Тема 15 Виды познавательной деятельности
Познавательная деятельность– это особый процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Деятельность человека основана на использовании знаний накопленных человечеством.
Научное познание:
Теория– это логически обоснованная система знаний о целостной группе явлений, о закономерностях существования этой группы явлений.
Гипотеза– это предположение, догадка.
Закон– это наиболее существенные связи между отдельными свойствами и
сторонами явлений.
Гипотеза Научный эксперимент Закон
Способы получения научных знаний:
Научное наблюдение– это целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде (т. е. такими, какие они есть в
действительности);
Эксперимент– это исследование в специально созданных, искусственных условиях;
Моделирование– это воспроизводство одного предмета посредством другого
(аналогичному ему);
Анализ– это расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное;
Синтез– это вещественное или мысленное объединение частей, сторон предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предмету закономерности; Индукция– это движение мысли от единичных явлений к общим выводам; Дедукция– это движение мысли от общего к частному;
Ненаучное познание:
Ненаучное познание | ||||
Мифологическое мышление | Жизненная практика | Народная мудрость и здравый смысл | Паранаука | Художественное познание |
Миф не сказка, а образ мышления, объясняющий реальную жизнь. Мифология– это основной способ понимания мира на ранних стадиях общественного развития.
Мифы | |
Творения | Создание мира сверхъестественным существом – Богом, колдуном, др. |
Развития | Превращение бесформенного состояния, «хаоса», в космос |
Календарные | Умирание и воскрешение богов и героев |
Эсхатологические | Грядущая гибель, конец света |
Биографические | Рассказ о богах и героях, об их делах |
Обыденное познание– это накопление знаний в процессе жизни конкретного
человека.
Практическая деятельность
Знания Нормы поведения
Жизненная практика, или опыт повседневной жизни, - это знание, умения, навыки, образцы поведения, накопленные в процессе осмысления жизни.
Народная мудрость– это коллективный опыт многих поколений людей в виде поучений, преданий, примет, загадок.
Здравый смысл– это неосознанные, опирающиеся на жизненный опыт, способы
объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира.
Здравый смысл
Помогает ориентироваться в окружающей реальности Верно указывает направление и способ деятельности Противостоит выдуманным схемам и штампам
Не поднимается до уровня научного объяснения реальности
Не проникает в сущность явлений, даёт поверхностное суждение
Создаёт иллюзию абсолютной правды и истины
Паранаука– это обозначение гипотез и представлений, объяснение которых не имеет строго научного объяснения, но иногда приводят к научным знаниям. Познание средствами искусства, или художественное познание, даёт эмоциональное и яркое представление об облике героев прошлого, их чувствах, мыслях, поведении, помогает ощутить дух времени.
Социальное познание:
Социальное познание– это познание обществом самого себя с помощью изучения социальных явлений.
Естествознание | Обществознание | |
Объект познания | Природа (объективно реальные вещи и их свойства) | Общество (материальные и идеальные отношения людей, субъективный мир человека) |
Выводы | Иногда затрагивают интересы людей или отдельных групп в обществе | Непосредственно затрагивают интересы каких-либо общественных сил, людей |
Цель изучения | Сходное, общее, повторяющееся в форме закона природы (закономерность) | Люди, наделённые сознанием, со стремлениями, желаниями, скрытыми, целями и мотивами |
Форма постижения объекта | Монолог (говорящий субъект, «природа молчит») | Диалог (говорящие субъект и объект; диалог личностей, текстов, культур и т.д.) |
Методы исследования | Различные | Не все; некоторые ограничены или невозможны (наблюдения, эксперимент) |
Знание | Научно-утилитарное, прикладное, функциональное | Ценностное (всегда есть оценка), эмоциональное, значимое |
Истина | «истина разум» (истина) | «истина сердца» (правда) |
Самопознание:
Самопознание– это познание собственного «Я», его специфики и границ, его ошибок и реакций, его предрасположения и способности, его силы и слабости.
Самопознание (познание особого объекта – самого себя) Самоузнавание – это обнаружение себя в окружающем мире. Представление о внешности
Создание образа – это активное восприятие себя
Самосознание – это образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости
Самонаблюдение – это наблюдение собственного психического состояния и собственных действий
Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей
Самовосприятие – это восприятие, понимание и оценка себя самим Самоотчёт – это полный внутренний отчёт перед самим собой, открытие для себя своих мыслей и взглядов
Особенности формирования самооценки:
1. Соотношение реального с идеалом (реальный образ идеальный образ);
2. Самооценка себя, через оценку других;
3. Самооценка себя, через отношения к своим успехам.
Успех– это достижение чего-либо.
Притязание– это цели и требования, проставленные человеком пред собой
Деформация самооценки:
Самооценка | Причина деформации |
Самооценка завышена | Постижение возможностей и результатов деятельности других |
Занижения уровня притязания | |
Самооценка занижена | Завышение возможностей и результатов деятельности других |
Завышения уровня других |