Таможенная политика конца XVIII в.
Начиная с первых лет царствования Екатерины II, шло постепенное уменьшение пошлин. В 1782 г средний размер пошлин составлял 11%, а самая низкая 2 – 3,5%. Однако в период её правления очень страдала внутренняя и заграничная торговля. Тариф 1766 г. был проникнут идеями умеренного протекционизма, а 1782 г. – физиократизма. Эти быстрые перемены не позволяли устраивать фабрики и заводы т. к. был риск потерпеть убытки. Это свидетельствует так же о том, что таможенная политика в рассматриваемый период характеризуется непоследовательностью и нестабильностью. Однако все принятые меры способствовали усилению товарооборота и росту внешнеторговых центров, хотя доля России во внешней торговле не соответствовала её потенциалу.
Тем не менее существенное влияние на изменение таможенной политики России в конце XVIII века оказали революционные события во Франции. 10 августа 1792 г. там была свергнута монархия, через два дня семья короля оказалась под стражей; 20 сентября войска интервентов, вторгшиеся во Францию, потерпели сокрушительное поражение при Вальме; 21 января 1793 г. состоялась казнь бывшего короля Людовика XVI. Это событие потрясло монархическую Европу.
8 февраля 1793 г. Екатериной II был подписан указ «О прекращении сообщения с Францией, по случаю произшедшаго в оной возмущения и умерщвления короля Людовика XVI, и о высылке французов из России, изключая тех, которые под присягою отрекутся от революционных правил, во Франции распространившихся», прекративший действие российско-французского торгового договора 1786 г. и наложивший запрет на заход в российские порты судов под французским национальным флагом. Равным образом российским купцам и судовладельцам запрещалось посылать их торговые суда во французские порты.
Спустя два месяца, 8 апреля, правительство Екатерины II было принято решение о пресечении ввоза в Россию «французских товаров как на российских и на иностранных судах, так и сухим путем». Одновременно под предлогом точного и неукоснительного исполнения указа, предотвращения злоупотреблений и подлогов «в привозе запрещаемых товаров, под названием будто бы в других местах выделываемых», утверждалась роспись иностранных товаров, которые были запрещены к привозу в Россию через портовые и сухопутные таможни.
Императрица также приняла меры к организации новой антифранцузской коалиции. В марте 1793 г. была подписана конвенция между Россией и Англией об обоюдном обязательстве оказывать друг другу помощь в борьбе против Франции, согласно которой запрещался отпуск во Францию хлеба и других продовольственных товаров, закрыть свои порты для французских судов и препятствовать торговле Франции с нейтральными странами. Эти меры были также распространены на торговлю с Голландией и другими государствами, оказавшимися в зависимости от Франции. Указом от 20 мая 1796 г. голландским судам закрывался доступ в российские порты. Это было первым в истории страны 18 века случаем, что политические соображения повлияли непосредственно на постановления о заграничной торговле. Таким образом, Екатерина II отказалась от фритредерского курса, которого придерживалась большую часть своего правления. При этом следует отметить, что политические соображения тесно переплетались с экономическими. Это ярко проявилось на примере торговых отношений с Англией. Сблизившись с англичанами в борьбе с французской революцией Екатерина возобновила торговый договор с Британией 1766 г., не высказав при этом требований к англичанам признать принципы вооруженного нейтралитета. С другой стороны, она запретила всякую торговлю с Францией, но воспользовалась также возможностью ограничить ввоз в Россию большого количества импортных товаров из других стран, подрывавших российскую промышленность благодаря либеральному тарифу 1782 г. Жертвой этого нового протекционизма пала английская полосатая ткань для нижних юбок, а вместе с ней фарфор, зеркала, карты и многие предметы роскоши - дорогая одежда, шляпы, перчатки и т.п.
Составленный в 1795 г. тариф должен был вводиться с 1 января 1797 г., но был пересмотрен. В 1796 году пошлины вновь стали взиматься ефимками, были отменены льготы, как русским, так и иностранным купцам. Тариф 1797 г. практически повторил положение 1792 г. с небольшим повышением пошлин на некоторые иностранные товары, которые составили с пуда персидского шелка сырца – 16,32 коп., китайского – 40 руб. 80 % коп. Незначительной пошлиной были обложены русские мануфактурные изделия.
Пошлины взимали ефимками, считая в фунте по 14 ефимков, или русскими серебряными деньгами, считая каждый ефимок 1 руб. 25 коп., а другую половину – российской ходячей монетой. В 1796 году таможенный доход составил 7 млн. 500 тыс. руб., а в 1802 г. поступления в государственный банк от таможни достигли 8 млн. 750 тыс. рублей.
Тема 10. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
в первой половине XIX в.
Лекция 13.
План
1. Таможенная политика России 1801 – 1819 г.
2. Тариф 1822 г. и протекционистский курс Канкрина.
3. Преобразования в таможенной службе первой половине XIX в.
1. Таможенная политика России 1801 – 1819 г.
Таможенная политика России в начале XIX в. оказалась под влиянием расстановки сил в Европе. Политическая конъюнктура, новые территориальные приобретения России, расширение границ государства, прокладывание новых торговых путей сказались на изменении структуры таможенной охраны и формировании основных направлений таможенной политики. В первые два десятилетия таможенная политика претерпевала взлеты и падения. Происходили переходы от чисто протекционистских тарифов к фритредерским, но при этом преобладали тенденции свободной торговли.
В начале века внешнеполитическая обстановка сложилась так, что Россия пошла на уступки Франции. В период континентальной блокады, объявленной Наполеоном Англии, в Петербурге была создана ликвидационная контора Министерства финансов для решения взаимных расчетов между русскими и английскими купцами. Контора была упразднена 3 сентября 1802 г. и вновь восстановлена после заключения Тильзитского мирного договора. Все это потребовало пересмотра таможенной политики и тарифов. В 1810 г. было выработано «Положение о торговле на 1811 год», которое свело внешнеторговые операции России и Франции к полному прекращению. Положение послужило главным поводом к разрыву России с Францией и Отечественной войне 1812 г. В угоду Англии было объявлено полное благоприятствование для английских купцов. В то время, когда Франция практически лишалась права торговать с Россией, около двухсот английских кораблей с товарами вошли в российские порты.
Эти действия, как свидетельствуют очевидцы, взбесили Наполеона. Очевидцы в своих воспоминаниях рассказывают такой эпизод. После 100 дней, когда Наполеон потерпел поражение от армий союзников, ему задали вопрос: «Какова же причина войны с Россией?» Он ответил, что всякое деяние, направленное против французской нации, должно быть наказуемо[2].
После окончания войны, чтобы угодить союзным державам, тариф четыре раза пересматривали, делая более умеренной таможенную политику. 31 марта 1818 г. был принят таможенный тариф, полностью покончивший с запретительной системой, за исключением запретов на ввоз некоторых товаров железоделательной и текстильной промышленности. Еще более умеренным был тариф, принятый в ноябре 1819 г. В страну по низким таможенным ставкам (2–15% от стоимости товаров) хлынули иностранные товары. Русская промышленность не могла выдержать конкуренции, так как она была еще в зачаточном состоянии. Оценивая тариф 1819 г., министр финансов России Е.Канкрин говорил, что этот тариф «убил русскую промышленность».
В рассматриваемый период практика межторговых отношений между государствами Запада породила новую форму внешнеэкономических связей – порто-франко и вольные гавани. Порто-франко создавались в интересах поощрения развития торгово-промышленной деятельности.
Порто-франко пользовался правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров, их беспошлинной продажи на территории портов. Порто-франко – это таможенная экономическая зона, где товары выгружаются, подвергаются переупаковке, рассортировке, переработке. Привозимые товары покупаются местным населением без уплаты пошлин. Опыт создания порто-франко имелся во Франции (Марсель и др.), Германии (Гамбург, Бремен, Любек) и в других государствах.
Вольные гавани – это небольшой участок земли или портовой территории, предназначенный для беспошлинного хранения товаров, но без прав их продажи, потребления и переупаковки. Товары направлялись в свое государство с пошлиной, а в другие проходили транзитом без пошлины.
Порто-франко в Одессе был учрежден Высочайшим указом в 1817 г. и стал функционировать с 1819 г., когда были завершены все подготовительные работы, выделена экономическая зона и обведена рвом, организованы две таможни – Херсонская и Тираспольская – для пропуска через черту порто-франко оплаченных пошлиной товаров. (Порто-франко в Одессе существовал до апреля 1859 года.) Со временем порто-франко превратился в складочное место для иностранных товаров, которые транзитом направлялись в Россию через Кавказ в Персию и на Балканы. С другой стороны, в порто-франко в Одессе сокращался ввоз товаров из России. Значительная часть ввезенных товаров оставалась в Одессе. Не случайно, что в связи с ростом порто-франко город рос и развивался. Достаточно сказать, что если в 1832 г. в Одессе проживало 60 тыс. жителей, то в 1849 г. их число составило 86 тыс. 729 человек.
Развитие торговли и тарифное регулирование вывоза товаров сопровождались увеличением контрабанды. Несмотря на принимаемые меры, ухищрения контрабандистов совершенствовались. Использовались выработки под землей и рылись подземные ходы с выходом за город, куда и выносились товары в обход таможни. Порто-франко в Одессе просуществовал только до 1859 г.
В последующие годы порто-франко был создан во Владивостоке. Его влияние распространялось на Приморскую область, Якутию, Уссурийский край. Введение порто-франко в этих районах способствовало их экономическому подъему. Беспошлинная торговля была отменена на спирт, вина, табак и сигары. Введенный в Батуми порто-франко просуществовал всего четыре года.
В период функционирования порто-франко был получен богатый опыт организации таможенной службы, решения задач таможенного контроля и оформления пропуска товаров. Практика подтвердила, что порто-франко позволяет увеличить сбор пошлин. Опыт порто-франко в Одессе показывает, что доля таможенных сборов, поступивших в казну за 40 лет, возросла более чем в шесть раз.