Обслуживание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Второй подвид — это социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно осуществляется в образовательных учреждениях, созданных для таких детей: детских домах, детских домах-школах, школах-интернатах, санаторных детских домах (организованных для детей, нуждающихся в длительном лечении) специальных детских домах, школах-интернатах (создаваемых для детей с отклонениями в развитии). Содержание и обучение воспитанников во всех таких учреждениях осуществляется на основе полного государственного обеспечения. В эти учреждения принимаются дети-сироты, дети, отобранные у родителей по решению суда, дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также дети, местонахождение родителей которых не установлено.
В учреждения могут приниматься временно дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также дети из семей, пострадавших в результате стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства (на срок не более года). Дети членов одной семьи или дети, состоящие в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам их воспитание и обучение должны осуществляться раздельно.
Социальное обслуживание детей в приемной семье. Положение о приемной семье утверждено Правительством РФ. Такая семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги), взявшие на воспитание ребенка (детей), именуются приемными родителями; ребенок, переданный им на воспитание, — приемным ребенком, а семья, где воспитывается ребенок, — приемной семьей. Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемная семья образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Между приемными родителями и приемными детьми не возникают алиментные и наследственные отношения.
Приемными родителями могут быть совершеннолетние граждане, за исключением тех из них, которые признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лишены судом родительских прав или ограничены в этих правах и некоторые другие. На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей. К ним относятся дети-сироты, дети, родители которых неизвестны, лишены судом родительских прав либо ограничены в таких правах, признаны судом недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены, не могут по состоянию здоровья лично осуществлять их воспитание и содержание, находятся в лечебно-профилактических и некоторых других учреждениях (социальной защиты и т.д.). Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются обычно в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.
Передача ребенка в приемную семью осуществляется «с учетом его мнения», а ребенка, достигшего возраста 10 лет, «только с его согласия» (цитируется по Положению). Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать восьми.
Договор о передаче ребенка возмездный. На содержание каждого приемного ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, белья, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр и т.д. Такой семье предоставляются также льготы, установленные для воспитанников образовательных учреждений — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги (учитываются фактически сложившиеся цены в данном регионе). Денежные средства, выделяемые на содержание ребенка (детей), перечисляются на счета приемных родителей (опекунов) не позднее 20-го числа предыдущего месяца. Труд приемных родителей оплачивается. Размер оплаты труда зависит от числа взятых на воспитание детей и устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства. Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение и др.
По различным причинам многие дети становятся сиротами и лишаются родительского попечения. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» выделил детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в особую категорию нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации[18].
Из специальных нормативных правовых актов, предусматривающих социальную защиту детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, необходимо выделить Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[19].
Положения федерального законодательства предоставляют право органам государственной власти субъектов Российской Федерации регулировать сферу социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках своей компетенции со строгим соблюдением требований Конституции Российской Федерации по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пользуясь предоставленными правами, последние принимают законы и иные нормативные правовые акты по различным аспектам регулирования социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.
За субъектами Российской Федерации закреплено право определения вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе устанавливать новые формы устройства детей. Так, например, введена патронатная форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С целью усиления социальной поддержки приемных семей в регионах принимаются нормативные правовые акты, устанавливающие размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье.
В целях реализации права ребенка жить и воспитываться в семье, перекрытия потока детей, направляемых в государственные учреждения органами опеки и попечительства, возможности помещения в семью детей и подростков, не имеющих статус оставшихся без попечения родителей, но фактически являющихся таковыми, депутатами областной Думы приняты в первом чтении проекты законов Волгоградской области «О патронатном воспитании в Волгоградской области» и «Об оплате труда приемных родителей и предоставляемых им мерах социальной поддержки».[20]
Во многих субъектах Российской Федерации реализуются дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такие, например, как: предоставление бесплатного проезда в общественном транспорте, обучения на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования, выплата повышенной стипендии и пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей и другие.
В большинстве субъектах РФ приняты нормативные правовые акты, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и социальных сирот. Органами государственной власти отдельных субъектов Федерации приняты и реализуются целевые программы, направленные на предупреждение социального сиротства, социализацию и интеграцию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом, на лечение и оздоровление данной категории детей.
Кроме того, ряд нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации принят по вопросам организации социальных учреждений, порядка предоставления социальных услуг, создания комиссий по защите детей, профилактики безнадзорности, предоставления медицинской помощи и медицинского освидетельствования.[21]
В рамках реализации своих полномочий региональные органы власти принимают нормативные правовые акты и по иным вопросам, имеющим значение для поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В последние годы в мировой практике выработался дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную защиту прав ребенка. Таким механизмом является институт уполномоченного по правам ребенка.
Опыт работы уполномоченных по правам ребенка на территории субъектов Российской Федерации показал, что проблема нарушения прав детей стоит достаточно остро. Таким образом, решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации об учреждении на своей территории должности Уполномоченного по правам ребенка, как создание качественно новой формы правовой защиты детей, является целесообразным и актуальным.
В связи с этим, в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов детей, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, законодателями учреждены должности уполномоченных по правам ребенка.
Указанные примеры позволяют сделать вывод об активности
правотворческого процесса органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере установления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.[22] Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным их общее количество составляет сейчас более 700 тысяч человек. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.[23]
Права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.[24]
Итак, меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ), в соответствии с которым сиротам предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии[25].
Право сирот на образование
Первичное образование сиротам гарантировано, они получают его в общих образовательных учреждениях, проживая в детдоме или специализированном интернате.
По завершении I, II (III) ступени обучения, осиротевшие и лишившиеся родительского попечения дети вправе получить помощь в любом учреждении, занимающемся обучением и подготовкой специалистов. Курсовая подготовка, организуемая для абитуриентов перед поступлением, для этой группы будущих студентов проводится без внесения платы.
Зачисление в федеральный (государственный) ВУЗ, техникум или колледж гарантирует сиротам:
1. Бесплатное питание и проживание в общежитии.
2. Проезд в транспорте внутреннего назначения по документу ребёнка-сироты.
3. Получение одежды и обуви, других предметов, предназначенных для бытовых нужд.
4. Регулярные денежные выплаты в сумме, определённой нормативными документами:
- ежемесячная социальная (повышенная) стипендия;
- ежегодное разовое пособие в размере 3-х стипендий — на покупку принадлежностей и литературы, необходимых им для учёбы;
- 100% заработанных денег во время практики на производстве.
Иногороднему ребёнку-сироте, получающему высшее или другое профессиональное образование, единожды в год оплачивается дорога в обе стороны к месту постоянного проживания.
Студенту-сироте или учащемуся, находящемуся на гособеспечении, разрешается оформить академический отпуск, если того требуют показания его физического состояния. В этом случае за ним полностью сохраняются все права обучающегося, включая выплату ежемесячной стипендии до возвращения на учёбу.
Сироты, которые успешно усваивают учебную программу ВУЗа или другого профессионального учреждения, не имеют академической задолженности, активно участвуют в общественной деятельности вправе рассчитывать на предусмотренные образовательной организацией формы поощрения наравне с другими студентами.
Министерство образования РФ оставляет за детскими домами и учебными организациями, чьи выпускники продолжают дальнейшее обучение на очной основе в ВУЗах, право оказывать им дополнительную моральную и социальную помощь и поддержку.
Во время учёбы ребёнок, воспитывающийся и обеспечивающийся государством, может открыть вклад в Сберегательном Банке РФ. Средством для вложения становится компенсация, которую он получит вместо полагающегося ему по закону бесплатного обмундирования, мягкого инвентаря.
Право сирот на труд
Получив профессию, осиротевший или лишившийся родительской опеки
в детском возрасте молодой человек вправе рассчитывать на обязательное первичное трудоустройство. Практически все бюджетные образовательные организации сотрудничают с предприятиями, службой занятости населения и стараются обеспечить работой своих выпускников, относящихся к социально незащищённым категориям.
При возникновении трудностей в получении работы по специальности дипломированные специалисты, бывшие дети-сироты могут обратиться в СЗН. Сотрудники данной организации обязаны оказать содействие нуждающимся в трудоустройстве и заработке, организовать переподготовку по другой, более востребованной специальности. При этом дополнительное обучение должно осуществляться за счёт ресурсов государства.
Граждане-сироты, которые ищут первую работу и официально зарегистрированы на бирже труда, в течение полугода получают денежное пособие. Его размер определён средней зарплатой по региону проживания нуждающегося в трудоустройстве.
Если работник, ранее имевший статус ребёнка-сироты, лишается заработка из-за ликвидации предприятия, попадает под сокращение штатов из-за не зависящих от него причин, он вправе требовать от работодателя организовать получение бесплатного дополнительного обучения по иной профессии или специальности с последующим трудоустройством.
При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно - оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно - курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.
В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление жилья, предоставление жилья и контроль за фактическим его использованием до наступления совершеннолетия выпускников, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащих несовершеннолетним выпускникам.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм[26].
В решении данной проблемы хотелось бы обратить внимание на законодательство, которое принимает решения, борющиеся с данной проблемой. Так, постановлением Правительства Москвы от 31 августа 1999 года № 797 было утверждено положение о порядке предоставления жилых помещений и дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном положении, во-первых, перечислены обстоятельства, наличие которых делает невозможным возвращение детей в сохраненное за ними жилое помещение и, следовательно, является основанием для предоставления им другого равноценного жилья, а именно, это следующие обстоятельства: предоставление жилого помещения иным лицам; проживание по любым основаниям в жилом помещении лиц, лишенных родительских прав, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями; несоответствие общей площади жилого помещения на одного проживающего социальной норме предоставления жилых помещений; ухудшение жилищных условий в помещениях и иные обстоятельства, препятствующие созданию нормальных стартовых жилищных условий или социальной адаптации в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при вступлении их в самостоятельную жизнь.
Во-вторых, предоставление жилых помещений выпускникам детских государственных учреждений оформляется первоначально договором безвозмездного пользования жилыми помещениями сроком на 5 лет, и только по истечении 5 лет он переоформляется в установленном порядке на договор социального найма.[27] Таким образом, данный порядок предотвращает возможность утраты выпускником жилого помещения в течение первых пяти лет самостоятельной жизни.
Льготы и выплаты для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ФЗ №159 в 2015-2016 году определены специальные льготы сиротам, которые находятся под охраной государства или воспитываются опекунами. Семейный Кодекс РФ гарантирует, что все дети, оставшиеся без опеки родителей по самым различным причинам, могут получать привилегии при покупке товаров первой необходимости и продуктов питания, при обучении. Кроме того, сохраняется право на жилье, где сирота проживал со своими родителями до их утраты (если оно находилось в собственности), даже если воспитанием будут заниматься другие люди (родственники или нет).
Кого признают сиротой