Политическое сознание и культура
I. Политическое сознание, его сущность, структура и типы.
II. Политическая культура: сущность, типы, функции, место и роль в политической системе общества.
Основной целью изучения данной темы является выяснение сущности политического сознания и политической культуры, их роли в политической жизни общества, влияния на политическое поведение различных социальных общностей и личности. Важно также осмыслить состояние политического сознания и политической культуры в современных условиях, тенденции их развития и перспективы.
I. Политическое сознание представляет собой исторический продукт: оно возникает и формируется с разделением общества на классы, слои (страты), социальные группы, с появлением государства и политики как специфической формы общественной жизни. Политическое сознание – это отражение и осознание людьми своего политического бытия, политической действительности, интересов и целей политических сил общества, это совокупность идей, теорий, воззрений, представлений и т.д. Разумеется, все эти элементы необходимо рассматривать в диалектической взаимосвязи. При этом следует иметь в виду, что основой политического сознания являются, в конечном счете, экономические отношения того или иного общества. Но как результат сознательной деятельности людей политика сама оказывает огромное влияние на экономику, на ход общественного развития. Этот процесс может выражаться в конституциях, договорах, декларациях и других государственных документах, в партийных программах, в теоретических работах, речах политических лидеров, в средствах массовой информации, в публицистической литературе и т.п. Политическое сознание возникает как осознание общности экономического положения представителей тех или иных социальных групп и обусловленных им общих интересов и потребностей.
В сфере практически-политической жизни политическому сознанию принадлежит функция определения путей и средств деятельности государства, классов, различных слоев общества, партий. Она направляет социальные силы на создание такой власти, которая бы обеспечивала осуществление их интересов.
По сравнению с другими формами общественного сознания (моралью, религией и др.) политическое сознание имеет свои особенности:
а) оно более динамично, подвижно, так как непосредственно отражает реальные условия жизненного бытия людей и в большей мере реагирует на все изменения этих условий. К примеру, христианство хотя и претерпело эволюцию за 2000 лет, но его основные заповеди, догматика остались неизменными. Политическое же сознание может кардинальным образом измениться буквально в течение нескольких лет (особенно в годы бурных социальных потрясений);
б) политическое сознание более идеологично в отличие от других форм общественного сознания. Это обусловлено тем, что оно выражает коренные экономические интересы социальных групп. В данном случае прослеживается большая зависимость социально-экономического положения данных групп и их политических предпочтений (при этом, конечно, следует учитывать, что нет и быть не может прямо однозначного соответствия в каждом конкретном случае между экономическим положением индивида и его политическими взглядами. Истории известны случаи исключения из правил, которые, правда, лишь подтверждают эти правила). К примеру, отношение к творчеству того или иного художника, композитора, писателя прямо не зависит от социального статуса личности: оно определяется его духовным миром, художественными вкусами. Другое дело политическое сознание: социальная база тех или иных политических идеологий и исповедующих их партий вполне предсказуема.
Следует заметить, что политическое сознание часто является посредником между другими формами общественного сознания, оно выступает как интегрирующий элемент, пронизывающий и воздействующий на все другие формы.
Рассматривая в политологии категорию политического сознания, нужно иметь в виду и то, что любое общество представляет собой сложную систему как результат политической деятельности различных социальных групп, слоев, личностей и создаваемых ими различных политических институтов. Определяется эта деятельность множеством факторов, среди которых исторические, экономические, социальные, идеологические, психологические, культурные и др. Все они оказывают влияние на политические процессы, на характер поведения субъектов в политической жизни.
Необходимо учитывать также и то, что многообразные социальные группы, слои в современном обществе весьма неоднородны, имеют специфические интересы и ценностные ориентации, а под влиянием научно-технической революции их отношения еще более усложнились. В спектре политического сознания находят выражение интересы различных пограничных, маргинальных слоев и групп. Содержание и характер политического сознания детерминируется также и национальными интересами, которые при определенных условиях могут выдвигаться на передний план и доминировать. Об этом свидетельствуют события, происходящие в России, Молдове, Грузии, Югославии, Азербайджане и т.д.
Таким образом, в практике управления общественными процессами важно изучать состояние политического сознания как общества в целом, так и отдельных субъектов общественной жизни, стремиться к достижению консенсуса в политических позициях, способствовать формированию такого сознания, которое наиболее полно выражает потребности социального прогресса, создавая условия для стабильности его функционирования.
В структуре политического сознания выделяют:
а) теоретико-научное осмысление политических реалий (политология и другие общественные науки);
б) эмпирическое, обыденное восприятие политики, политической реальности, не имеющее концептуальной формы, а складывающееся на основе мироощущений, непосредственного жизненного опыта, оно включает некоторые элементарные политические знания, социально-психологические установки;
в) в политическое сознание включаются и такие компоненты, как нормы и правила политической игры, поведенческие стереотипы.
Политико-теоретическое сознание представляет более высокий уровень. Это совокупность идей, взглядов, учений, возникающих на основе научного исследования политических отношений, процессов, институтов и проникновения в их сущность, выявления глубинных взаимосвязей и противоречий, закономерностей развития.
Компонентом теоретического сознания выступает политическая идеология. Научная теория дает знание о предметах или явлениях действительности, будучи совершенно беспристрастной, объективной. Идеология, давая знание, вместе с тем содержит оценку, выражает определенное отношение к предмету знания, что обусловлено интересами социальных групп, с позиций которых в идеологии отражается действительность.
В этой связи важно знать, чем определяется характер взаимосвязи науки и идеологии. Он зависит от конкретно-исторических и социальных условий, места и роли социальной группы в общественном прогрессе социального слоя, который выступает носителем данной идеологии.
Рассматривая второй структурный элемент политического сознания, некоторые авторы различают эмпирический и обыденный уровни. Первое характеризует непосредственно практический опыт субъекта, второе – совокупность идей и взглядов класса, социального слоя или группы людей, возникающих непосредственно из будничной жизни. Оно отличается от первого тем, что в его содержании имеются идеологические и теоретические элементы. Обоим присущи ярко выраженные социально-политические черты: чувства, настроения, эмоции, импульсивность, острота восприятия полей, процессов и действий. Все это придает им особую динамичность, гибкость, способность чутко реагировать на изменившиеся политические условия, а иногда возможно существенное воздействие на ход исторического процесса. Примером могут служить известные события в ноябре
1989 г. в Чехословакии, когда произошла «бархатная» революция, активную роль в которой сыграли студенты, или события в декабре 1989 г. в Румынии, приведшие к падению режима Чаушеску.
Особенно рельефно уровень политического сознания проявляется в поведении индивидов там, где действуют стихийно образующиеся общности людей, легко поддающиеся манипулированию со стороны организованных сил.
В политической жизни нередко можно встретить термин «классовое политическое сознание», которое представляет широкую совокупность самых различных образований на уровнях психологии и идеологии, эмоций и логики, обыденного и теоретического сознания, рациональных и далеких от науки представлений.
По мнению политологов, социологов, появление массового политического сознания связано с ростом массы людей, участвующих в политической жизни, неоднородным составом участников, усложнением социально-экономических и политических отношений в современных условиях. Как правило, массовое политическое сознание разнообразно как по форме, так и по содержанию в условиях любого общества, но особенно это проявляется в республиках постсоветского пространства. Об этом свидетельствует возникновение в этих странах различных общественно-политических объединений, партий, движений, в том числе и асоциальной направленности. В условиях, когда длительное время не удовлетворяются потребности, интересы и социальные ожидания значительной части населения, нарастает социально-политическая напряженность в обществе, что находит выражение в политическом сознании, в общественных настроениях и массовых действиях, в том числе и деструктивных.
Для более полной характеристики политического сознания следует остановиться на некоторых его категориях, типах. Условно можно выделить следующие категории политического сознания: политическое настроение (политическая решимость, апатия, политическая неуверенность); политическое мнение; политическое воображение; политические мифы; политический имидж (образ политика); политический кредит доверия; «козел отпущения» в политике и др. Последняя категория имеет историческую подоплеку. У древних иудеев существовал обычай: раз в год выбирали одного козла и «перекладывали» на него все грехи племени, а потом прогоняли его на верную смерть (отпускали). К сожалению, образно говоря, этот древний обычай все чаще используют «сильные мира сего» в сложившемся однополярном мире. Такими «козлами отпущения» оказались целые народы – Югославии, Ирака, Судана, сюда же можно отнести и политику двойных стандартов, проводимую рядом стран по отношению к неугодным, на их взгляд, государствам, которые стремятся вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Причем всеми доступными средствами буквально вдалбливается в сознание людей правомерность своих действий.
Политическое сознание каждого человека индивидуально. Но, несмотря на все особенности, можно выделить следующие типы: консервативное, консервативно-элитарное, неоконсервативное, либеральное, либерально-технократическое, либерально-реформистское, радикально-революционное, леворадикальное, праворадикальное*.
В заключение следует подчеркнуть, что на этапе современного развития общества значительно возрастает роль политического сознания. Это обусловлено тем, что интенсивно идет процесс политизации общественной жизни, выражающийся в деятельности многочисленных партий, общественно-политических групп и движений, в разнообразии мнений, взглядов. Все это требует глубокого политического осознания происходящих процессов.
Нам представляется, что в формировании политического сознания должны учитываться следующие моменты.
Во-первых, необходим научный подход в этом процессе на основе общенаучных методов, таких, как: индукция и дедукция, анализ и синтез, сочетание исторического и логического анализа, моделирование: математическое, кибернетическое, прогностическое и др. В данном контексте огромная роль принадлежит эмпирическим исследованиям, и, прежде всего, социологическим.
Во-вторых, необходимо комплексно использовать все источники информации об общественном мнении, поскольку ни один из них сам по себе не может считаться достаточным для принятия политических решений при воздействии на политическое сознание. И здесь требуется значительная и постоянная организационная работа по активизации выражения общественного мнения (выступление средств массовой информации, «круглые столы», прямая телефонная связь населения с руководителями и т.п.).
В-третьих, важно тщательное изучение самих субъектов политического сознания, проверка достоверности получаемых сигналов, умение отделять сиюминутные настроения от устойчивых. Необходимы поиски сближения, лояльность к оппонентам, взаимопонимание, консенсус, компромисс, наконец.
С политическим сознанием тесно связана политическая культура. Политическое сознание выступает одним из факторов реализации политической культуры наряду с политическим поведением. Само словосочетание «политическая культура» было введено в оборот в XVIII в. видным мыслителем эпохи Просвещения И. Гердером, но только в середине ХХ в. это понятие оформляется как концепция. В 1950-е годы проблема политической культуры стала активно разрабатываться в американской
(Г. Алмонд, С. Верба) и западноевропейской политологии
(Е. Вятр, Р. Роуз, И. Дюверже и др.). Однако следует заметить, что политическая культура как социальное явление возникла с расколом общества на различные социальные группы, слои (страты) и появлением государства. Как известно, начало политической жизни было положено в странах Древнего Востока, Античной Греции и Рима: возникновение знаний о политике, государстве, политическом поведении и искусстве управления политической жизнью следует рассматривать как появление политической культуры. Анализ феномена политической культуры содержится в трудах Конфуция, Платона, Аристотеля, а также
Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др.
В современных условиях политологи рассматривают политическую культуру как общественное явление, которое может быть осмыслено лишь в контексте со всеми сторонами общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной и международной. Политическая культура – это составная часть политической системы, выражающая степень сознания и политического участия людей в решении государственных и общественных дел, демократизацию всех сфер общественной жизни, а также важнейший элемент духовной культуры, ее идеологический, мировоззренческий аспект.
Вообще, в политической литературе, особенно западной, существует множество определений политической культуры. Их можно свести к четырем типам: «психологическому», где культура рассматривается как система ориентаций на политические объекты; «всеобъемлющему», включающему как установки, так и политическое поведение индивидов; «объективному», в котором культура представляется как определенный ограничитель поведения индивида; «эвристическому» – эвристическая деятельность (методы, используемые в процессе открытия нового, продуктивное творческое мышление).
Известно, что политиками не рождаются, ими становятся. Процесс формирования политической культуры в современном обществе проходит в три этапа.
Первый этап начинается в самом раннем возрасте, когда ребенок приобретает первые сведения о политике в семье, через средства массовой информации, в ближайшем окружении.
Второй этап связан со школой и юностью. В это время происходит накопление знаний о политике, вырабатывается отношение к ней. Идет процесс включения новых механизмов передачи политических ценностей от одного поколения к другому, усиление влияния различных общественных организаций и объединений, молодежных групп, всех духовных ценностей.
Третий этап продолжается в течение всей остальной жизни человека по мере вхождения его в те или иные социальные слои, группы, классы, партии, приобретения опыта в реальном потоке политических событий.
Образцы политической культуры приобретаются путем политической социализации как процесса введения в политическую жизнь. Это определяется качеством данной политической системы, ее демократичностью, а также степенью развития духовной культуры: науки, образования, литературы и искусства.
Политические знания составляют существенный детерминант и важную часть политической культуры. Поэтому следует учитывать следующие аспекты знания:
§ состояние объективного знания о политических явлениях;
§ исторические знания, опирающиеся на неискаженную историографию;
§ знания о перспективах развития человеческого общества.
Политическая культура базируется на определенных ценностях, таких, как проблемы сохранения мира, природы, духовной и материальной культуры, отношение к собственности, социальная справедливость во всех сферах, участие в управлении государственными и общественными делами. Следовательно, политическая культура – это синтез политических знаний и политического опыта, политической сознательности и политической деятельности. Политическая культура личности зависит от политической культуры общества в целом, от той социально-политической среды, в которой эта личность находится, живет, трудится, от демократизации общественной жизни.
Изучая сущность, процесс формирования политической культуры, т.е. весь многогранный комплекс ее развития, следует учитывать специфические предпочтения и взгляды различных групп людей на явления власти, их отношение к правящим элитам, участию в управлении, контроле и организации политической жизни и т.п., которые формируют отдельные фрагменты общей политической культуры общества. Такие образования называются политическими субкультурами (модификации политической культуры общества, обусловленные классовыми, этническими, демографическими и другими различиями). Субкультуры, являясь порождением глубоких расколов в поляризованной политической культуре, отличаются друг от друга базовыми ценностями, воззрениями людей и их ориентациями. Политические субкультуры делятся на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные различаются по социальным и демографическим характеристикам, горизонтальные основываются на религиозных, этнических, региональных особенностях. Таким образом, субкультуры – это миникультуры, самостоятельные автономные образования.
Для более глубокого изучения указанной темы необходимо остановиться на типологии политической культуры. Разумеется, ее типы зависят от специфики политических систем (демократический, тоталитарный, авторитарный), от идеологических различий (либеральный, коммунистический, социал-демократический и т.д.), от открытости или закрытости политических ценностей и т.д. Однако в политической литературе наибольшее распространение получила типология политических культур, предложенная западными политологами Г. Алмондом и С. Вербой в работе «Гражданская культура». Ими выделены три типа.
1. Патриархальный тип политической культуры (к нему еще относят «приходскую», «провинциальную», «неразвитую»). Для этого типа характерны ограниченные знания граждан о государстве и его ценностях, отсутствие у людей знаний о политике и политической системе, замыкание на местной или этнической солидарности.
2. Подданнический. Этому типу свойственно пассивное политическое поведение, некритическое отношение к господствующим в обществе ценностям и слабое их осмысление, ориентация только на существующие политические институты.
3. Активистский. Граждане активно участвуют в политической жизни, пытаются активно воздействовать на процессы принятия решений, умело формируют собственные интересы. Государство и граждане выступают как равноправные партнеры.
В современной общественной науке выделяется еще один тип политической культуры, который занимает центральное место в политической системе общества – либерально-демократический, важнейшим компонентом которого выступает идея плюрализма во всех сферах общественной жизни. Здесь отчетливо прослеживается принцип многообразия, например, в политической сфере – это деятельность различных партий, движений, организаций, группировок; в социальной сфере – деятельность различных классов, слоев, социальных групп, других социальных общностей; в культурной сфере – разнообразие этнических, региональных и иных культур, средств массовой информации и т.д.; в экономической сфере – разнообразие форм собственности. Сущностным фактором этого типа является идея гражданского общества и правового государства, в которых право и правовая система представляют собой гарантии свободы каждого индивида выбирать по собственному усмотрению морально-этические ценности, сферу и род деятельности. В обществе должен господствовать закон, который призван гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности, жилища и частной жизни, духовную свободу.
Завершая краткую характеристику основных типов политической культуры, следует заметить, что в чистом виде данные типы не существуют: они постоянно находятся в диалектической взаимосвязи, т.е. взаимопроникновении, взаимодействии.
Рассматривая проблемы политической культуры, необходимо выяснить также и ее функции. Остановимся на некоторых из них.
Воспитательная. Несомненно, высокий уровень политической культуры воспитывает у граждан гуманизм, патриотизм, интернационализм, любовь к Родине в широком смысле слова и т.д. И наоборот, низкий уровень порождает у людей веру в различные слухи и домыслы, сенсации и т.п. Отсюда важность этой функции несомненна.
Нормативно-регулирующая. Через принятые в обществе политические идеалы, нормы, традиции политическая культура способствует утверждению согласия, консенсуса в обществе, реализации интересов социальных групп, других социальных общностей.
Прогностическая. Знание состояния политической культуры классов, социальных слоев и групп населения, их ценностных ориентаций позволяет предвидеть возможные варианты их реакции и практических действий в конкретных условиях и сложных ситуациях.
Социализационная – связана с процессом политической социализации, реализуется путем усвоения обществом политических знаний, требуемых и пропагандируемых созданными для этого официальными институтами политической системы, а также политическими партиями, общественными организациями и объединениями, хотя цели и задачи отдельных социализирующих субъектов не всегда могут быть тождественными.
Интеграционная – заключается в мобилизации общества вокруг политических ценностей. И чем большая часть общества признает данные ценности как общенародные, тем в большей степени реализуется эта функция. Она способствует развитию форм и методов демократии, передает политический опыт, положительные традиции от одного поколения к другому и тем самым является своеобразным социальным аккумулятором общества, его памятью.
Управленческая. Некоторые политологи считают ее ведущей в политической культуре. Речь идет, прежде всего, о положительном отношении в обществе к самоуправлению. В условиях самоуправления формируется новый тип личного интереса, в котором отражаются общественные цели и задачи, потребности, растет социально-политическая активность людей, реализуется право личного вклада каждого члена общества в усовершенствование экономических, политических и социальных отношений, соответствующих характеру развития общества. Здесь особенно велика роль политического творчества масс, где участие их во всех сферах социальной и политической жизни создает необходимые предпосылки для повышения уровня политической культуры общества.
Завершая освещение этого вопроса, можно еще отметить, что некоторые политологи выделяют такие функции политической культуры, как мировоззренческая, коммуникативная, аналитическая, теоретико-познавательная и другие. При анализе этих точек зрения вполне можно согласиться с положением о значительной роли данных функций политической культуры.
В заключение вполне обоснованно можно сделать вывод о том, что место и роль политической культуры в политической системе общества исключительно велика. Такой вывод базируется на следующем.
Во-первых, человечеством накоплен уникальный опыт функционирования политсистем как продукта активного творчества масс разных стран. Синтезом этого исторического опыта выступает политическая культура, без которой невозможна ни качественная характеристика политических процессов, ни функционирование механизма общества в целом. Ведь политкультура – это уровень и характер политических знаний и оценок; содержание и качество традиций, ценностей, норм, регулирующих политические отношения.
Во-вторых, политическая культура – и продукт, и ускоритель общественного и культурного прогресса. В основе ее – динамика развития культуры в целом; она – важная составляющая духовной жизни наряду с мировоззренческой, нравственной, эстетической, экологической, художественной культурами, которые активно с ней взаимодействуют.
В-третьих, интерес к политической культуре связан с необходимостью заново осмыслить разнообразные подходы к ней, т.е. возникла потребность в базовой методологии изучения ее истории, теории и практики. Это особенно остро проявилось на рубеже XX–XXI столетий, когда динамизм политических отношений требует активной типизации политических культур разных стран, народов, уровней развития и структур общества.
В-четвертых, обновленческие процессы в республиках постсоветского пространства, Восточной Европы усиливают интерес народов мира к характеру политической культуры этих стран, так как демократизация, политизация, гуманизация общества этих регионов тесно связана с судьбами всего человечества, с политической культурой XXI века.
В-пятых, в современных условиях происходит становление новой политической культуры, как в «общеевропейском доме», так и на уровне мирового сообщества в целом. Ее синтезирующий тип должен стать основой будущего ненасильственного мира, где культурные способы общения и решения политических проблем становятся реальностью, где взаимоузнавание и взаимопонимание немыслимы вне политической культуры.
Таковы основные положения, проблемы и перспективы изучаемой темы.
ЛЕКЦИЯ XV