содержание указанных категорий характеризуется сложными конструкциями. Общий посыл для их понимания заключается в том, что объект теории государства и права указывает на наличную государственно-правовую действительность, а предмет теории государства и права характеризует уровень и диапазон теоретико-мировоззренческого научного освоения государственной и правовой жизни. В связи с чем, обращение к содержанию объекта и предмета теории государства и права и рассмотрение их взаимосвязи видится актуальным, научно интересным и проблемным.
Аналитический этап:
1. Обсуждение поставленной проблемы по заданной схеме, при этом выступить должен каждый студент, а преподаватель играет роль модератора.
2. Оценка высказанных мнений, определение точек соприкосновения вопросов дискуссии и выработка общего мнения.
Заключительный этап: завершающее слово преподавателя: подведение итогов дискуссии, определение качества участия каждого студента в работе «круглого стола».
Литература:
основная:
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров – 5-е изд., стереотип. – М.: Омега-Л, 2008. - С.10-26.
2. Жинкин С.А. Теория государства и права: конспект лекций / С.А. Жинкин. – 10-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - С.3-8.
3. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие / А.В. Малько. – М.: Проспект, 2008. - С.4-9.
4. Малько А.В. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / А.В. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундиков. Институт государства и права РАН, Саратовский филиал. – 2-е изд., стереотип. – М.: КноРус, 2009. - С.4-11.
5. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов / Н.И. Матузов, А.В. Малько; Рос. акад. наук, Ин-т гос. и права, Саратов. фил. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. - C.11-28.
6. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для студентов вузов / Л.А. Морозова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. - С.11-32.
7. Попова А.В. Теория государства и права / А.В. Попова. – СПб.: Питер, 2010. - С.6-11.
8. Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. – 3-е изд. – М.: РИОР: Инфра-М, 2010. - С.13-18.
9. Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М.М. Рассолов, В.П. Малахов, А.А. Иванов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - С.10-30.
10. Теория государства и права: учебник для студентов вузов / отв. ред. А.В. Малько; Институт государства и права РАН, Саратовский филиал. – 4-е изд., спереотип. – М.: КноРус, 2009. - С.8-22.
дополнительная:
1. Алексеев С.С. Общая теория права: учебник / С.С. Алексеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. С.4-15.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. – 5-е изд., стереотип. – М.: Омега-Л, 2008. С. 9-49.
3. Дедов Д.И. Юридический метод: научное эссе / Д.И. Дедов. – М.: Волтерс Клувер, 2008. - С.18-27, 49-55.
4. Егоров А.В. К истории понятия сравнительного правоведения / А.В. Егоров // Государство и право. – М., 2009. - № 3. - С.91-96.
5. Жинкин С.А. Теория государства и права: конспект лекций / С.А. Жинкин. – 10-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - С.3-9.
6. Липень С.В. Развитие общей теории права как процесс конкретизации научного знания / С.В. Липень // Государство и право. – М., 2009. - № 10. - С.74-79.
7. Малахов В.П. Многообразие и методология современной теории государства и права: системная методология / В.П. Малахов // История государства и права: федеральный научно-правовой журнал. – М., 2009. - № 19. - С.43-45.
8. Малахов В.П. Многообразие методологий современной теории государства и права: историческая методология / В.П. Малахов // История государства и права: федеральный научно-правовой журнал. – М., 2009. - № 20. - С. 46-48.
9. Малахов В.П. Многообразие методологий современной теории государства и права: культурологическая методология / В.П. Малахов // История государства и права: федеральный научно-правовой журнал. – М., 2009. - № 21. - С.44-46.
10.Малько, А.В. О роли сравнительного правоведения в современной правовой жизни / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин // Известия высших учебных заведений. Правоведение: научно-теоретический журнал. – СПб., 2009. - № 2. - С.125-133.
11.Мартышин О.В. Конституция РФ 1993 г. и развитие теории государства и права (некоторые методологические аспекты) / О.В. Мартышин // Государство и право. – М., 2008. - № 12. - С.39-47.
12.Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник для студентов вузов / М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2007. - С.7-48.
13.Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник для студентов вузов / М.Н. Марченко; МГУ им. М.В. Ломоносова, Юридический факультет. – М.: Проспект, 2008. - С.15-50.
14.Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для студентов вузов / Л.А. Морозова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. - С.11-22.
15.Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. В.М. Сырых; Российская академия правосудия. – М.: Эксмо, 2008. - С.10-33.
16.Проблемы теории государства и права: учебник для студентов вузов / под ред. М.Н. Марченко; МГУ им. М.В. Ломоносова, Юридический факультет. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. - С.15-50.
17.Стрельников К.А. Вопросы методологии теории и истории государства и права / К.А. Стрельников // История государства и права: федеральный научно-правовой журнал. – М., 2009. - № 4. - С.2-3.
18.Чиркин В.Е. Государствоведение как отрасль знания и учебная дисциплина / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 2008. - № 4. - С.13-20.