Политическое развитие Третьей республики
4 сентября 1870 г – установление Третьей республики. Но и после этого страной несколько лет управляли сторонники монархизма. Их поддерживали крупные собственники и католическое духовенство.
31 августа 1871 г. А. Тьер был избран Национальным собранием главой государства — «президентом республики», как официально называлась должность (с оговоркой, что эта формулировка не предрешает вопрос о будущей форме правления).
Неожиданно Тьер высказался в пользу сохранения республики. B ноябре 1872 г. он заявил: «Республика существует; она является законной формой правления в этой стране».
Ho большинство монархистов не простило Тьеру его «измены». 24 мая 1873 г. они вынудили его подать в отставку. Президентом республики был избран маршал Мак- Магон, убежденный легитимист.
Одним из главных направлений своей деятельности на посту президента Мак-Магон провозгласил восстановление «морального порядка».
Префекты, прокуроры, другие государственные служащие, заподозренные в республиканских убеждениях, отстранялись от должности и заменялись монархистами. Для борьбы с республиканцами правительство использовало право назначать глав местной администрации (мэров).
Замаячившая на горизонте угроза реставрации империи побудила дотоле непримиримую часть орлеанистов пойти на компромисс с республиканцами в интересах укрепления существующего порядка. Плодом этого компромисса явились три конституционных закона, принятые в течение 1875 г. Вместе взятые, они и составили Конституцию Третьей республики.
1875 г – новая Конституция. Буржуазно-демократическая парламентская республика.
Главные ветви власти были представлены президентом, палатой депутатов и сенатом.
o Президент избирался на 7 лет. По своим полномочиям он напоминал конституционного короля — номинально считался главой исполнительной власти, назначал и отстранял от должности министров, председательствовал на их заседаниях, но был лишен права принимать помимо их ведома и согласия какие-либо иные важные решения. Президент представлял Францию в международных отношениях, подписывал декреты и обнародовал законы, мог вернуть закон на повторное обсуждение в палаты, обладал правом помилования. Министры, в руках которых находилась реальная исполнительная власть, образовывали правительство, несшее солидарную ответственность перед палатами.
o Двухпалатному Национальному собранию принадлежала законодательная власть.
31декабря 1875г. Национальное собрание было распущено. Состоялись выборы в законодательные палаты. Места в сенате распределились почти поровну между монархистами и республиканцами. B палате депутатов республиканцы добились убедительного перевеса (360 мандатов против 170).
Президент Мак-Магон сделал вид, что подчинился воле избирателей, и назначил правительство из умеренных республиканцев. Однако16мая 1877 г. он, воспользовавшись разногласиями с правительством, отправил его в отставку. Был сформирован кабинет из монархистов во главе с орлеанистом герцогом де Брольи. Затем с согласия сената президент распустил палату депутатов и назначил новые выборы.
Республиканцы образовали предвыборный блок, выдвинувший общую платформу и единых кандидатов во всех избирательных округах. Эта тактика блестяще себя оправдала. Ha выборах 14 октября республиканцы получили 335депутатских мест против 208, отошедших к монархистам.
Мак-Магон пытался игнорировать результаты выборов. Он назначил кабинет из монархистов, не располагавший поддержкой парламентского большинства. Тогда его противники прибегли к обструкции, провалив в палате депутатов ззхонопроект о бюджете на 1878 г.
Перед угрозой политического кризиса Мак-Магон уступил. Он отправил в отставку кабинет меньшинства, а 29 января 1879 г. сам досрочно оставил свой пост.
Ha следующий день президентом был избран Жюль Греви. Таким образом, республиканцы овладели основными ветвями государственной власти.
Правительство Франции осуществили ряд демократических преобразований:
· Была провозглашена свобода профессиональных союзов, собраний и печати.
· Вводилось всеобщее и бесплатное начальное образование, что позволило к концу XIX в. снизить число неграмотных до 5 % населения.
· Улучшилось положение рабочих.
· На предприятиях был установлен 10-часовой рабочий день (1900),
· вводился один выходной день в неделю (1906),
· стали выплачиваться пенсии (с 1910 г.).
· В 1905 г. был принят закон об отделении церкви от государства и прекращена выплата ей казенных денег.
Важная особенность – наличие множества политических партий. Это делало невозможной победу на выборах одной из них и формирование стабильного правительства.
Многопартийные республиканские министерства, разрываемые внутренней борьбой, были неустойчивы. С 1871 по 1914 г. сменилось свыше 50 правительств, и ни одно из них не продержалось более трех лет.
Политические кризисы
Буланжизм. Затянувшийся в 80-е годы экономический кризис ускорил разорение большого числа крестьян и мелких городских буржуа. Процветавшие, как и раньше, финансовые спекуляции сопровождались многочисленными банкротствами, от которые страдали прежде всего мелкие вкладчики. В стране вновь активизировалось рабочее движение, о чем свидетельствовали забастовки в ряде городов. Недовольство различных групп населения стремились использовать реакционеры. Они старались разжечь националистические настроения, пропагандировали реваншистскую войну против Германии.
В этой беспокойной обстановке развернул свою деятельность политический авантюрист генерал Жорж Буланже. Заняв в 1886 г. должность военного министра, он фазу же обратил на себя внимание резкими выпадами против Германии, требованием укрепления военного потенциала страны. О нем заговорили как о личности, способной вернуть Франции Эльзас и Лотарингию. Человек крайне честолюбивый и неразборчивый в средствах достижения цели, Буланже старался завоевать популярность, выдавая себя за сторонника республики. Удалив из армии орлеанских принцев и монархистов высказавшись в поддержку бастующих рабочих, он получил поддержку радикалов и даже части социалистов как «настоящий республиканец и демократ».
Популярность Буланже быстро росла, он стал кумиром мелкой буржуазии. Многие надеялись, что генерал вернет былое величие Франции и обеспечит экономическое процветание внутри страны. Обретя многочисленных сторонников, генерал стал подумывать о диктаторских полномочиях. Встревоженные республиканцы поспешили отправить его в отставку. Помимо отчетливо проявившихся карьеристских устремлений Буланже, их пугала опасность быть втянутыми в войну с Германией, к которой Франция не была готова.
Выйдя в отставку, Буланже сразу же встал во главе всех недовольных. Генерала тайно поддерживали и монархисты, надеясь с его помощью вернуть трон Орлеанской династии. Росту популярности отставного министра немало способствовала царившая в государстве коррупция.
Буланже, в частности, использовал разразившийся в 1887 г. в Елисейском дворце скандал, когда выяснилось, что зять президента торговал орденами Почетного легиона, а сам Ж Греви наживался на поставках в армию. Греви вынужден был уйти в отставку, а скандал, вызвавший замешательство в правительстве республиканцев, еще более укрепил авторитет генерала как «борца с коррупцией». В это трудное для республики время вокруг Буланже объединились не только честолюбивые аферисты и монархисты, но и многие честные люди, возмущенные продажностью политиков. Пользуясь этим, буланжистская организация потребовала роспуска парламента, отставки правительства и пересмотра конституции страны.
В 1888-1889 гг. буланжистское движение достигло наибольшего подъема. Генерал одержал ряд побед на выборах и прошел в парламент. Ждали, что Буланже совершит государственный переворот, но он не решился на это. А тем временем правительство начало против генерала процесс по обвинению его в заговоре против республики и подстрекательстве армии к мятежу. Слухи о возможном аресте вынудили Буланже бежать из Франции; Верховный суд приговорил его заочно к смертной казни. Вскоре после этого буланжистское движение распалось, а сам несостоявшийся диктатор застрелился.
Панамский скандал. Спустя несколько лет во Франции разразился новый политический скандал, вызванный крупной финансовой аферой и взяточничеством в государственном аппарате. Еще в 1880 г. по инициативе строителя Суэцкого канала Фердинанда Лессепса была создана компания для прорытия канала через Панамский перешеек. Акции были куплены многими французами, которые надеялись получить высокие прибыли. Но строительство канала затянулось, и в 1888 г. компания объявила о своем банкротстве. Многочисленные держатели акций потеряли вложенные деньги. Вскоре выяснилось, что из собранных 1,4 млрд. франков на строительство канала было израсходовано лишь 700 млн.; остальные деньги были либо растрачены руководством компании, либо ушли на подкуп официальных лиц. В получении взяток от компании были уличены более 100 депутатов, сенаторы и даже министры. Вскрылись и факты подкупа известных газет, рекламировавших Панамскую компанию даже тогда, когда уже был очевиден ее неизбежный крах.
Страна была потрясена размерами скандала. Дельцы, руководившие компанией, оказались в тюрьме. Правительство было вынуждено также потребовать суда и над особо скомпрометированными депутатами, хотя почти все они были оправданы.
Дело Дрейфуса. В 1894 г. капитан Генерального штаба, еврей по национальности, Альфред Дрейфус был обвинен в передаче секретной военной информации Германии. Несмотря на то, что никаких серьезных доказательств его виновности не было найдено, Дрейфус был разжалован и приговорен трибуналом к пожизненному заключению. Среди французских офицеров, в основном выходцев из дворянских семей, были сильны антисемитские настроения, и «Дело Дрейфуса» военное командование использовало для разжигания шовинизма и антисемитизма в стране.
Спустя два года новый начальник французской контрразведки Пикар установил невиновность Дрейфуса и имя настоящего шпиона - Эстерха-зи. Он потребовал исправить ошибку, но был смещен с должности. Военное министерство, стремясь сохранить «честь мундира», предпочитало скрыть обнаружившиеся факты, но о разоблачениях Пикара узнали газеты.-По требованию брата Дрейфуса и ряда депутатов в 1898 г. состоялся повторный суд, но и на этот раз, вопреки очевидным фактам, Дрейфус был признан виновным.
Против этого судебного фарса выступили известные французские писатели, ученые, прогрессивные политические деятели (среди них писатели Эмиль Золя, Анатоль Франс, Октав Мирбо). Они обвиняли военное командование в умышленном подлоге в угоду реакционерам и клерикалам в армии. .«Дело Дрейфуса» приобретало политическое звучание. Речь уже шла не просто о реабилитации невинно осужденного, а о защите демократических свобод в стране. Франция раскололась на два лагеря - сторонников и противников Дрейфуса. При обсуждении его дела в парламенте вспыхивали потасовки, а во многих городах демонстрации дрейфусаров и антидрейфусаров перерастали в вооруженные столкновения. В эти кризисные дни в Париже было даже введено военное положение.
Наиболее дальновидным политикам было ясно, что с «Делом Дрейфуса» надо покончить как можно скорее - Франция была на грани гражданской войны. В 1899 г. Дрейфус был помилован новым президентом Лубе, а спустя семь лет приговор по его делу был окончательно отменен. Дрейфуса вернули на военную службу, и он дослужился до звания бригадного генерала.