Принципы формирования и функционирование механизма государства.
Строение и организация деятельности системных органов гос власти осуществляется не произвольно, а в соответствии со строго определенными основополагающими идеями и вот такие руководящие и основополагающие идеи и начала в соотв с которыми происходит формирование и функционирование органов гос власти называются принципами механизма государства. Любой принцип это идеально сформулированная модель либо построения системы, либо функционирования. Несмотря на то что она явл идеальной, необх еще быть руководящей.
Для того что бы принципами можно было руководствоваться они должны быть нормативно закреплены. Как правило эти принципы находят свое нормативное закрепление в Конституции, а это основной закон гос-ва. Но всех положений К закрепить не может. Поэтому существуют и другие нормативно правовые акты. Все принципы можно разделить на две группы. 1.Конституционные принципы формирования М.Г. 2. Внеконституционные принципы – которые находятся в других норм правовых актах. Они производные от конституц принципы. Они находят свое закрепление в таких НПА как ФЗ о системе гос службы РФ, О государственной гражданской службе, Закон о политических партиях, Закон о гарантиях избирательных прав граждан и др. К.П.- Принцип разделения властей – один из основополагающих в демократич гос-ве. В конст РФ в ст. 10. для эффективности и предотвращение узурпации В. подразделяется: Законодательная, Исполнительная и Судебная власть. Это не три разные отдельные ветви власти, а три единой власти. Они едины в источнике- это народ, Едины цели и задачи гос власти, едино содержание и сущность гос власти. Чтоб предотвратить узурпацию власти необходим механизм взаимного контроля по отношению друг другу, поэтому они должны быть подотчетны и подконтрольны друг другу. Это система механизма сдержек и противовесов. Ведущая роль отводиться судебной ветви власти. Ст.103 ч.3.
В ст 2 Конституции РФ – человек его права и свободы явл высшей ценностью, здесь принцип гуманизма, в демократическом гос-ве человек должен рассматриваться не как средство для решения гос задач, а как конечная высшая цель деятельности самого государства. В ст 3 Конституции РФ принцип демократизма. В ст 5 Конституции РФ принцип федерализма. Здесь двух уровневое построение гос власти и разделение полномочий между органами гос власти и органами субъектов федерации. В ст15 ч 2 Конт РФ здесь принцип законности – здесь органы гос власти, органы местного самоуправления и граждане должны соблюдать конституцию РФ. Принцип законности предст собой обращенное ко всем органам гос власти и всем должн лицам требования строгого точного и неуклонного и неукоснительного соблюдения законов. Гос-во не только издает законы, оно должно само эти законы соблюдать и исполнять. Принцип гласности – это открытость и доступность информации о деятельности органов гос власти для общества, за искл той информации что сост гос тайну. Перечень должен быть четко определен федеральным законом. Гласность предполагает не только доступность деятельность, но и свободу обсуждения этой деятельности. Принцип равного доступа к гос службе – граждане имеют равную возможность поступления на любой вид гос службы независимо от расы национальности и др. единственным критерием должно быть гражданство, уровень образования, состояние здоровья и соотв моральные и волевые качества и профессионализм, но не возраст.
Внеконституционные принципы: принцип непартийности гос службы, принцип сочетания коллегиальности и единоначалия принятия решения органами гос власти, принцип сочетание линейных и функциональных начал построения и деятельности органов, принцип ответственности в границах компетенции, принцип профессионализма и компетентности, принцип научности в построении и функц механизма государства – деятельность органов гос власти должна строится строго научно.
Эти принципы называются общими т.к. они касаются всего механизма государства в целом. есть Частные или Специальные принципы, Они характерны для отдельных систем и подсистем органов гос власти. Спец. принцип судебной В., органов прокуратуры, законодательной власти.