Особенности организации работы с обращениями граждан МО МВД «Полярнозоринский»
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России "Полярнозоринский" переименован 01 июля 2011 года - приказом УМВД России по Мурманской области от 20.05.2011 г. ОВД по городу Полярные Зори и ОВД по Ковдорскому району объединены в МО МВД России «Полярнозоринский», тем же приказом утверждено штатное расписание МО МВД России «Полярнозоринский» (территориальный орган МВД России на районном уровне), реализующий задачи и функции ОВД на территории города Полярные Зори с подведомственной территорией (сельские населенные пункты Африканда, Зашеек) и на территории муниципального образования Ковдорский район (г. Ковдор, населенные пункты: Енский, Риколатва, Куропта, Лейпи, село Ена). ОВД по Ковдорскому району переименован в Отдел полиции по обслуживанию Ковдорского района.
Основными направлениями деятельности МО МВД России «Полярнозоринский» являются:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов;
11) участие в обеспечении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Обращения граждан в МО МВД Полярнозоринский регулируются Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ
Нормативный акт, регламентирующий деятельность по организации работы с обращениями граждан является Приказ МВД России от 12.09.2013 №707 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Поступление обращений. Граждане в МО МВД России "Полярнозоринский" могут обращаться:
· круглосуточно в дежурную часть,
· записаться на личном прием руководителей,
· направить обращение через средства почтовой связи, интернет.
Регистрация и учет обращений. Все обращения, поступившие в орган внутренних дел в порядке, установленном пунктом 27 Инструкции, подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий 3-х дней со дня их поступления, за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) органов внутренних дел и их должностных лиц при предоставлении государственных услуг, которые регистрируются не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления. В случае поступления обращений в день, предшествующий праздничным или выходным дням, регистрация их производится в рабочий день, следующий за праздничными или выходными днями. Обращение, содержащее информацию о преступлении или об административном правонарушении, поступившее в подразделение делопроизводства (соответствии с приказом МВД РФ №707 от 12.09.2013, пунктом 27 Инструкции) регистрируется, учитывается, докладывается руководителю территориального органа и с его поручением и по резолюции передается в дежурную часть для регистрации в КУСП незамедлительно. Сотрудник подразделения делопроизводства в установленном порядке сообщает гражданину о дате и номере регистрации его обращения в КУСП и вносит указанные сведения в учетные формы подразделения делопроизводства.
Все поступившие обращения регистрируются в группе делопроизводства и режима, при этом сотрудником группы делопроизводства и режима заполняется электронная карточка письменного обращения. Это обращения поступившие из УМВД России по Мурманской области, Приемной МВД России, из других ОВД и лично от граждан.
Каждому обращению присваивается номер 3/167834915 – регистрация общероссийская, именно по этому номеру ведется вся переписка по обращению, меняется только дата.
Личный прием граждан в МО МВД «Полярнозоринский» Личный прием граждан осуществляется в МО МВД «Полярнозоринский» руководящим составом в соответствии с ежемесячным графиком, утверждаемым руководителем органа внутренних дел. Начальник осуществляет прием 1 раз в последний понедельник месяца. Руководители отдела проводят прием каждую среду (вечернее время), пятницу и 1 выходной день месяца.
При личном приеме гражданин предъявляет уполномоченному должностному лицу документ, удостоверяющий его личность. Карточки личного приема в письменной форме заполняются должностными лицами, осуществляющими прием, или уполномоченными должностными лицами.
Сотрудник, осуществляющий прием граждан заполняет карточку личного приема граждан.
В карточку личного приема вносятся следующие сведения:
• Дата приема.
• Фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина.
• При необходимости – почтовый адрес для направления письменного ответа.
• Фамилия, инициалы должностного лица, осуществляющего прием.
• Содержание обращения в устной форме на личном приеме.
• Информация о результатах приема.
• Регистрационный номер и дата письменного обращения, полученного в ходе приема, а также организационное решение о порядке его рассмотрения.
• Фамилия, инициалы, должность лица, внесшего сведения в карточку личного приема.
Запрещается оформление резолюций на карточке личного приема. Заполненные карточки личного приема в тот же день передаются в подразделение делопроизводства.
В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки:
· Ответ с согласия гражданина может быть дан устно в ходе приема, о чем проставляется отметка в карточке личного приема.
· Если гражданин просит представить письменный ответ, составляется рапорт о содержании устного обращения с указанием сведений, предусмотренных пунктом 187 Инструкции, который подлежит регистрации, учету и рассмотрению в порядке, установленном Инструкцией.
При необходимости проведения дополнительной проверки гражданину предлагается оставить письменное обращение, которое подлежит регистрации, учету и рассмотрению в порядке, установленном Инструкцией. На первом листе принятого в ходе приема письменного обращения проставляется отметка «Принято на личном приеме». По просьбе гражданина на копии письменного обращения проставляется аналогичная отметка с подписью сотрудника, принявшего обращение, с указанием даты. Копия карточки личного приема гражданину не выдается. В ходе приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ранее ему был дан ответ по существу поставленных вопросов, в том числе в случае прекращения с ним переписки и при отсутствии новых доводов, подлежащих проверке. В случае грубого, агрессивного поведения гражданина прием прекращается, о чем делается запись в учетной форме. Граждане с признаками алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения на прием не допускаются.
Особенности рассмотрения отдельных обращений. Аналогичное обращение, поступившее из другого государственного органа или органа местного самоуправления, являющееся копией или дубликатом первого обращения, срок рассмотрения которого истек, не рассматривается, а гражданину направляется письменное сообщение о ранее направленном ответе.
Переписка с гражданином по вопросу, на который ему ранее давался ответ, прекращается решением руководителя органа внутренних дел по мотивированному заключению (в центральном аппарате Министерства – докладной записке) о признании неоднократного обращения безосновательным. От имени органа внутренних дел гражданину письменно сообщается о прекращении с ним переписки с подробным обоснованием решений, принятых по поставленным вопросам, и указанием реквизитов предыдущих ответов.
Последующие обращения проверяются на предмет отсутствия новых доводов и обстоятельств, требующих дополнительной проверки, и без рассмотрения по существу списываются в дело по докладной записке сотрудника подразделения, осуществлявшего рассмотрение предыдущих обращений, или сотрудника подразделения делопроизводства. Ответы на такие обращения не даются.
Заявление о прекращении рассмотрения обращения регистрируется в порядке, установленном Инструкцией. Данное заявление поддерживается, если в полученных материалах нет сведений о наличии нарушений закона, требующих принятия мер реагирования. Если в обращении усматриваются признаки неправомерных действий (бездействия) сотрудников органов внутренних дел, проверка продолжается в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России. Заявление о прекращении рассмотрения обращения приобщается к материалу первого обращения, о чем письменно сообщается гражданину.
Подготовка и направление ответа на обращение. Текст ответа составляется в официально-деловом стиле с указанием организации, откуда поступило обращение, а также всех обращений, объединенных в один материал, без нерасшифрованных служебных аббревиатур, например: ГУОБДД, УКОПиПП ГУОООП МВД России. Запрещается направлять ответы с исправлениями, ошибками (в том числе в реквизитах).
Гражданину на одно его обращение направляется один ответ, несмотря на количество вопросов, изложенных в нем.
Ответ на обращение должен быть своевременным, полным, мотивированным, достоверным, а также содержать ссылки на нормативные правовые акты, послужившие основанием для принятия решения. Ссылки на нормы права без приведения содержания нормативных положений не допускаются.
Ответ на обращение не дается в случае:
• Если обращение признано уполномоченным должностным лицом анонимным.
• Если обращение признано уполномоченным должностным лицом безосновательным и переписка по вопросам, поставленным в обращении, прекращена.
-Ответ на обращение по существу поставленных вопросов не дается (о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения письменно уведомляется гражданин, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению):
-Если обращение признано некорректным по содержанию, изложению или форме. В случае признания обращения некорректным по содержанию гражданин предупреждается о недопустимости злоупотребления правом на обращение.
-Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел.
-Если в обращении обжалуется судебное решение.
-Если невозможно подготовить ответ без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Обращение оставляется без ответа на основании резолюции руководителя самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела на докладной записке непосредственного исполнителя или сотрудника подразделения делопроизводства.
В текстовой части одного ответа на несколько объединенных
в материале аналогичных обращений делается обязательная ссылка на все их номера, адресаты (если имеются), а также указываются сведения, откуда получены данные обращения.
Материалы, необходимые для ответа на обращение, представляются с проектом ответа для доклада руководителю органа внутренних дел не позднее 3 рабочих дней до истечения срока рассмотрения обращения, за исключением обращений, срок рассмотрения которых составляет менее пяти рабочих дней.
Результатом рассмотрения обращений, в том числе полученных в ходе личного приема граждан, являются:
1. Ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов (письменный или устный, данный в ходе личного прима).
2. Уведомление (письменное или устное, данное на личном приеме):
· об оставлении его обращения без ответа по существу поставленных вопросов с изложением причин;
· о переадресации обращения в государственный орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.
Принятие решения о списании обращения в номенклатурное дело без ответа на основании рапорта или докладной записки сотрудника, осуществляющего рассмотрение.
Ответ по существу поставленных в обращении вопросов направляется гражданину в письменной форме или в форме электронного документа на официальном бланке и подписывается в следующем порядке:
· на первое обращение – руководителем самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела;
· на неподдержанное повторное обращение (сведения в котором не подтвердились) – вышестоящим руководителем (по отношению к должностному лицу, подписавшему первое обращение);
· на безосновательное обращение, в котором обжалуется ответ заместителя начальника органа внутренних дел, – начальником органа внутренних дел с одновременным прекращением переписки.
Ответ на письменное обращение гражданина, поступившее с личного приема, направляется за подписью принимавшего его должностного лица или уполномоченного им должностного лица.
Заключение подписывается сотрудником, проводившим проверку, и утверждается должностным лицом, уполномоченным на подписание ответа, не ниже начальника отдела.
Заключение по результатам рассмотрения обращения не может быть заменено заключением служебной проверки.
Хранение обращений. Каждое письменное обращение и все документы, относящиеся к его рассмотрению, формируются и сшиваются в отдельное дело/материал в следующей последовательности:
· титульный лист;
· опись документов, находящихся в материале;
· лист резолюций по письменному обращению;
· письменное обращение, приложения к нему (при их наличии) и конверт;
· материалы проверки по письменному обращению (в случае ее проведения), а также копии уведомлений гражданину и рапорт о продлении срока рассмотрения (при наличии);
· мотивированное заключение по результатам рассмотрения;
· копия ответа гражданину с датой и номером регистрации, заверенная сотрудником подразделения делопроизводства;
· копия заключения служебной проверки в отношении виновных сотрудников, а также приказов о привлечении их к дисциплинарной ответственности (в случае окончания служебной проверки на день утверждения заключения по результатам проверки).
Листы в материале нумеруются карандашом в правом верхнем углу.
Хранится в номенклатурном деле в группе делопроизводства и режима. Каждое обращение хранится отдельно, не сшиваются между собой. Срок хранения 5 лет. Запрещается расшивать законченный производством и списанный в дело материал по письменному обращению, а также изымать из него какие-либо документы. Срок хранения обращений 5 лет.
Сотрудникам подразделений делопроизводства запрещается принимать на хранение нерассмотренные письменные обращения без отметки руководителя самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела «В дело №____» на заключении или копии ответа, а также материал, сформированный в нарушение установленных требований.
Анализ работы с обращениями граждан ОВД по г. Полярные Зори и МО МВД России "Полярнозоринский" за 2014 - 2016 гг. Анализ работы с обращениями граждан проводится группой делопроизводства и режима (ГДиР) ежеквартально и ежегодно в предоставлении отчетной документации в УМВД России по Мурманской области для систематизации итогов работы и предоставления сведений в МВД России (количество, качество рассмотрения, тематика). Количественная составляющая зависит от того, насколько активны сами граждане.
Количество поступивших обращений за 2014-2016 гг. представлено на Рис. 1.
Рис. 1. Поступления обращений граждан за 2014-2016 года
За 2014 год в ОВД всего было зарегистрировано 227 обращений.
За 2015 год в ОВД всего было зарегистрировано 211 (от граждан – 173, Органов исполнительной власти субъекта РФ - 38) (в 2014 году – 227) обращений. Из них: 183 заявлений, 27 жалоб (повторные жалобы - 2), 1 предложение. Доложено начальнику 194. Взято было на текущий контроль – 169. Перерегистрировано в книгу учета сообщений о происшествиях (КУСП) – 40.
Количество видов обращений поступивших за 2015 г. представлено на Рис. 2.
Рис. 2. Количество видов обращений поступивших в МО МВД России «Полярнозоринский» за 2015 год.
За 2016 год в ОВД всего было зарегистрировано 238 обращений. Из них: 205 заявлений, 31 жалоба, 2 предложения.
Количество видов обращений поступивших за 2016 г. представлено на Рис. 3.
Рисунок 3. Количество видов обращений поступивших в МО МВД России «Полярнозоринский» за 2016 год.
Рекомендации по улучшению организации работы по обращениям граждан в МО МВД «Полярнозоринский»
Делопроизводство по обращениям граждан ведется в строгом соответствии с требованиями Федерального закона 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и приказом МВД России от 12 сентября 2013 года № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». В настоящее время существует необходимость в усовершенствовании технической стороны организации работы и навыков работы с сервисом электронного документооборота, где производится регистрация обращении граждан. Усовершенствование Сервиса электронного документооборота находится на контроле министра МВД России.
Заключение
Работа с обращениями граждан - отдельное направление деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, призванное обеспечить защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан.
Под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина.
Ответственность за организацию в подразделениях системы МВД России работы по рассмотрению обращений граждан возлагается на их руководителей.
Перед началом аналитической работы по выбранной теме нами был определен ряд задач:
• изучить историческое развитие института обращений граждан;
• изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую организацию работы с обращениями граждан;
• рассмотреть основные аспекты, определяющие организацию работы с обращениями граждан;
• проанализировать организацию работы с обращениями граждан в МО МВД «Полярнозоринский».
Для их решения были проанализированы нормативно-методические документы по теме исследования, история возникновения обращений, порядок организации работы с обращениями граждан, в частности, применяемый в Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел России «Полярнозоринский». Руководством МО МВД России "Полярнозоринский" организована работа по рассмотрению устных и письменных обращений граждан. МО МВД России «Полярнозоринский» обслуживает территории Полярнозоринского и Ковдорского районов.
Работа с обращениями граждан - отдельное направление деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, призванное обеспечить защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан.
Работа с обращениями граждан основывается на принципах гласности и открытости. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и других лиц.
Организация работы с обращениями граждан обеспечивает следующие задачи:
· Регистрация всех поступающих обращений граждан;
· Контроль за рассмотрением обращений и выполнением принятых по ним решений;
· Информирование граждан о решениях, принятых по их обращениям;
· Направление непрофильных для организаций обращений по принадлежности с обязательным уведомлением граждан;
· Систематический анализ, рассмотрение результатов рассмотрения обращений, выявление и устранение причин, которые порождают нарушение прав и интересов граждан.
Делопроизводство по обращению граждан ведется централизованно и отдельно от других видов делопроизводства. Ведение делопроизводства по обращению граждан возлагается на специально обученных и уполномоченных должностных лиц. В организациях, в которые поступает большое количество обращений, могут создаваться специальные структурные подразделения для работы с ними.
Таким образом, поставленная цель, на основе которой определены задачи была достигнута.
Список информационных ресурсов
Оформление учебников и учебных пособий:
1. Конституция Российской Федерации (РФ)
2. Указ Президиума ВС СССР №2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г. (в редакции Указа Президиумы ВС СССР от 4 марта 1980 г. №1662-Х, с изменениями от 2 февраля 1988 г.
3. Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
4. Приказ МВД России от 12 сентября 2013 года № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».
5. Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 декабря 2007 г. N 200. // Законность, N 4, 2008.
6. Кабашов, С. Ю. (2010). Организация работы с обращениями граждан в истории России. Учебное пособие [Текст]. Москва: Флинта.
7. Российское законодательство X - XX веков, т.2,- М.
8. Омельченко О.А."Законная монархия" Екатерины II. М., 1993. С. 315-316.
9. Российское законодательство X-XX веков, т. 6, 1998, с. 72-74
10. Свод законов Российской империи, т. 4, II, ст. 99-107
11. Собрание узаконений, 1905, № 30, ст. 245
12. Ямпольская Н.А. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях // Вопросы советского государственного права. – 1959 – с. 64
13. Е.В. Надыгина. Инновационные подходы к преподаванию дисциплины «Обращения граждан в Российской Федерации». Учебное пособие. – 2012
14. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе
15. Общее административное право: Учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова. Изд. Воронежский гос. университет. 2007. С – 627.
Оформление периодических изданий:
16. Бородин И.А. О праве граждан на обращения в защиту своих прав и свобод/И.А. Бородин// Военно-юридический журнал. - 2009. - № 8. - С. 23-27.
Оформление электронных ресурсов:
17. Портал PRO – делопроизводство. Организация работы с обращениями граждан: закон есть, но проблемы остаются. https://www.sekretariat.ru/article/102212-organizatsiya-raboty-s-obrashcheniyami-grajdan-zakon-est-no-problemy-ostayutsya
18. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. История http://gov.spb.ru/gov/admgub/c_complaint/istoriya/
19. Официальный сайт Администрации Каменнобродского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области http://kamennobrod.ru/formy-obrascheniya-grazhdan.html
20. Закон Московской области «Об обращениях граждан», Принят постановлением Московской областной Думы 27 сентября 2006 г. N 10/191-П // Электронный ресурс: официальный сайт Правительство Московской области, раздел нормативные документы http://www.mosreg.ru/data/?chapter_id=236МВД России. Приказ МВД России от 12.09.2013 №707 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации https://mvd.ru/mvd/documents/20120328164545/item/1910123/
21. Муниципальное право. Соблюдение прав и свобод человека и граждан в деятельности органов местного самоуправленияhttp://zakon-municipal.ru/index.php?whatdo=full&id=807
22. Консультант Плюс. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/64ac25179c36f8061dd31ad0369783e528a0fb20/
[1] https://www.sekretariat.ru/article/102212-organizatsiya-raboty-s-obrashcheniyami-grajdan-zakon-est-no-problemy-ostayutsya
[2] Кабашов, С. Ю. (2010). Организация работы с обращениями граждан в истории России. Учебное пособие [Текст]. Москва: Флинта.
[3] http://gov.spb.ru/gov/admgub/c_complaint/istoriya/
[4] Российское законодательство X - XX веков, т.2,- М.
[5] http://gov.spb.ru/gov/admgub/c_complaint/istoriya/
[6] Омельченко О.А."Законная монархия" Екатерины II. М., 1993. С. 315-316.
[7] Российское законодательство X-XX веков, т. 6, 1998, с. 72-74
[8] Свод законов Российской империи, т. 4, II, ст. 99-107
[9] Собрание узаконений, 1905, № 30, ст. 245
[10] Государственный архив Российской Федерации, ф. 523, ОП. 7, д. 118, л. 2
[11] Администрация Санкт-Петербурга http://gov.spb.ru/gov/admgub/c_complaint/istoriya/
[12] Конституция Российской Федерации (РФ) Глава 2 ст. 33
[13] http://kamennobrod.ru/formy-obrascheniya-grazhdan.html
[14] Указ Президиума Вс Ссср №2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г. (в редакции Указа Президиумы ВС СССР от 4 марта 1980 г. №1662-Х, с изменениями от 2 февраля 1988 г.
[15] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/64ac25179c36f8061dd31ad0369783e528a0fb20/
[16] Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Ст 6, п. 1
[17] Общее административное право: Учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова. Изд. Воронежский гос. университет.
2007. С – 627.
[18] Бородин И.А. О праве граждан на обращения в защиту своих прав и свобод/И.А. Бородин// Военно-юридический журнал. - 2009. - № 8. - С. 23-27.
[19] Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением
[20] http://zakon-municipal.ru/index.php?whatdo=full&id=807
[21] Ямпольская Н.А. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях // Вопросы советского государственного права. – 1959 – с. 64
[22] Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе
[23] Там же.
[24] Там же.
[25] Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 декабря 2007 г. N 200. // Законность, N 4, 2008.
[26] Закон Московской области «Об обращениях граждан», Принят постановлением Московской областной Думы 27 сентября 2006 г. N 10/191-П // Электронный ресурс: официальный сайт Правительство Московской области, раздел нормативные документы http://www.mosreg.ru/data/?chapter_id=236