Отличительные признаки мировоззрения
Это целостная система, т. е. взгляды не на отдельную строну мира, а на весь мир
Это отношение человека к миру, который его окружает
Мировоззрение человека меняется с развитием общества, т. е. мировоззрение носит исторический характер.
Мировоззрение зависит | |||
От уровня знаний и развития науки | От проблем, стоящих перед людьми | От непосредственных условий жизни | От личного опыта |
Выбор мировоззрения – это дело сугубо личное.
Мировоззрение связано | ||
С жизненной позицией людей | С убеждениями, идеалами, принципами познания и деятельности | С ценностными ориентациями |
Типы мировоззрения:
Обыденное или житейское; Религиозное;
Научное;
Гуманистическое.
Роль мировоззрения в жизни и деятельности людей | ||
Даёт ориентир, цель, т. е. позволяет свободно ориентироваться в сложных обстоятельствах общественной жизни | Даёт программу поведения, т. е. определяет методы, решения проблем, образцы для действий, нормы повеления, характер деятельности | Даёт жизненную позицию, т. е. определяет принципы жизни, главное в жизни и деятельности, значимые дела и поступки, смысл жизни |
Ядром мировоззрения является убеждение.
Убеждение | |
Убеждение - вера | Убеждение - знание |
Пример: убеждение Джордано Бруно | Пример: убеждения Галилео Галилея |
Вера особый вид убеждения; Верить можно не только в Бога; Вера не подтверждена практикой, не обоснована логикой; Окончательно заменить веру знанием невозможно. | Знание – это объективная истина для субъекта познания; Знания основано на аргументации, доказательствах, на логике, достоверной информации |
Вера – это психологическая установка человека, включающая надежду и убеждённость в том, что события могут развивать по его предположению | Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека |
Убеждения:
Связано с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний; Это твёрдый взгляд, в котором человек уверен;
Выступает регулятором сознания и поведения личности;
Кроме знания и уверенности, включает ценностные ориентации, направляющие деятельности.
Убеждения формируются каждой личностью самостоятельностью.
Убеждения– это взгляды, которые человек считает истиной, а их реализацию благом.
Тема 23 Мораль
Мораль | ||||
Предмет изучения этики | Форма общественного сознания | Связана со всеми сферами общественной жизни | Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества | Явление культурно- историческое, классовое |
Категории (общие понятия) морали: добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, добродетель, достоинство, стыд, правда, ответственность.
Задачи морали | ||
Оценить | Регулировать | Воспитывать |
Т. е. определять хорошее и плохое, добро и зло, а также идеалы и ценности; уметь правильно оценивать общественное мнение | Т. е. направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра, а также изменить человека или общество | Т. е. воздействовать на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, человеческих качеств, а также придание воспитанию ориентацию |
Мораль– это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей.
Нравственность– это область практических поступков, практического поведения,
реальных дел и действий.
Этика– это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные.
Отличие морали и права | |
Мораль (нормы морали) | Право (нормы права) |
Появилась раньше политики, права и государства | Появилась позже морали |
Пронизывает все стороны человеческой жизни | Регулирует определённую область общественных отношений |
Формируется обществом (людьми) и выражает мнение общества | Устанавливается и фиксируется государством и выражает волю государства |
Существует и действует как свод неписанных правил в виде поучений и притч | Формируется в письменном виде в юридических актах |
Формулируется требования в абстрактной форме | Даёт конкретную формулировку, что можно и что нельзя |
Предъявляет требования к поступкам, мыслям и чувствам | Регулирует только поступки, действия людей |
Использовать или нет, решает сам человек | Обязательны для исполнения всеми |
Общие у морали и права
Регулируют общественные отношения (поведение людей) Ориентируется на справедливость
Чтобы правовые нормы работали, они по крайне мере не должны противоречить правилам морали
Раздел IV Социализация личности